Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
- определяется сущность и роль налога на добавленную стоимость;
- изучаются основные элементы и характеристики налога на добавленную стоимость;
- проводится анализ поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и бюджет Пензенской области;
- определяются направления реформирования налога на добавленную стоимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты сущности налога на добавленную стоимость…….4
1.1 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации……………………..4
1.2 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………………………………………7
2 Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях….17
2.1 Анализ поступления налога на добавленную стоимость в Федеральный бюджет……………………………………………………………………………….17
2.2 Направления реформирования налога на добавленную стоимость...22
Заключение……………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог на добавленную стоимость содержание и регулирующая роль.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Однако в ряде случаев  прежде всего государственные и  муниципальные управляющие организации вынуждены приобретать коммунальные услуги и коммунальные ресурсы у генерирующих компаний по цене значительно выше той цены, по которой сами управляющие организации реализуют жилищно-коммунальные услуги гражданам.

Это обусловлено тем, что  генерирующие компании продают электрическую, тепловую энергию и воду по безубыточным для них, экономически обоснованным тарифам. Управляющие же компании, выступающие исполнителями жилищно-коммунальных услуг в отношении граждан, обязаны применять в расчетах с гражданами социально ориентированные тарифы с учетом: льгот, установленных федеральным законодательством и законодательством субъектов Федерации; индексов предельного роста платежей населения; нормативов потребления гражданами коммунальных услуг. Кроме того, на управляющих организациях лежат расходы по содержанию внутридомовых инженерных систем.

Таким образом, именно у управляющих  организаций складываются убытки от работы с гражданами не по их вине, а  в связи социально-значимым характером их деятельности. В соответствии со ст. 151 и 165 Жилищного кодекса РФ, соответствующими нормами законодательства о социальной защите, данный убыток субсидируется из местных бюджетов.

Помимо убытка у управляющих  организаций в этих условиях складывается и сумма НДС к возмещению (зачету или возврату) из федерального бюджета. Сумма НДС к возмещению не увеличивает убытка, не покрывается ни платежами граждан, ни субсидиями из территориальных бюджетов, а возмещается в порядке, общеустановленном законодательством о налогах и сборах. Этому есть и экономическое основание, исключающее ущерб для федерального бюджета: это реальная уплата НДС управляющими организациями своим поставщикам, т. е. генерирующим компаниям.

В случае использования налогоплательщиком освобождения (льготы) в порядке  статьи 149 НК РФ он не платит НДС в  бюджет, но и лишается права на его  вычет и возмещение.

В настоящее время управляющие организации, осуществляющие социально значимую, убыточную для них деятельность по обеспечению граждан жилищно-коммунальными услугами, не платят НДС в бюджет, а возмещают НДС, уплаченный поставщикам из бюджета.

Соответственно применение этой льготы для них невыгодно. Невыгодна эта льгота и для граждан: НДС, уплачиваемый управляющей организацией поставщикам, ранее тариф для населения не увеличивал, а относился на расчеты с бюджетом по возмещению НДС. Теперь же, в случае применения льготы, «входной» НДС, уплачиваемый поставщикам, увеличивает издержки управляющей организации, увеличивает тариф жилищно-коммунальных услуг, оплачиваемый населением. В условиях опережающего роста тарифов поставщиков это особенно ощутимо.

При невозможности поднять  тариф, в связи с включением в  себестоимость «входного» НДС, увеличатся убытки управляющих организаций. Это потребует увеличить расходы территориальных бюджетов по субсидированию данного убытка.

Существует и еще один важный аспект НДС, напрямую связанный  с малым и средним бизнесом.

В настоящее время согласно ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Налоговым кодексом РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Аналогичное освобождение для  плательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) предусмотрено ст. 346.26 Налогового кодекса РФ.

В связи с этим организации  и предприниматели, применяющие  общий режим налогообложения, не могут учитывать сумму НДС  по товарам (работам, услугам), приобретенным у организаций и предпринимателей, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД, которые в результате оказываются исключенными из состава (возможного состава) контрагентов.

Таким образом, данное положение  оказывает отрицательное воздействие на развитие российской экономики, сдерживая товарооборот, не позволяет реализовывать в полной мере потенциал малых предприятий.

В этой связи предлагается предоставить организациям, применяющим  общий режим налогообложения, возможность  учитывать «входящий» НДС при  реализации товаров (работ, услуг), приобретенных  у организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или являющихся плательщиками ЕНВД, а также при реализации результатов обработки, переработки или иной трансформации закупленной у них продукции.

При этом налоговую базу предлагается установить как разницу  между ценой реализации, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, без  включения в нее налога на добавленную стоимость, и ценой приобретения указанных товаров (работ, услуг).

Указанные изменения позволят увеличить объем заключаемых  договоров купли-продажи товаров между организациями и предпринимателями, применяющими различные режимы налогообложения, что приведет к увеличению оборота.

В итоге произойдет рост прибыли малых предприятий и  индивидуальных предпринимателей и как следствие увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.[21]

 

 

Заключение

 

Налог на добавленную стоимость  -  один  из  наиболее  сложных  в  исчислении  налогов.  Он  имеет  огромную  регулирующую  функцию путем воздействия на  механизм  ценообразования.  Значение  НДС для отечественной  экономики  сложно  переоценить.

В  результате  рассмотрения  и  анализа  действующей  практики  исчисления  и  взимания  НДС  в  Российской  Федерации  можно  сделать  следующие  выводы.

  1. НДС  является  сравнительно  молодым  налогом.  Он  был  разработан  экономистом  М. Лоре  в  середине  ХХ  века  и  впервые  веден  во  Франции  в  1958  году.  Исторически  НДС  предшествовал  сходный  с  ним  по  характеру  налог  с  оборота,  который  взимался  многократно  на  каждой  стадии  движения  товара  от  производителя  к  потребителю.  Впоследствии  налог  с  оборота  уступил  место  налогу  на  добавленную  стоимость,  как  более  приспособленному  к  рыночным  условиям  хозяйствования. Широкое  распространение  НДС  получил  благодаря  подписанию  в  1957  году  в  Риме  договора  о  создании  Европейского  экономического  сообщества,  согласно  которому  страны  его  подписавшие  должны  были  гармонизировать  свои  налоговые  системы  в  интересах   создания  общего  рынка. В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  сорока  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки.

НДС  относится  к  федеральным  налогам  и  действует  на  всей  территории  РФ. Согласно  Закону  «О  НДС»  налог представляет собой форму изъятия в бюджет части  добавленной  стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой   как разница между стоимостью реализованных товаров,  работ и услуг  и   стоимостью   материальных   затрат,   отнесенных  на  издержки  производства  и  обращения.

С  появлением  НДС  и  акцизов  в  налоговой  системе  РФ  косвенные  налоги  стали  открыто  играть  решающую  роль  при  мобилизации  доходов  в  бюджет.  В  консолидированном  бюджете  РФ  поступления  от  НДС  уступают  только  налогу  на  прибыль  и  составляют  около  четверти  всех  доходов.  В  то  же  время  в  федеральном  бюджете  РФ  налог  на  добавленную  стоимость  стоит  на  первом  месте,  превосходя  по  размеру  все  налоговые  доходы.

Огромное регулирующее  влияние  на  экономику.  Через  механизм  обложения  НДС  и,  в  частности,  через  систему  построения  ставок   он  влияет  на  ценообразование  и  инфляцию,  так  как  фактически  увеличивает  цену  товара  на  сумму  налога.

Налог,  безусловно,  имеет  свои  достоинства  и  недостатки.  С  его  помощью  не  удалось  сразу  решить  все  финансовые  проблемы,  накопившиеся  в  стране.  Опираясь  на  опыт,  можно  сказать,  что  это  вряд  ли  было  возможно,  так  как  послужить  их  решению  может  только  масштабный  комплекс  мер.  Но  в  целом  налог  имеет  позитивное  значение  и  тенденции  его  развития  в  последнее  время  позволяют  сделать  вывод,  что  за  ним  и  дальше  сохранится  ведущая  роль  среди  прочих  налогов  и  платежей  в  Российской  Федерации.

 

 

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012)
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 4.03.13)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 30.12.2012)
  5. «Основные направления налоговой политики РФ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
  6. Акинин П.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие. – М.: Эксмо, 2008. – 496 с.
  7. Анисимова Л. Налог на прибыль организаций: основные проблемы и направления совершенствования. М.: ИЭПП, 2008 – 254с.
  8. Балтина А.М., Комарова Е.И., Никулина Ю.Н. и др.Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУОГУ, 2010. - 329 с.
  9. Дубцова Н. Налог на прибыль: эффект от снижения / Дубцова Н. // Расчет. – 2009. - №2.
  10. Кваша Ю.Ф. Налоговое право, М.: Высшее образование,2008 – 176с.
  11. Кисилевич Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Финансы и статистика», 2005. – С. 312.
  12. Красноперова О.А. Новые правила исчисления налога на прибыль организаций (с учетом поправок в главу 25 НК РФ, принятых в 2008 г.) / Красноперова О.А. // Гражданин и право. – 2009. - №1.
  13. Кузьменко В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / под ред. В.В. Кузьменко. - СПб.: ГИОРД, 2008. – 336 с.
  14. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и Кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Майбуров И.А. и др. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. –511с.
  15. Лешина Е.А., Суркова М.А., Богданова Н.А. Налоговый учет: учебное пособие / Ульяновск : УлГТУ, 2009.
  16. Невешкина Е.В. Налог на прибыль организации, М.:2009 – 528с.
  17. Новоселов К.В. Налог на прибыль 2008-2009 / под ред. Т.П. Крутяковой. – М.: Ай Си Групп, 2008 – 157с.
  18. Осипов Д.В. О налоге на прибыль / Осипов Д.В. // Налоговый вестник. – 2008. - №12.
  19. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. - М.: Книжный мир, 2009.
  20. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: теория и практика. учебник для вузов –М.: Юрайт, 2011
  21. Самсонова Л., Стаканов М. Налог на добавленную стоимость: возможные пути совершенствования «Бухгалтерский вестник», №8, 2011,.
  22. Черник. Д.Г. Налоги и налогообложение, учебник – М.:Юрайт, 2013
  23. Перов А.В. Налоги и налогообложение, учебник – М.: Юрайт, 2013
  24. www.consultant.ru
  25. www.nalog.ru
  26. www.garant.ru
  27. www.gmcgks.ru
  28. www.nalvest.com
  29. www.nalogkodeks.ru
  30. www.rnk.ru

Информация о работе Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях