Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 18:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение проблемы соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Задачами курсовой работы является:
- рассмотрение теоретических основ проблемы соотношения прямых и косвенных налогов;
- анализ соотношения прямого и косвенного налогообложения в современной России;
- исследование путей совершенствования соотношения прямого и косвенного налогообложения России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМЫХ И КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ…………………………………………………………………….. 5
1.1.Прямые налоги………………………………………..………….… 5
1.2.Косвенные налоги, их значение в налоговой системе РФ…...….. 9
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ В РФ…………………………………………………...………………………….. 11
2.1. Косвенные и прямые налоги в бюджетной системе РФ………… 11
2.2.Анализ налоговых поступлений по бюджетам всех уровней: доля прямых и доля косвенных налогов………………………...…………………. 15
2.3.Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет…………..
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ ......................................................................................................... 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………...………………………………………......... 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …….………………………..……………... 24

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая(готовая).docx

— 288.63 Кб (Скачать файл)

с учетом группировки по видам работ (договорам);

по статьям расходов (амортизация  объектов основных средств, амортизация  объектов нематериальных 

активов, оплата труда работников, материальные расходы, прочие расходы, непосредственно связанные с  выполнением НИОКР по каждому  виду научных исследований и (или) опытно-конструкторских  разработок, выполняемых собственными силами);

в форме отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

за период, погашенных за счет резерва;

давших положительный  результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода;

давших положительный  результат и не давших положительного результата, включенных в состав прочих расходов отчетного (налогового) периода  с применением коэффициента 1,5.

Прочие и внереализационные расходы в налоге на прибыль.

Уточнено, что предельная величина %, признаваемых расходом, определяется при отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика не только перед российскими организациями, но и перед иностранными.

Расширен перечень прочих и внереализационных расходов и доходов.

С 2012 года к прочим относятся  также доходы в виде сумм корректировки  прибыли налогоплательщика вследствие применения методов определения  для целей налогообложения соответствия цен, примененных в сделках, рыночным ценам (рентабельности), предусмотренным статьями 105.12 и 105.13 НК РФ.

В прочие расходы включают:

расходы, связанные с внедрением (а не совершенствованием) технологий производства, а также методов  организации производства и управления;

расходы на формирование резервов предстоящих расходов на НИОКР;

расходы, связанные с безвозмездным  оказанием услуг по изготовлению и (или) распространению социальной рекламы в соответствии с законодательством  РФ о рекламе. Указанные расходы  признаются для целей налогообложения  при условии соблюдения требований к социальной рекламе, установленных  подпунктом 32 пункта 3 статьи 149 НК РФ.

Во внереализационные расходы вошли расходы на формирование резервов предстоящих расходов налогоплательщиком — некоммерческой организацией, зарегистрированной в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях». А вот отчисления на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», сверх сумм отчислений, предусмотренных подпунктом 6 пункта 2 статьи 262 НК РФ, в целях налога на прибыль не учитываются (п. 45 ст. 270 НК РФ).

2.2.Анализ налоговых поступлений  по бюджетам всех уровней: доля  прямых и доля косвенных налогов.

Совокупность сведений о  состоянии налоговых поступлений  в бюджет, размер запланированных  и фактических показателей составляют информационную базу для проведения анализа. Она формируется определенным кругом собирателей информации, которая  приводится у отчетных данных налогоплательщиков, что поступают к налоговым  органам, органам статистики, Государственного казначейства. При этом информационная база, представлена в виде совокупности статистических показателей, должна отвечать требованиям полноты, достоверности, своевременности, сравнимости, доступности. Соблюдение отмеченных требований обеспечивает эффективность проведения статистического анализа и как следствие – принятие управленческих решений, которые базируются на достоверной информации.

Проведение сводки и группирование  статистических показателей обеспечивают удобство их использования в последующей  аналитической работе. Ведь все полученные в результате статистического наблюдения данные о налоговых поступлениях к бюджетам должны носить определенную аналитическую нагрузку. Группирования  проводят не только на этапе проработки первичных данных, но и в ходе последующих аналитических действий.

При проведении статистического  анализа важным заданиям есть выявление  и количественная оценка влияния  отдельных факторов на смену уровня налоговых платежей, среди которых: ставка налогообложения, объект налогообложения, уровень уплаты налогов, и тому подобное.

Проведение факторного анализа  помогает измерять и оценить меру влияния отдельных показателей (факторов) на результативный признак и повышает эффективность принятия в последующем  рациональных решений относительно минимизации негативных последствий, связанных с этими отклонениями, их нейтрализацию ли в целом (рис.1).

Рис. 1. Роль факторного анализа в принятии управленческих решений

Проведение статистического  исследования налоговых поступлений  с использованием факторного анализа  обеспечивает возможность оценивания влияния экзогенных и эндогенных факторов, эффекта и эффективности  структурной политики, отклонений фактических  значений показателей, от ориентированных. На основе полученных результатов разрабатываются следующие управленческие решения: динамическое прогнозирование возможных структурных изменений под воздействием факторов и условий развития; выбор из возможных вариантов наиболее эффективного сценария; предотвращение негативных трансформаций путем проведения превентивных мероприятий; регулирование поступлений налогов в бюджет с учетом влияния количества плательщиков и размера налоговой нагрузки на одного плательщика. Все эти мероприятия способствуют повышению фискальной эффективности. А это в свою очередь является обеспечением устойчивого социально-экономического развития.

Рассчитать меру влияния  каждого из факторов можно с помощью коэффициентов. Если имеет место нормальный закон распределения, то мера информативности имеет вид:

где М – корреляционная матрица входных переменных объекта;

N – корреляционная матрица  выходных переменных;

Р – корреляционная матрица, которая состоит из M, N матриц и матрицы корреляций между входными и исходными переменными объекта.

Весь комплекс факторов, которые оказывают влияние на динамику любого явления (не исключение и процесс налогообложения) разделяют  на две группы. К ним относят  факторы интенсивного и экстенсивного  развития. Экстенсивные факторы влекут повышения уровня налоговых поступлений  за счет привлечения дополнительных ресурсов. Прирост эффекта за счет интенсивных факторов в общем  приросте эффекта представляется индикатором  интенсификации.

Для того, чтобы показать действие факторного анализа при исследовании налоговых поступлений целесообразным является проведение анализа влияния изменения количества налогоплательщиков (К) и изменения уровня налоговой нагрузки (P) на размер налоговых поступлений (НП). Для примера приведем следующие расчетные данные, представленные в таблице

Таблица 1 - Динамика уровня налоговых нагрузок

 

 

   Составлено по данным налоговой отчетности

   Определим уровень налоговой нагрузки на одного налогоплательщика в каждом из исследуемых лет.

 

 

Уровень налоговой нагрузки на одного плательщика в 2011 году вырос  в сравнении с 2010 годом от 59,31 тыс. грн. до 73,66 тыс. грн. Разница между значениями показателя составляет 14,35 тыс. грн.

При этом темпы прироста уровня налоговых поступлений, количества налогоплательщиков и уровня налоговой  нагрузки, составляют:

 

 

Приведенные расчеты засвидетельствовали, что рост уровня налоговых поступлений  в 2011 году в сравнении с аналогичным  показателем 2010 года обеспечивается ростом величины налоговой нагрузки, ведь темп прироста количества плательщиков в исследуемые периоды имеет  отрицательное значение и составляет – 7,04 %.

Факторный анализ динамики уровня налоговых поступлений за счет изменения количества плательщиков и уровня налоговой нагрузки включает следующие расчеты:

1)             определение уровня изменения налоговых поступлений за счет изменения уровня налоговой нагрузки

 

Так за счет изменения уровня налоговой нагрузки на одного плательщика  объем налоговых поступлений  вырос на 304492,65 тыс. грн.

За счет изменения численности  налогоплательщиков уровень налоговых  поступлений изменился следующим  образом:

ΔНП (к)= (21219 — 22826)  59,31 = -95313,10 тыс. грн.

Уровень налоговых поступлений  в 2011 году в сравнении с 2010 годом  снизился на 95313,10 тыс. грн. за счет уменьшения количества лиц, которые оплатили налоги на 1607 плательщиков.

Прирост налоговых поступлений  составлял

ΔНП= 304420,51 – 95313,10 = 209106,60 тыс. грн.

Проведем проверку

ΔНП= НП2011 — НП 2010= 1562943,90 – 1353837,30 = 209106,60 тыс. грн.

Следовательно, прирост налоговых  поступлений на 209106,60 тыс. грн. в 2011 году в сравнении с 2010 годом на 304420,51 тыс. грн. был предопределен приростом уровня налоговой нагрузки на одного плательщика, который в 2011 году составлял 73,66 тыс. грн. в сравнении с 59,31 тыс. грн. в 2010 году. За счет уменьшения количества налогоплательщиков из 22826 лиц в 2010 году до 21219 лиц в 2011 году величина налоговых платежей сократилась на 95313,10 тыс. грн.

Целесообразно рассчитать уровень  влияния фактора интенсивной  динамики (налоговая нагрузка) в  нашем случае. Это направление  анализа предусматривает определение  удельного веса прироста налоговых  поступлений за счет изменения уровня налоговой нагрузки и количества налогоплательщиков в общем приросте налоговых поступлений.

 

 

Результаты проведенных  расчетов засвидетельствовали, что  удельный вес прироста уровня налоговых  поступлений за счет повышения уровня налоговой нагрузки на одного плательщика  в общем приросте объемов налоговых  поступлений в бюджет Тернопольской  области (индикатор интенсификации) составляет 145,58 %.

Прирост налоговых поступлений  за счет изменения количества плательщиков в 2011 году в сравнении с 2010 годом  имеет негативное значение и составляет – 45,58%.

Важным этапом исследования является проведение факторного анализа  динамики уровня налоговой нагрузки. Для этого необходимо определить изменение уровня налоговой нагрузки за счет изменения размера налоговых  поступлений (Р) и изменение уровня налоговой нагрузки за счет изменения  количества плательщиков (Р).

 

 

Уровень налоговой нагрузки на одного плательщика изменился  за счет изменения объема налоговых  поступлений на 9,86 тыс. грн. Значение этого показателя за счет изменения количества налогоплательщиков выросло на 4,49 тыс. грн.

В целом прирост уровня налоговых поступлений на одного плательщика составлял:

ΔР = 9,86 + 4,49 = 14,35 тыс. грн.

Правильность проведенных  расчетов подтверждается следующим:

ΔР = 73,66 – 59,31 = 14,35 тыс. грн.

Необходимо проводить  аналогичные исследования с помощью  факторного анализа по каждому отдельному виду налоговых платежей. Таким образом, можно исследовать слабые стороны  и недоработки в администрировании  и определить необходимые направления  влияния ради коррекции текущей  ситуации и достижение желаемого  результата в будущем.

Факторный анализ является базой для проведения кластерного  анализа, который предусматривает  выделение отдельных групп показателей  налоговых поступлений («кластеров») к бюджетам разных уровней за комплексом признаков.

Кластерный анализ позволяет  исследовать большую совокупность выходных данных. Он проводится с использованием фактических и плановых показателей динамики уровня налоговых поступлений в бюджет, отдельных их частиц; показателей динамики удельного веса отдельных составляющих процесса налогообложения; показателей меры влияния одного показателя на уровень выполнения другого.

Выводы:

Влияние факторов на отклонение уровня налоговых поступлений можно  рассчитать используя экономико-математические модели формирования налоговых платежей. С помощью использование математических формул определяется зависимость размера налоговых поступлений от таких факторов как ставка налогообложения, объект налогообложения, уровень уплаты налогов и тому подобное.

Результаты проведенного факторного анализа являются основой  для статистического обоснования  управленческих решений. С их помощью  определяются основные направления  совершенствования системы налогообложения  с учетом потенциальных возможностей региона, формируется перечень заданий  и устанавливается необходимая  последовательность их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.Анализ поступления налогов в Федеральный бюджет.

В 2010 г. в федеральный бюджет РФ поступило 3 174,3 млрд. рублей, что  на 26,8% больше, чем в 2009 году.

Согласно Федеральному закону от 24 июля 2009 г., введена уплата страховых  взносов вместо единого социального  налога по действующей ставке налога – 26%,18 поэтому в 2010 г. поступление доходов от ЕСН составило лишь 45,7 млрд. руб. (5,7% от объема поступлений 2009 г.). К 2010 г. пик экономического кризиса был пройден, что привело к увеличению поступлений от налога на прибыль и НДС. Они составили 255,0 млрд. руб. (на 30,5% больше, чем в 2009 г.) и 113,9 млрд. руб. (на 39,4% больше, чем в 2009 г.), соответственно. В 2011 г. в федеральный бюджет РФ поступило 4 480,5 млрд. рублей, что на 41,1% больше, чем в 2010 году.

Информация о работе Прямое и косвенное налогообложение: проблема соотношения