Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ проблемы соотношения прямых и косвенных налогов;
- анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в современной России;
- исследование путей совершенствования соотношения прямого и косвенного налогообложения России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………………………………………………….. 5
1.1.Прямые налоги………………………………………..………….… 5
1.2.Косвенные налоги, их значение в налоговой системе РФ…...….. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РФ…………………………………………………...………………………….. 11
2.1. Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе РФ………… 11
2.2.Анализ налоговых поступлений по бюджетам всех уровней: доля прямых и доля косвенных налогов………………………...…………………. 15
2.3.Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет…………..
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ ......................................................................................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...………………………………………......... 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………..……………... 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(готовая).docx

— 288.63 Кб (Скачать файл)

1) не учитывается материально-финансовое  состояние налогоплательщика;

2) тяжело платить налоги  малоимущим слоям.

Косвенные налоги выполняют  две функции:

- по оперативной мобилизации  доходов граждан в государственную  казну;

- фискальную функцию —  по регулированию экономики страны. Эта функция осуществляется методом  стимулирования или сдерживания  производства продукции по тем  или иным направлениям и таким  образом регулирует потребление.  При этом централизация управления  обеспечивает быстрое реагирование  на экономические процессы.

Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет. В бюджете 2000 г. доля косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составила 85%.

Налог на добавленную  стоимость (НДС)

Важным элементом налоговой  системы является налог на добавленную  стоимость (НДС), введенный Законом  РФ «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г., действовавшим с  изменениями и дополнениями до недавнего  времени. Одновременно с 1 января 1992 г. был отменен налог с оборота, установленный еще во времена  налоговой реформы 1930 г. и являющийся тогда основным источником государственного бюджета. Существующая в настоящее  время система налогообложения  значительно отличается от прежней, которая действовала до 31 декабря 1991 г. В НК РФ (часть вторая, гл. 21) закреплены основные положения об НДС.

НДС — универсальный косвенный  налог, в наибольшей мере отвечающий условиям рыночной экономики. Несмотря на сравнительно низкие ставки, он является одним из основных источников бюджетных  доходов. В развитых странах НДС  имеет широкое распространение, так как касается практически всех видов продукции. Ставка налога в этих странах находится в пределах 14-22%,а в среднем по ЕЭС — 18%.

НДС представляет собой форму  взимания в бюджет части добавленной  стоимости, создаваемой на всех этапах производства и реализации продукции. Рассчитывается он как произведение ставки налога на разницу между стоимостью реализованной продукции (товаров, работ, услуг) и материальными затратами, отнесенными на издержки производства и реализации продукции.

Плательщиками НДС являются:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

•лица, признаваемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации  плательщиками налога в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу Российской Федерации.

Организация-плательщик налога подлежит обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту  нахождения и по месту своего нахождения каждого обособленного подразделения.

Индивидуальные предприниматели  подлежат обязательной постановке на учет в налоговых органах по месту  жительства в качестве налогоплательщиков.

Постановка на учет в налоговом  органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется независимо от наличия  обстоятельств, которые в соответствии с гл.21 НК РФ влекут возникновение  обязанностей по исчислению и уплате налога. Постановка на учет организаций  и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в  течение 15 дней с момента их государственной  регистрации. Основанием для этого  являются сведения, поступающие в  налоговые органы от организаций, осуществляющих государственную регистрацию организаций, физических лиц, занятых предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица, либо от органов, выдающих лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также данные, представляемые налогоплательщиками.

Иностранные организации  имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены  от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и  уплатой налога, если в течение  предшествующих трех последовательных налоговых периодов их налоговая  база, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета  налога на добавленную стоимость  и налога с продаж не превысила 1 млн руб. Такая мера применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с выполнением операций по реализации товаров (работ, услуг), и не распространяется на операции, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить в налоговый  орган по месту своего учета соответствующее  письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение.

Срок представления документов — не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти  лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. При  правильном исполнении всех условий  организации и индивидуальные предприниматели  освобождаются от обязанностей налогоплательщика  на срок, равный двенадцати последовательным налоговым периодам. По истечении  указанного срока организации и  индивидуальные предприниматели, претендующие на продление освобождения, представляют в налоговые органы письменное заявление и документы, подтверждающие соответствие суммы их выручки от реализации товаров (работ, услуг) требованиям процедуры освобождения.

В течение 10 дней со дня представления  документов налоговые органы проводят их проверку и выносят решение  об освобождении налогоплательщика  от исполнения обязанностей налогоплательщика, о продлении освобождения либо о  доначислении суммы налога.

В случае превышения суммы  фактической выручки от реализации товаров (работ, услуг), полученной налогоплательщиком за период, в течение которого он был освобожден от обязанностей налогоплательщика, а также непредставления им надлежащих документов, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с  взысканием с налогоплательщика  соответствующих сумм штрафов и  пеней.

Наряду с податями акцизы являются самой древней формой налогообложения. Еще правители Римской империи  единолично использовали этот вид налога в качестве основного  источника пополнения государственной казны. В царской России в 1901 г. акцизы составляли более половины доходов от всего объема собираемых косвенных налогов.

В Российской Федерации акцизы были введены Федеральным законом  «Об акцизах» от 6 декабря 1991 г. № 1993-1 (ред. от 2 января 2000). Как и налог  на добавленную стоимость, они имеют  широкое распространение в развитых странах. Такие платежи применялись  и в СССР до налоговой реформы 1930 г. Акцизы, как правило, устанавливаются  на ограниченный перечень товаров и  играют двоякую роль. С одной стороны  — это один из важнейших источников пополнение бюджета, с другой — средство регулирования производства и, следовательно, потребления подакцизных товаров (в основном социально-вредных). В  настоящее время ФЗ «Об акцизах» утратил силу, а вместо него действует  гл.22 НК РФ, часть вторая.

Термин «акциз» происходит от латинского assedere (обрезать). Будучи косвенным налогом, акциз имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость (НДС), но имеет отличительные особенности, индивидуальные для каждого конкретного товара. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В других странах Запада под эту категорию подпадают обычно товары массового внутреннего потребления.

Акцизы увеличивают цену продукции и оплачиваются потребителем. Если НДС облагается лишь часть стоимости, которая создается на всех стадиях  производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг) и определяется как разница между стоимостью продукции и стоимостью материальных затрат относимых на издержки ее производства и реализации, то акцизом облагается вся стоимость товаров, включая  материальные затраты.

Следует заметить, что взимаемый  в государственный бюджет акциз  не отражает ни эффективности производства, ни потребительских свойств продукции, а является следствием особых условий ее производства и реализации. Если бы отсутствовал указанный налог, то предприятие — изготовитель подакцизной продукции получало бы незаслуженно высокую прибыль. По сравнению с другими предприятиями оно имело бы предпочтительные условия. Например, розничные цены на вино-водочные изделия в нашей стране такие, что если бы не было акцизного налога, то рентабельность предприятий — изготовителей этой продукции измерялось бы сотнями процентов.

Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.

Плательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• лица, признаваемые плательщиками  налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу  Российской Федерации, определяемые в  соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются плательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

Налогоплательщики — участники договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) несут солидарную ответственность по исполнению обязанности уплаты налога.

В качестве лица, исполняющего обязанности по исчислению и уплате всей суммы налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, осуществляемым в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), признается лицо, ведущее  дела простого  товарищества. Если ведение дел простого товарищества (договора о совместной деятельности) осуществляется совместно  всеми участниками простого товарищества, то участники догори вора простого товарищества самостоятельно определяют участника, исполняющего обязанности по исчислению и уплате  всей суммы налога по операциям, признаваемым объектами налогообложения. Указанное лицо несет все права и исполняет обязанности налогоплательщика в отношении указанной суммы налога. Оно обязано не позднее дня совершения первой операции, признаваемой объектом налогообложения, повторно встать на учет в качестве налогоплательщика, ведущего общие дела простого товарищества, независимо от постановки  на учет в качестве налогоплательщика, ведущего собственную деятельность.

При полном и своевременном  исполнении обязанности по уплате налога лицом, исполняющим обязанности  по уплате налога в рамках простого товарищества (договора о совместной деятельности), обязанность по уплате налога остальными участниками договора, считается исполненной. Подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из  всех видов сырья, за исключением  спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция  (растворы, эмульсии, суспензии и  другие виды продукции в жидком  виде) с объемной долей этилового  спирта более 9%. В целях настоящей  главы не рассматриваются как  подакцизные товары следующая  спиртосодержащая продукция:

• лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, а также  лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические  препараты), изготавливаемые аптечными  организациями по индивидуальным рецептам;

•препараты ветеринарного  назначения, разработанные для применения в животноводстве на территории Российской Федерации;

• парфюмерно-косметическая  продукция, разлитая в емкости не более 270 мл;

• подлежащие дальнейшей переработке  и (или) использованию для технических  целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий;

•товары бытовой химии  в аэрозольной упаковке;

3) алкогольная продукция  (спирт питьевой, водка, ликероводочные  изделия, коньяки, вино и иная  пищевая продукция с объемной  долей этилового спирта более  1,5%,за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) ювелирные изделия.

В целях настоящей главы ювелирными изделиями признаются изделия, произведенные с использованием драгоценных металлов и их сплавов и (или) драгоценных камней и (или) культивированного жемчуга.

Не признаются ювелирными изделиями государственные награды, медали, знаки отличия и различия, статус которых определен законами Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации, монеты, имеющие статус законного платежного средства и прошедшие эмиссию, предметы культа и религиозного назначения (за исключением обручальных колец), предназначенные для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, ювелирная галантерея;

7) автомобили легковые  и мотоциклы;

8) автомобильный бензин;

9) дизельное топливо;

10) моторные масла для  дизельных и (или) карбюраторных  (инжекторных) двигателей.

Подакцизным минеральным  сырьем признаются:

• нефть и стабильный газовый конденсат;

• природный газ.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории  Российской Федерации лицами  произведенных ими подакцизных  товаров, в том числе реализация  предметов залога и передача  подакцизных товаров по соглашению  о предоставлении отступного  или новации; передача прав  собственности на подакцизные  товары и (или) подакцизное  минеральное сырье одним лицом  другому лицу на безвозмездной  основе, а также использование  их при натуральной оплате  признаются реализацией подакцизных  товаров;

Информация о работе Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения