Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ проблемы соотношения прямых и косвенных налогов;
- анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в современной России;
- исследование путей совершенствования соотношения прямого и косвенного налогообложения России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………………………………………………….. 5
1.1.Прямые налоги………………………………………..………….… 5
1.2.Косвенные налоги, их значение в налоговой системе РФ…...….. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РФ…………………………………………………...………………………….. 11
2.1. Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе РФ………… 11
2.2.Анализ налоговых поступлений по бюджетам всех уровней: доля прямых и доля косвенных налогов………………………...…………………. 15
2.3.Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет…………..
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ ......................................................................................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...………………………………………......... 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………..……………... 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(готовая).docx

— 288.63 Кб (Скачать файл)

Увеличение поступлений  налога на прибыль по отношению к 2010 г. составило 34,4%. По словам главы  ФНС Михаила Мишустина, "Можно сделать вывод, что мы постепенно выходим из кризиса. Это оживляет, соответственно, предприятия, больше платится соответствующих налогов на доходы физических лиц, больше налога на прибыль, и мы стали меньше зависеть от нефтегазовой конъюнктуры. Это тоже мы видим из поступлений".

На расширенной коллегии ФНС России глава службы М. Мишустин заявил об основных факторах увеличения поступлений НДС в бюджет – это «повышение эффективности контроля за вычетами и возмещением налога, в том числе меры по пресечению коррупции в налоговых органах». Прирост поступлений в бюджет НДС в 2011 г. составил 31,9% по сравнению с 2010 г.

Рост мировых цен на нефть, увеличение объемов внутреннего  потребления и растущая экономическая  активность в посткризисный период обеспечили рост поступлений налога на прибыль и НДПИ на 45,3% по отношению к 2010г.

Таким образом, исследовав динамику поступления налогов в бюджетную  систему РФ за период 2006-2011 гг., можно  сделать следующие выводы:

Поступление налогов в  бюджет увеличивается ежегодно, исключая период «пика» экономического кризиса;

Регулярное повышение  акцизных ставок приводит к увеличению налоговых поступлений;

Изменения в законодательстве привели к замене единого социального  налога на страховые взносы и резкому  снижению поступлений налога на игорный  бизнес;

Основную массу налоговых  поступлений обеспечивают налог  на прибыль, НДС, налоги за регулярное пользование природными ресурсами  и (ранее) единый социальный налог.

На основе анализа вырисовываются некоторые проблемы развития и пути совершенствования налоговой системы  Российской Федерации. По мнению многих ученых и практиков, современная  налоговая система РФ, являясь  наиболее важным механизмом регулирования  экономики, не в полной мере соответствует  условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.

По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной  налоговой системе РФ, приводят к  несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу  субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности  выплат или выплате заработной платы  через «черные кассы», углублению и расширению сети теневой экономики.

Сложность формирования современной  налоговой системы объясняется  двумя основными причинами: экономическим  кризисом и растущим уровнем инфляции. Это вполне объяснимо, т.к. в сложившихся  условиях самым простым решением экономических проблем государства  становится повышение налогов. Однако подобные меры дают лишь кратковременный эффект, лишь осложняя ситуацию в дальнейшем. Повышение налогового бремени привело к возникновению и усугублению целого спектра экономических проблем.

Среди основных проблем налоговой  системы и налогового законодательства можно выделить следующие:

Высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия;

Чрезмерное количество налогов;

Завышенные налоговые  ставки;

Противоречивое воздействие  установленных налогов на процессы воспроизводства;

Сложность процедур составления  налоговой отчетности;

Сложность законодательной  базы, регулирующей отношения в данной сфере;

Полная или частичная  неуплата налогов субъектами налогообложения;

Недостаточность принимаемых  мер по пресечению недоимок в бюджет;

Отсутствие должного стимулирования отечественных производителей;

Высокое налогообложение  физических лиц при небольшой  по сравнению с западными странами оплате труда;

Низкое налогообложение добычи природных ресурсов.

Не удивительно, что к  существующей налоговой системе  в настоящее время предъявляется  масса претензий. Нестабильность наших  налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

Задачи любой налоговой  системы меняются с учетом политических, экономических и социальных требований. Российская экономика находится  в периоде становления, ее положение  ухудшилось после недавнего экономического кризиса. Возможно, поэтому налоговая система России не так совершенна, как налоговые системы других, более экономически стабильных и развитых государств. Оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства, но и не снижать стимулы налогоплательщика к правомерному поведению. Созданию эффективного налогового регулирования могут способствовать следующие направления:

Снижение уровня налогового бремени;

Уменьшение количества налогов;

Регулирование налоговых  ставок;

Упрощение процедур составления  налоговой отчетности;

Реформирование законодательной  базы, регулирующей отношения в данной сфере;

Контроль за регулярностью и полнотой исчисления и уплаты налогов;

Налоговое стимулирование отечественных  производителей.

Структура налоговых доходов  федерального бюджета в 2011–2015 гг. (% к итогу)

 

2011

2012

2013

2014

2015

Налоговые доходы*

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Налог на прибыль организаций 

3,2

3,2

3,7

3,7

3,8

НДС

30,5

30,1

33,9

35,4

36,2

Акцизы 

2,6

3,2

4,7

5,6

5,9

НДПИ 

18,9

20,4

19,5

19,4

18,6

Доходы от внешнеэкономической деятельности

43,8

42,1

37,2

35,0

34,5

Прочие налоговые доходы

1,0

1,0

1,0

0,9

1,0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ .

Совершенствование налогового администрирования.

Сохраняют актуальность вопросы  совершенствования налогового администрирования.

Предусматривается внести в  часть первую Кодекса ряд изменений, направленных на предоставление налоговым  органам прав на получение дополнительной информации, необходимой для осуществления  налогового контроля, в частности, от банков.

Так, в качестве нового основания  для истребования у банков налоговыми органами справок необходимо включить случаи, предусмотренные международными договорами (соглашениями).

Помимо этого в перечень информации, предоставляемой банками, предполагается включить информацию о  наличии вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на вкладах (депозитах), и предусмотреть предоставление банками соответствующих выписок  по вкладам (депозитам). В настоящее  время указанная информация, важная, в том числе для принятия мер  по взысканию недоимки, банками в  налоговые органы не передается.

В перечень субъектов, информация о счетах, вкладах (депозитах) которых  должна быть передана налоговым органам, следует включить физических лиц  – в особенности в случаях, когда такая информация требуется  зарубежным налоговым органам при  наличии соответствующего международного соглашения и запроса.

В настоящий момент информация банками может передаваться только в отношении индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке и  осуществляющих предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

В процедуре истребования налоговыми органами документов и информации на основании статей 93, 93.1 Кодекса  надлежит закрепить выбор способа вручения требования о представлении документов: передача под расписку, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, направление по почте заказным письмом.

В настоящее время существует последовательность вручения требования – направление требования по почте  допускается только при невозможности  использования других способов.

Особое внимание при внесении изменений в законодательство о  налогах и сборах надлежит уделять  вопросам привлечения к налогообложению  лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей  налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием «фирм – однодневок».

В число лиц, о которых  налоговый орган вправе истребовать  документы в порядке статьи 93.1 Кодекса, должны быть включены лица, с  участием (при посредничестве) которых  проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается  сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Истребование таких документов производится налоговым органом  при проведении налоговых проверок, при проведении дополнительных мероприятий  налогового контроля.

Поправки призваны усилить  ответственность лица при отказе или непредставлении документов о налогоплательщике в установленные  сроки. Наряду с этим следует предоставить налоговым органам право проведения выемки документов при отказе или  непредставлении документов о налогоплательщике  в установленные сроки.

Нуждаются в регламентации  некоторые практические вопросы.

Одна из главных причин жалоб на уровень административной нагрузки – это издержки, связанные  с представлением заверенных копии  документов. Однако налоговый орган  не может не использовать механизм истребования документов. В условиях сокращения количества выездных налоговых  проверок развитие аналитической составляющей в контрольной работе требует от налоговых органов накопления и использования колоссального объема информации из различных источников, которую необходимо формализовать.

Представляется неизбежным переход на электронное взаимодействие при представлении в налоговый  орган всех первичных документов. В этих целях в статью 93 Кодекса  вносится изменение, согласно которым  под установленными форматами документа  понимаются форматы, установленные  ФНС России. Запуск электронного документооборота счетов – фактур должен ускорить переход  к электронному документообороту иных документов.

Надлежит закрепить срок ознакомления налогоплательщика с  материалами дополнительных мероприятий  налогового контроля. Целесообразно  увеличить срок представления налогоплательщиком возражений по акту проверки до одного месяца (в настоящее время 15 дней). Также месяц, а не 10 дней, должен быть срок для представления возражений, если правонарушение выявлено вне рамок  налоговых проверок.

Задача изменений в  налоговом администрирования состоит  в том, чтобы общий уровень  административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению  большего числа налогоплательщиков. Так будет обеспечена реальная налоговая конкуренция – равные условия для всех.

 Противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций.

В течение последних нескольких лет, прошедших с момента наиболее острой фазы международного финансового  кризиса, противодействие уклонению  от национального налогообложения  путем концентрации доходов в  низконалоговых юрисдикциях, законодательство которых не предусматривает норм по раскрытию информации о налогоплательщиках налоговым органам других стран, является одним из основных элементов налоговой политики многих стран ОЭСР. Российская Федерация также предпринимает усилия в этом направлении: сделки с низконалоговыми юрисдикциями подлежат обязательному контролю с точки зрения трансфертного ценообразования, в отношении резидентов таких юрисдикций не распространяются право применения пониженной ставки налогообложения дивидендов при стратегическом владении, принято принципиальное решение о необходимости заключения рекомендуемых ОЭСР межправительственных соглашений об обмене налоговой информацией с такими юрисдикциями, обновленная статья об обмене информацией, а также статья, направленная на предотвращение необоснованного применения льгот, включены в типовое соглашение об избежании двойного налогообложения.

Вместе с тем, одним  из основных элементов противодействия  уклонению от налогообложения в  России с помощью оффшорных компаний и стран, имеющих низкий уровень  налогообложения, является институт налогообложения  нераспределенной прибыли иностранных  контролируемых компаний, который заключается  в том, что не распределяемый между  учредителями (собственниками) доход  иностранной контролируемой компании или его часть может рассматриваться  в целях налогообложения налогом  на прибыль организаций как доход  ее владельца (т.е. материнской компании). Таким образом, предотвращается вывод дохода материнской компании под действие низконалоговых юрисдикций в результате последовательности сделок.

Информация о работе Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения