Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
- определяется сущность и роль налога на добавленную стоимость;
- изучаются основные элементы и характеристики налога на добавленную стоимость;
- проводится анализ поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и бюджет Пензенской области;
- определяются направления реформирования налога на добавленную стоимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты сущности налога на добавленную стоимость…….4
1.1 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации……………………..4
1.2 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………………………………………7
2 Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях….17
2.1 Анализ поступления налога на добавленную стоимость в Федеральный бюджет……………………………………………………………………………….17
2.2 Направления реформирования налога на добавленную стоимость...22
Заключение……………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог на добавленную стоимость содержание и регулирующая роль.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………3

1 Теоретические аспекты сущности  налога на добавленную стоимость…….4

1.1 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации……………………..4

1.2 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………………………………………7

2 Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях….17

2.1 Анализ поступления  налога на добавленную стоимость в Федеральный бюджет……………………………………………………………………………….17

2.2 Направления реформирования  налога на добавленную стоимость...22

Заключение……………………………………………………………………………………………………30

Список литературы………………………………………………………………………………………32

 

Введение

 

В настоящее время налог на добавленную стоимость - один из важнейших федеральных налогов. Основой его взимания является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.

Налог на добавленную стоимость как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.

За период существования  налога на добавленную стоимость  действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогом.

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.

В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:

- определяется сущность и роль налога на добавленную стоимость;

- изучаются основные элементы и характеристики налога на добавленную стоимость;

- проводится анализ поступления  налога на добавленную стоимость  в федеральный бюджет и бюджет  Пензенской области;

- определяются направления реформирования налога на добавленную стоимость.

 

1 Теоретические аспекты сущности  налога на добавленную стоимость.

 

1.1 Экономическое содержание налога  на добавленную стоимость, его  место и роль в налоговой  системе Российской Федерации. 

 

Введение налога на добавленную  стоимость (НДС) в нашей стране совпало  с началом проведения масштабной экономической реформы, внедрением в экономику рыночных отношений, переходом к свободным ценам на большинство товаров, работ, услуг.

НДС - косвенный налог, влияющий на производство, ценообразование структуру  потребления. Ориентация на косвенное  налогообложение в нашей стране обусловлена прежде всего необходимостью обеспечения стабильных источников доходов в бюджет.

Доходы федерального бюджета формируются  в основном за счет косвенных налогов, причем, главным источником налоговых доходов бюджета является НДС, за счет которого обеспечивается до 46 % всех налоговых поступлений. НДС явился тем универсальным механизмом, который в условиях жесточайшего экономического кризиса и роста цен давал постоянный приток налоговых поступлений в бюджеты.

В последние годы отмечается тенденция  роста удельного веса этого налога в общей сумме налоговых доходов бюджета страны. Отчасти это связано с введением в действие НК РФ и расширением круга плательщиков, а также с изменением состава налогов и сборов.

НДС - не только самый "молодой" налог, как в мире, так и в нашей  стране, но и самый сложный налог  для понимания и правильного  исчисления, вследствие специфики определения  облагаемого оборота, прежде всего, по причине сложного и противоречивого  законодательства, регулирующего данный налог.

НДС относится к категории универсальных  косвенных налогов.

Выступая в форме надбавки к  цене, косвенные налоги оплачиваются потребителем при покупке товаров  и услуг и не затрагивают издержки и прибыль предприятий-производителей, поскольку уплаченный ими (как потребителями сырья, материалов и т.п.) налог не включается в их затраты, а уменьшает НДС по реализованным товарам (работам, услугам), подлежащий зачислению в бюджет. зачетного механизма. Следовательно, этот налог не так прямо увеличивает бремя товаропроизводителей, как другие налоги.

НДС находится под влиянием изменений  числа стадий производства или числа  операций по реализации, а, значит, бремя  этого налога распределяется неравномерно между производствами, имеющими разную организационную структуру.

Учитывая, что НДС облагается не вся стоимость оборота каждой стадии, а лишь добавленная стоимость (с применением зачетного механизма), он оказывается в прямой зависимости от реального вклада каждой стадии в стоимость. НДС позволяет:

- выделить все элементы стоимости  товара;

- получать на макроэкономическом  уровне данные о темпах оборачиваемости промышленного и торгового капитала;

- получать поступления в бюджет  до уплаты налога фактическим  плательщиком.

Отдельного внимания заслуживает  история появления НДС в нашей  стране. До 1992 года добавленная стоимость  не имела никакого отношения к  налогообложению, но для экономического анализа на микро- и макроуровне  применялись сходные показатели. Например, начиная с 1973 года в СССР проводился широкомасштабный эксперимент  по определению в общем объеме производства машиностроительных предприятий условно чистой продукции, так как все остальные действовавшие критерии (валовая, реализованная продукция) содержали в себе прошлый, овеществленный труд, вложенный на предприятиях-поставщиках материалов и комплектующих, что искажало их значимость для оценки хозяйственной деятельности.

НДС в нашей стране надо рассматривать  не как появление принципиально нового понятия в структуре налогов, а как трансформацию уже имевшихся, приспособление их к новым экономическим отношениям.

В Российской Федерации НДС был  введен с 1 января 1992 года Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" № 1992-1 от 06.12.1991 г., который дал ему следующее определение: "Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения

Активный процесс совершенствования  налоговой системы Российской Федерации, начавшийся в 1999 году с введением  в действие части первой НК РФ, продолжился  принятием части второй НК РФ, в  частности, главы 21 "Налог на добавленную  стоимость", в результате чего порядок  взимания НДС претерпел существенные изменения. [8, с.116]

Тенденции  развития  налога  на  добавленную  стоимость  в  последнее  время  позволяют  сделать  вывод,  что  за  ним  сохранится  ведущая  роль  среди  прочих  налогов  и  платежей  в  Российской  Федерации

Регулирующее влияние  на  экономику можно выразить через  механизм  обложения  НДС  и,  в  частности,  через  систему  построения  ставок   он  влияет  на  ценообразование  и  инфляцию,  так  как  фактически  увеличивает  цену  товара  на  сумму  налога.  Безусловно,  открытым  остается  вопрос  о  положительной  стороне  этого  влияния,  так  как  увеличение  цены  способствует  развитию  инфляционных  процессов.  С  другой  стороны  НДС  не  сильно  препятствует  развитию  производства,  поскольку  действительным  его  плательщиком  становится  не  производитель,  а  потребитель.  С  психологической  точки  зрения  этот  налог,  в  отличие  от  подоходного,  в  меньшей  степени  влияет  на  стимулы  к  труду,  затрагивая  расходы  населения,  а  не  доходы.  Таким  образом,  конечный  потребитель  уплачивая  цену  за  товар,  не  замечает  ее  завышения  на  сумму  налога,  тогда  как  вычет  из  доходов  подоходного  налога  более  ощутим.

Посредством  применения  льгот  на  отдельные  виды   продукции  или  конкретные  операции,  а  также  льгот,  предоставляемых  тем  или  иным  плательщикам,  государство  имеет  возможность  стимулировать  развитие  и  осуществлять  поддержку  социально  значимых  видов  деятельности  (образование,  здравоохранение,  наука,  культура  и  др.),  стимулирование  экспорта  отечественных  товаров  за  границу.  Наконец,  посредством  многократного  обложения  НДС  всех  стадий  производства  продукции,  работ  и  услуг  достигается  равенство  всех  участников  рынка,  а  государство  получает  возможность  осуществлять  более  полный  контроль  и  оперативное  управление  финансово-хозяйственной  деятельностью  субъектов.  Располагая  полной  и  точной  информацией,  получаемой  из  бухгалтерской  отчетности,  государственные  финансовые  и  налоговые  органы  могут  осуществлять  более  точное  планирование  доходов  бюджета.

 

 

1.2. Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость

 

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

-организации;

- индивидуальные предприниматели;

- лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Не признаются налогоплательщиками  организации, являющиеся иностранными организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи или иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, а также филиалы, представительства в РФ иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, а также организации, являющиеся официальными вещательными компаниями по этим основаниям.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право  на освобождение от уплаты налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров без учета налога не превысила в совокупности 2 миллиона рублей.

Организация, получившая статус участника проекта по осуществлению  исследований, разработок и коммерциализации их результатов «Сколково», имеет право на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, в течение десяти лет со дня получения ею статуса

Объектом налогообложения  по налогу на добавленную стоимость признаются следующие операции:

- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

- передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд,

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

- ввоз товаров на территорию  РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Местом реализации товаров, работ, услуг признается территория РФ,

Не подлежит налогообложению  реализация на территории РФ:

1) медицинских товаров  отечественного и зарубежного  производства по перечню (важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним и т.д.)

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и, врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

3) услуг по уходу за  больными, инвалидами и престарелыми;

4) услуг по содержанию  детей в образовательных организациях;

5) продуктов питания, непосредственно  произведенных столовыми образовательных и медицинских организаций;

6) услуг по перевозке  пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного);

8) ритуальных услуг, работ  (услуг) по изготовлению надгробных  памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

9) услуг в сфере образования, оказываемых некоммерческими образовательными организациями по реализации образовательных программ.

10) услуг, оказываемых организациями, осуществляющими деятельность в сфере культуры и искусства

11) услуг аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, а также по изготовлению или ремонту очковой оптики.

12) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем,

13) реализация (для собственных нужд) товаров по перечню, общероссийских общественных организаций инвалидов

14) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации),

15) оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

Информация о работе Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях