Разработка мероприятий по усовершествованию договорной политики организации с целью снижения налоговых обязательств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 18:25, дипломная работа

Краткое описание

Исходя из актуальности данного вопроса, целью дипломного исследования является оценка влияния договорной политики на налоговые обязательства организации жилищно-коммунальной сферы. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - рассмотреть договорную политику как инструмент управления налоговыми обязательствами организации, - изучить особенности регулирования гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ, - изучить проблемы налоговой правосубъективности организаций сферы ЖКХ, - дать характеристику предприятия, - провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, - провести анализ налоговой нагрузки предприятия.

Содержание

ВЕДЕНИЕ 3
1. ВЛИЯНИЕ ДОГОВОРНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ НА ЕЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА 5
1.1. Договорная политика как инструмент управления налоговыми обязательствами организации 5
1.2. Особенности регулирования гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ 18
1.3. Проблемы налоговой правосубъективности организаций сферы ЖКХ 30
2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ОРГАНИЗАЦИИ 35
2.1. Краткая характеристика предприятия 35
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Жилье» 44
2.3 Анализ налоговой нагрузки ООО «Жилье» 82
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО УСОВЕРШЕСТВОВАНИЮ ДОГОВОРНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ 94
3.1. Оценка возможностей изменения договорной политики организации 94
3.2. Разработка мероприятий по налоговому оздоровлению организации на основе оценки возможностей изменения договорной политики 101
3.3. Оценка мероприятий по усовершенствованию договорной политики организации 108

Вложенные файлы: 1 файл

диплом весь-1.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

 

Экономические отношения постоянно развиваются и усложняются. Финансовая политика, в целом, играет важную роль в системе бухгалтерского учета предприятия. Более того, именно сегодня становится ясно, что договорная политика является краеугольным камнем финансовой политики, так как она, во многом, определяет учетную и налоговую политики.

Проводя договорную политику, следует  оценивать в комплексе все  налоговые последствия заключаемого и (или) изменяемого хозяйственного договора. На первом этапе оценивается возможность реализации мероприятий по снижению налоговой нагрузки и принимается решение о заключении договора с экономическим субъектом посредством моделирования отдельных условий договорной конструкции в зависимости от:

• точности классификации договора и правильности толкования его условий;

• величины возникающих налоговых  обязательств;

• организационно-правовой формы  осуществления предпринимательской  деятельности субъектного состава договора;

• месторасположения контрагента, использования им налоговых льгот  и применяемого режима налогообложения (общий или специальный налоговый  режим);

• управленческой структуры организации (наличие или отсутствие филиалов и подразделений);

• уровня развития информационной системы в организации;

• наличия технических средств  регистрации информации, компьютерной техники;

• уровня квалификации бухгалтерских  кадров;

• согласованности действий юридической  и бухгалтерской служб организации;

• методик учета активов и обязательств, зафиксированных в приказе об учетной политике организации;

• минимального и максимального  объемов сделки.

Анализ этих факторов позволяет  принять решение по упразднению  нерентабельных видов договоров, разработке новых или улучшенных (модифицированных) вариантов, способствующих созданию оптимальных условий, сочетающих экономические выгоды в бухгалтерском учете и минимизацию налоговых отчислений.

Исходя из актуальности данного  вопроса, целью дипломного исследования является оценка влияния договорной политики на налоговые обязательства организации жилищно-коммунальной сферы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть договорную политику как инструмент управления налоговыми обязательствами организации,

- изучить особенности регулирования гражданско-правовых отношений в сфере ЖКХ,

- изучить проблемы налоговой правосубъективности организаций сферы ЖКХ,

- дать характеристику предприятия,

- провести анализ финансово-хозяйственной  деятельности предприятия,

- провести анализ налоговой  нагрузки предприятия.

Объект исследования – ООО «Жилье».

Предмет исследования влияния договорной политики на налоговые обязательства организации жилищно-коммунальной сферы.

 

1. ВЛИЯНИЕ  ДОГОВОРНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ  НА ЕЕ НАЛОГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

1.1. Договорная  политика как инструмент управления  налоговыми обязательствами организации

 

Изменения, происходящие в настоящее время в экономике из-за финансового кризиса и глобализации, заставляют совершенствовать состав бухгалтерской информации и формы ее представления. Достоверная и полная бухгалтерская информация оказывает влияние на процесс формирования общественного мнения о финансовом положении предприятия. Хорошая репутация помогает предприятию принимать эффективные управленческие решения, привлекать дополнительные инвестиции и т. д.

В современной экономической литературе, например, в работах М.Л. Пятова, нередко отмечается, что среди пользователей бухгалтерской информации выделяются оптимисты и пессимисты. Оптимисты придерживаются «западной философии бухгалтерского учета, то есть они доверяют бухгалтерской информации, представленной в отчетности, и используют ее для принятия решений. Пессимисты считают, что бухгалтерская информация, имеющаяся в отчетности, не отражает реального финансового состояния предприятия.

Действительно, бухгалтерская информация - это совокупность фактов хозяйственной жизни, представленная в виде бухгалтерских записей. Таким образом, хозяйственные явления, представленные в бухгалтерской отчетности, не тождественны реальным фактам. Отображение реальных событий в бухгалтерской отчетности зависит, в том числе, и от финансовой политики предприятия, которая включает следующие элементы:

1) учетную политику;

2) налоговую политику;

3) договорную политику.

Как отмечают А.С. Бакаев и Л.З. Шнейдман, учетная политика стала применяться в конце 1980-х гг. Сегодня учетная политика в Российской Федерации регулируется Положением по бухгалтерскому учету -Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 г. № 106н.

Согласно п. 2 ПБУ 1/98A.L., учетная политика организации - это принятая на предприятии совокупность способов ведения бухгалтерского учета, включающая первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущую группировку и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.

Формируя свою учетную политику, предприятие может:

1) выбрать один из предлагаемых нормативными документами вариантов ведения бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций;

2) самостоятельно разработать методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни тогда, когда таковая не установлена нормативными документами;

3) применять методику бухгалтерского учета, отличную от предписанной нормативными документами, в том случае, если, по мнению бухгалтера, содержащаяся в нормативных документах по бухгалтерскому учету методология не позволяет достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной жизни.

Таким образом, с помощью учетной политики можно существенно влиять на процесс формирования бухгалтерской информации. Это сказывается на эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, на привлечении дополнительных инвестиций и т. д.

В свою очередь, учетная политика тесно связана с налоговой политикой и налоговым планированием. Налоговое планирование подразумевает под собой комплекс мер, направленных на минимизацию налогообложения, максимизацию прибыли, разработку структуры взаимовыгодных сделок, а также на повышение эффективности управления денежными потоками.

Налоговое планирование включает три уровня.

1. Стратегический уровень, на котором реализуются функции планирования, то есть принимаются стратегические решения по снижению налогообложения.

2. Тактический уровень, на котором реализуются функции контроля, а именно, осуществляется координация стратегических и операционных схем.

3. Оперативный уровень, на котором реализуются операционные функции, то есть осуществляются расчеты, подготовка документации, разрабатывается операционная структура для снижения налогов.

Необходимо отметить, что одним из инструментов налогового планирования, позволяющим избежать возникновения дополнительных налоговых обязательств, является договорная политика. По мнению автора, A.L.бухгалтеры, аудиторы и юристы уделяют данному элементу финансовой политики недостаточное внимание. Сегодня именно в данной сфере особенно важно постоянное взаимодействие бухгалтерской и юридической служб, так как тип и условия договора, а также правовой статус участников сделки, от которых зависит порядок бухгалтерского учета и схема налогообложения, имеют большое значение.

Суть договорной политики состоит в определении вида договора и его конкретных условий. В свою очередь, сама возможность выбора в данной сфере обеспечивается действием двух принципов гражданского права: принципа свободы договора и принципа диспозитивного регулирования ряда условий договоров, заключаемых организациями.

Принцип свободы договора реализуется в соответствии со ст. 421 ГК РФ, согласно которой предприятие вправе заключать договоры, предусмотренные или не предусмотренные законом или иными правовыми актами. Стороны также могут заключать смешанные договоры, в которых сочетаются элементы договоров разных видов, предусмотренных законом или иными правовыми актами. При этом взаимоотношения сторон по смешанному договору определяются нормами, содержащимися в соответствующих частях смешанного договора, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. Кроме того, согласно пункту 4 ст. 421 ГК РФ, стороны могут определять в договоре любые условия, не противоречащие обязательным предписаниям закона. В Гражданском Кодексе РФ установлено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Принцип диспозитивного регулирования условий договора реализуется в соответствии со ст. 422 ГК РФ, согласно которой договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Таким образом, договорная политика влияет на юридическое оформление хозяйственных операций и на порядок их отражения в бухгалтерском учете, определяя, тем самым, картину финансового положения организации, которая отражается в бухгалтерской отчетности.

Например, предположим, что руководство предприятия принимает решение о применении договора комиссии. На сегодняшний день, договор комиссии используется в большинстве отраслей экономики. Данный вид договора позволяет:

• организовать разделение труда;

• сосредоточиться на производстве товаров, работ и услуг;

• снизить издержки, связанные с реализацией собственной продукции, товаров и услуг;

• избежать необходимости содержать собственный сбытовой аппарат и осуществлять дорогостоящие маркетинговые исследования;

• быстрее продвигать товар на рынок;

• расширять рынки сбыта;

• оптимизировать налогообложение.

Договор комиссии регулируется главой 51 ГК РФ - Комиссия». К элементам договора комиссии относят предмет и стороны договора, его форму, цену и сроки.A.L.

Предметом договора комиссии является совершение определенных юридических действий - сделок, стороной которых в договоре с третьими лицами становится комиссионер. Все сделки комиссионер совершает только от своего имени. Это свойство является главной отличительной особенностью договора комиссии. На комиссионера оформляются все документы - договор, накладные, счета-фактуры и т. д. Ссылка на комитента в документах, оформленных от имени комиссионера, не делается. Таким образом, комиссионер становится обязанным по сделкам, заключенным с третьими лицами. Однако он не несет ответственности за неисполнение сделок, вызванных действием или бездействием третьих лиц, кроме случаев, когда комиссионер не проявил необходимой осмотрительности при выборе стороннего партнера, либо принял на себя ручательство за исполнение сделки - делькредере.

Необходимо также отметить, что комиссионер всегда действует в соответствии с указаниями комитента. Однако на практике может возникнуть ситуация, когда комиссионер предварительно не мог согласовать свои действия с комитентом или получить запрос в разумные сроки. В этом случае комиссионер вправе отступить от указаний комитента, если того требуют обстоятельства дела и интересы комитента.

Кроме того, комитент может предоставить комиссионеру право отступать от своих указаний без предварительного запроса. В этом случае, согласно п. 1 ст. 995 ГК РФ, комиссионер обязан в разумные сроки сообщить комитенту о допущенных отступлениях.

Принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких условий, - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 992 ГК РФ, в случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые указаны комитентом, дополнительная выгода делится между сторонами поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Как правило, договор комиссии применяется для совершения сделок купли-продажи. По поручению комитента комиссионер может осуществлять, как приобретение для него товаров у третьих лиц, так и заключение договоров с покупателями на реализацию товаров комитента. На практике, нередки случаи, когда предмет договора комиссии включает в себя обе функции.

Важно отметить, что договор, который заключает между собой комиссионер и комитент, направлен на предоставление только одного вида услуг.

Денежные средства и товары, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента. Однако комиссионер вправе в соответствии со ст. 359 ГК РФ удерживать находящиеся у него вещи, которые подлежат передаче комитенту, либо лицу, указанному комитентом, в обеспечение своих требований по договору комиссии.

Комиссионер совершает сделки за счет комитента. Согласно ст. 1001 ГК РФ, комитент обязан, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а также дополнительного вознаграждения за делькредере, в соответствующих случаях возместить комиссионеру суммы, израсходованные им на исполнение комиссионного поручения. Необходимо отметить, что комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если в законе или договоре комиссии не установлено иное.

Важным свойством договора комиссии является то, что, в соответствии с п. 1 ст. 251 НК РФ, денежные средства, поступившие комиссионеру от комитента в счет возмещения израсходованных им на исполнение комиссионного договора сумм, не учитываются у комиссионера в составе доходов при определении базы по налогу на прибыль. Кроме того, согласно п. 1 ст. 156 НК РФ. данные суммы не являются объектом обложения НДС.

Информация о работе Разработка мероприятий по усовершествованию договорной политики организации с целью снижения налоговых обязательств