Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В процессе проводимого исследования решаются следующие задачи:
- определяется сущность и роль налога на добавленную стоимость;
- изучаются основные элементы и характеристики налога на добавленную стоимость;
- проводится анализ поступления налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет и бюджет Пензенской области;
- определяются направления реформирования налога на добавленную стоимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты сущности налога на добавленную стоимость…….4
1.1 Экономическое содержание налога на добавленную стоимость, его место и роль в налоговой системе Российской Федерации……………………..4
1.2 Характеристика основных элементов налога на добавленную стоимость……………………………………………………………………………………………………………7
2 Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях….17
2.1 Анализ поступления налога на добавленную стоимость в Федеральный бюджет……………………………………………………………………………….17
2.2 Направления реформирования налога на добавленную стоимость...22
Заключение……………………………………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Налог на добавленную стоимость содержание и регулирующая роль.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Налог на добавленную стоимость  занимает также 4-е место в общих  поступлениях в консолидированный  бюджет, но доля его становится немного  больше и составляет в 2011г 19%. На первое место выходит налог на прибыль организаций (23%), далее с 21% поступлений налог на доходы физических лиц и налоги и сборы за пользование природными ресурсами.

Если в 2010 г. налог на добавленную  стоимость делил первое место  со сборами за пользование природными ресурсами в поступлениях в федеральный бюджет, то уже в 2011г., уходит на 2-е место с 41% поступлений, уступая второму основному налогу 5%. (рис.2.4)

 

Рис. 2.4 - Структура поступлений в федеральный бюджет РФ за 2011г.

 

2012г. характеризуется ростом  всех поступлений в консолидированный  бюджет с 9723,3 до 10958,2 млрд.руб.  Т.е. рост по этому показателю  составил 1234,9 млрд. руб. или 12,7%. Структура  поступлений координальным образом не изменилась. Все налоги и сборы находятся на тех же местах и занимают почти те же удельные веса, что и в предыдущих периодах. Налогу на добавленную стоимость принадлежит 18% всех поступлений, он вернулся к уровню 2010г., но по сравнению с ним увеличился на 604,8 млрд.руб. или на 43,7%. Данные по этой информации отражены на рис. 2.5.

 

Рис. 2.5 - Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за 2012г.

 

К 2013г. в доходах федерального бюджета все большее место занимают сборы за пользование природными ресурсами (47%), а налог на добавленную стоимость составляет 39%, что ниже предыдущего анализируемого периода на 2%, хотя в абсолютном измерении отмечается рост на 143,9 млрд. руб. (рис. 2.6).

 

Рис 2.6 - Структура поступлений в федеральный бюджет РФ за 2012г.

 

Изменения в законодательстве, уровень развития экономики по регионам и государства в целом влияют на поведение налогоплательщиков. Так изменения  эти изменения в РФ привели к определенным влияниям на поступления в консолидированный бюджет РФ. Данные по поступлениям анализируемого налога отражено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Поступления налога на добавленную стоимость в бюджет РФ за 2008-2012гг.

Год

Консолидированный бюджет РФ

млрд.руб.

темп роста, %

2008

1038,7

72,9

2009

1207,2

116,2

2010

1384

114,6

2011

1844,9

133,3

2012

1988,8

107,8


 

Поступления налога на добавленную стоимость в консолидированный (федеральный) бюджет в 2009 году составили 1207,2 млрд. рублей, что в 1,2 раза меньше, чем годом ранее. Незначительный рост обусловлен плавным выходом граждан, организаций и сложившегося финансового кризиса.

Следующие периоды привели к  росту налога на 14,6%, 33,3%, 7,8%. Так уже в 2012году поступления от данного налога в бюджет РФ составили 1988,8 млрд.руб.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в  консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-феврале 2013г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1457,9 млрд.рублей, что на 10,8% больше, чем в соответствующем периоде 2012 года, доля налога на добавленную стоимость из всех поступлений составила 18,25% в консолидированный бюджет и 33,17% от поступлений в федеральный бюджет. В федеральный бюджет поступило 266 млрд. руб., в том числе налог по реализации товаров на территории РФ 250,1 млрд.руб., что на 4,1 и 3,8% больше чем в январе - феврале прошлого года (2012года).(см. таблица 2).

Таблица 2 - Поступление налога на прибыль в консолидированный бюджет РФ

 

Январь-февраль 2013г., млрд.руб.

В % к  январю-февралю 2012г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

Всего

1457,9

801,9

656,0

110,8

109,3

112,6

налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)

266,0

266,0

-

104,1

104,1

-

из него НДС на товары, реализуемые на территории РФ

250,1

250,1

-

103,8

103,8

-


 

 

2.2. Направления реформирования налога на добавленную стоимость

 

НДС является одним из бюджетообразующих  и одним из самых сложных и конфликтных в налоговой системе России. Об этом свидетельствует и судебная практика по налоговым спорам, где рассмотрение конфликтов, связанных с исчислением и уплатой НДС, составляет большинство.

НДС является единственным налогом, для исчисления которого введен специальный налоговый регистр (книги  покупок и книги продаж) и налоговый первичный документ (счет-фактура), при этом неточности при оформлении регистров и счетов-фактур могут лишить налогоплательщика права на законный вычет по НДС, который при этом «финансово оправдан».

К явным недостаткам данного  косвенного налога, предусматривающего зачет (вычет), специалисты относят:

- с одной стороны, существование «фирм-однодневок» и использование, «серых схем» позволяют недобросовестным налогоплательщикам при попустительстве налоговых органов возмещать из бюджета значительные суммы;

- с другой стороны, остальные налогоплательщики, претендующие на  
налоговые вычеты или на возмещение из бюджета сумм НДС, вынуждены отстаивать свои вычеты и возмещения в судебном порядке.

Можно предложить следующие  пути совершенствования существующего порядка исчисления НДС:

Отмена таких объектов налогообложения, как:

- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли

- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.

Поскольку передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд не учитывается при исчислении налогооблагаемой прибыли, то обложение этой передачи еще и НДС означает совокупную налоговую нагрузку на организации в 38 %, что лишено экономического смысла, кроме как ограничительного.

Выполнение строительно-монтажных  работ для собственного потребления облагается НДС, однако в этом же налоговом периоде исчисленная сумма налога предъявляется к вычету, что лишает всякого экономического смысла данный объект налогообложения (кроме случаев строительства объектов, которые не используются в налогооблагаемой деятельности).

Необходимо уточнить такой  объект налогообложения, как безвозмездная передача. В частности, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе, которые не учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли, признается реализацией товаров (работ, услуг). Такая формулировка сняла бы вопросы по рекламным, представительским расходам и т.д.

Необходимо отменить НДС  с полученных авансов и вычетов  по уплаченным авансам. Применение норм ст. 167 НК РФ приводит к тому, что налоговая база по НДС возникает до появления объекта налогообложения, что противоречит ст. 54 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную характеристику объекта налогообложения. Включение в налоговую базу полученных авансов лишено экономического смысла, поскольку объект налогообложения может впоследствии вообще не появиться, что приводит к парадоксальной ситуации: налоговая база возникает вообще без объекта налогообложения! Налоговый же вычет по уплаченным авансам, введенный с 1 января 2009 г., является весьма трудоемким, причем как для поставщика, так и для покупателя.

Если законодатель разрешил покупателю вычет той суммы НДС, которую исчислил к уплате в бюджет поставщик, то логичнее было бы вообще данную операцию «свернуть» и вместо четырех операций: исчисление поставщиком НДС с полученного аванса; вычет покупателем НДС с уплаченного аванса; вычет поставщиком НДС с полученного аванса при отгрузке; восстановление покупателем НДС с уплаченного аванса при приобретении; вообще освободить авансы от НДС.

Следует напомнить, что еще  в Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 г. была поставлена нерешенная до сих пор задача:

«Другой проблемный вопрос - налог на добавленную стоимость. Наряду с изменением процедур взимания НДС надо пойти на дальнейшее снижение ставки налога, решить вопрос о своевременном возмещении НДС по экспортным операциям и при осуществлении капитальных вложений, а также исключить, наконец, налогообложение авансовых платежей».

Порядок ведения раздельного  учета облагаемых и необлагаемых НДС операций, установленный ст. 170 НК РФ, нуждается в уточнении: следует предоставить право организациям определять долю выручки исходя не из текущего, а из предыдущего налогового периода, если доля облагаемых и необлагаемых операций меняется от периода к периоду, например, не более чем на 10% .

Снижение ставки НДС (сначала  с 28 до 20 %, а затем - с 20 до 18 %) не привело  к предполагавшемуся снижению цен  в российской экономике. Предположения о росте инвестиций в результате снижения ставки НДС основаны на гипотезе о том, что данные выгоды будут направлены на увеличение капитальных вложений. Вместе с тем стимулы к осуществлению инвестиций в России во многом обусловлены не уровнем налоговой нагрузки, а высоким уровнем рисков, связанных с инвестициями.

Снижение НДС является мерой поддержки диверсификации российской экономики, промышленного роста (от этого выигрывают, в первую очередь, промышленные предприятия с высоким уровнем добавленной стоимости). Более того, за счет снижения НДС высвобождаются значительные средства предприятий, которые могут быть направлены на инвестиции в основной капитал, на перевооружение и расширение производства.

Вместе с тем необходимо расширение применения налоговой ставки НДС 0 % для операций, подпадающих под освобождение от НДС, либо под ставку в 10 % .

К актуальным проблемам относятся: сокращение объема документов для отчетности- упрощение формы налоговой декларации; корректировка перечня обязательных реквизитов от счетов-фактур; перенос сроков предоставления декларации по НДС с 20-го на 28-е число месяца, следующего за налоговым периодом.

Также предлагается ввести понятие «консолидированный налогоплательщик» в части исчисления и уплаты НДС и ввести порядок уплаты НДС таким налогоплательщиком (очистить налоговую базу от трансфертных платежей).

Еще одним направлением совершенствования  НДС является работа по улучшению  механизмов его возмещения.

22 декабря 2009 г. вступил  в силу Федеральный закон №  318-ФЗ «О внесении изменений  в части первую и вторую  Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость». Можно отметить ряд серьезных замечаний по закону, которые можно учесть при дальнейшей доработке Налогового кодекса по части возмещения НДС.

В соответствии с п. 2 новой  ст. 176.1 право на применение заявительного порядка возмещения налога имеют:

- налогоплательщики, у которых совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три года, составляет не менее 10 млрд руб. (при условии, что со дня создания организации прошло не менее трех лет);

- налогоплательщики, представившие вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение, банковскую гарантию.

Такие критерии не вполне согласуются с принципом всеобщности и равенства налогообложения и фактически ограничивают доступ малого и среднего бизнеса к заявительному порядку возмещения НДС. Для решения указанной проблемы существует, несколько путей решения.

Во-первых, равномерность  доступа к налоговым преференциям будет обеспечена, если банковскую гарантию заменить, к примеру, на залог  имущества налогоплательщиков (третьих лиц), достаточный для уплаты возможной недоимки. На практике получение банковской гарантии занимает длительный период, связано с отвлечением оборотных средств и дополнительными тратами бизнеса. В этой связи следовало бы рассмотреть вопрос о введении льготного порядка предоставления банковской гарантии малым и средним предприятиям.

Во-вторых, можно было бы уменьшить совокупную сумму налогов.

Также с 1 января 2010 г. вступил  в силу Федеральный закон № 287 ФЗ «О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса РФ».

Закон предоставляет право  на освобождение (льготу) по налогу на добавленную стоимость в отношении оказываемых гражданам жилищно-коммунальных услуг управляющих организаций, товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) и жилищных кооперативов «при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса».

Информация о работе Значение налога на добавленную стоимость в современных условиях