Земельный налог и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога, а также путей его совершенствования. Задачи - рассмотреть:
сущность земельного налога;
охарактеризовать налогоплательщиков и объекты налогообложения;
определить налоговую базу и расчет по налогу.

Содержание

Введение.
1. Механизм взимания земельного налога.
1.1. Земельный налог и его роль в доходах местных бюджетов.
1.2. Налогоплательщики и объект налогообложения.
1.3.Порядок определения налоговой базы и льготы по налогу.
1.4. Расчет налога и сроки его уплаты.
2. Перспективы налогообложения земель.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по вопросу освобождения от уплаты земельного налога необходимо обращаться в представительный орган муниципального образования по месту нахождения земельного участка.

 

Освобождаются от налогообложения:

1) организации  и учреждения уголовно-исполнительной  системы Министерства юстиции  Российской Федерации - в отношении  земельных участков, предоставленных  для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;

2) организации  - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными  дорогами общего пользования;

3) религиозные  организации - в отношении принадлежащих  им земельных участков, на которых  расположены здания, строения и  сооружения религиозного и благотворительного  назначения;

4) общероссийские  общественные организации инвалидов  (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;

организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);

учреждения, единственными  собственниками имущества которых  являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

5) организации  народных художественных промыслов  - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного  бытования народных художественных  промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;

6) физические  лица, относящиеся к коренным  малочисленным народам Севера, Сибири  и Дальнего Востока Российской  Федерации, а также общины таких  народов - в отношении земельных  участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;

7) организации  - резиденты особой экономической  зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории  особой экономической зоны, сроком  на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок

объектами налогообложения  могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль,  доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ,  оказанных  услуг)  либо иной   объект, имеющий   стоимостную,   количественную   или   физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство  о налогах и сборах  связывает  возникновение  обязанности  по  уплате  налога. 

1.4. Расчет  налога и сроки его уплаты.

 

Платность пользования  землей – основной принцип как  в Конституции РФ, так и в  Земельном кодексе РФ (ст.1). Этот принцип означает, что любое использование  земли осуществляется за плату, за исключением  случаев, предусмотренных в Федеральном законодательстве и Законах субъектов РФ (например, в случае безвозмездного срочного пользования).

В современном  российском законодательстве плата  за землю существует в двух формах, это:

-) земельный  налог;

-) арендная плата.

Форма платы  за землю определяется в соответствии с гражданским законодательством, которое делит права на землю на вещные и обязательственные.

В вещных отношениях в качестве платы за землю используется земельный налог.

Налоговым периодом для уплаты земельного налога признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми  актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3 процента  в отношении земельных участков:  

- отнесенных  к землям сельскохозяйственного  назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;  

- занятых жилищным  фондом и объектами инженерной  инфраструктуры жилищно-коммунального  комплекса (за исключением доли  в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;  

- предоставленных  для личного подсобного хозяйства,  садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5 процента  в отношении прочих земельных  участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования  земельного участка.

Основанием  для установления и взимания налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения, использования (аренды) земельным участком.

Если  землепользование плательщика состоит  из земельных участков, облагаемых по различным ставкам, то общий размер земельного налога по землепользованию определяется суммированием налога по этим земельным участкам.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъекта РФ.

При исчислении сумм земельного налога для  плательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Размер земельного налога для физических лиц определяют местные налоговые органы, то есть лицу просто необходимо в срок оплатить квитанцию. Что же касается юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, то они расчитывают земельный налог самостоятельно и здесь возникает целый ряд вопросов о расчете земельного налога.

Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными  предпринимателями, исчисляют сумму  земельного налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.

Из положений  п. 7 ст. 396 НК РФ следует, что в случае возникновения у налогоплательщика  в течение налогового (отчетного) периода права собственности на земельный участок исчисление суммы земельного налога (авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента. Коэффициент определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом если возникновение указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

Таким образом, индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют налоговую базу по земельному налогу и сумму налога, подлежащую уплате в бюджет, в отношении всех земельных участков, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности.

С 1 января 2010 г. налоговая база по налогу в отношении  земельного участка, образованного  в течение налогового периода, в  том числе путем выдела из земельного участка, находящегося в долевой собственности, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки этого участка на кадастровый учет.

В случае приобретения указанного земельного участка в  начале мая 2010 г. земельный налог  исчисляется исходя из его кадастровой стоимости по состоянию на дату постановки на кадастровый учет, налоговой ставки и коэффициента, отражающего соотношение количества полных месяцев владения земельным участком (8 мес.) и количества месяцев в отчетном периоде, по следующей формуле:

ЗН = КС x 8 мес. / 12 мес. x НС,

где ЗН - сумма  земельного налога;

КС - кадастровая  стоимость указанного земельного участка  по состоянию на дату постановки его  на кадастровый учет;

НС - налоговая  ставка.

Сумма земельного налога уменьшается на суммы подлежащих уплате авансовых платежей (п. 5 ст. 396 НК РФ).

Сумма авансового платежа за II квартал 2010 г. определяется по формуле (п. п. 1, 6 и 7 ст. 396 НК РФ):

АП = КС / 4 x НС x 2 мес. / 3 мес.,

где АП - сумма  авансового платежа.

Сумма авансового платежа за III квартал 2010 г. определяется по формуле:

АП = КС / 4 x НС x 3 мес. / 3 мес.

За 2011 г. по земельному налогу фирмам и предпринимателям необходимо отчитаться по новой форме декларации, утвержденной Приказом ФНС России от 28 октября 2011 г. N ММВ-7-11/696. 

  1. Перспективы налогообложения земель.

 

В российской правовой практике плата за землю была введена  только с 1991 года, то есть только около 20 лет в России существует данный механизм. Этот факт говорит о том, что, конечно же, существуют некоторые проблемы и недоработки в законодательстве, которое не успевает за меняющейся рыночной средой. Так, например, в число официально объявляемых ближайших приоритетных задач оздоровления финансовой политики входит идея введения полноценного налога на недвижимое имущество. Планировалось это осуществить в 2013 году, но позже стали говорить о переносе этого срока вперед – на 2012 год. Ставка налога устанавливается как определенная доля от кадастровой стоимости объекта налогообложения, в данном случае – земельного участка. Та, в свою очередь, устанавливается как произведение площади земельного участка на удельный показатель его кадастровой стоимости, исчисляемый в рублях на квадратный метр.

Наиболее острый интерес вызывают перспективы налогообложения  жилья в многоквартирных домах. Идут различные разговоры о том, будет ли этот налог един – за квартиру и приходящуюся на нее долю земельного участка многоквартирного дома, или это будут две разные составляющие этот налог цифры. Но так или иначе, фактор кадастровой оценки земли скажется на итоговой величине налога на квартиры. Необходимые пояснения даны в конце этой статьи.

Разговоры о введении налога на недвижимость активно ведутся с 2009 года. Вот, например, что тогда сообщали СМИ: «Вопрос о налоге поднял в апреле еще премьер-министр РФ Владимир Путин. Он заявил о намерениях активизировать введение местного налога на недвижимость. Такое решение послужит увеличением налоговых поступлений в местные бюджеты, но не за счет повышения ставок налога, а за счет дифференциации этих ставок — увеличения налога для тех, кто имеет дорогостоящее имущество, большие участки земли и введения льготного режима для собственников «скромного имущества».

Ставка налога планируется на уровне 0,5-2 процентов  по усмотрению региональных властей, но с рыночной стоимости объектов налогообложения. Консультант департамента Due Diligence НКГ «2К Аудит — Деловые консультации» Андрей Чернявский предполагает, что ставка налога на недвижимость будет зависеть от ценового сегмента жилья. Ориентировочно, обладатели «хрущевок» будут платить минимум — от 0,5 до 1 процента, а вот собственникам элитной недвижимости придется уплатить от 1 до 2 процентов от стоимости жилья. Будет учитываться количество квадратных метров и местоположение дома или квартиры».8 

Заключение.

 

В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы о сущности земельного налога, о налогоплательщиках и льготах, об определении налоговой базы исчислении самого налога.

Подводя итог курсовой работе, можно выделить следующие  основные заключения. Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов. Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут земельного налога (ст. 388 НК РФ) являются организации и физические лица, обладающие земельными участками:

  • на праве собственности,
  • праве постоянного (бессрочного) пользования
  • или праве пожизненного наследуемого дарения.

Информация о работе Земельный налог и пути его совершенствования