Земельный налог и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога, а также путей его совершенствования. Задачи - рассмотреть:
сущность земельного налога;
охарактеризовать налогоплательщиков и объекты налогообложения;
определить налоговую базу и расчет по налогу.

Содержание

Введение.
1. Механизм взимания земельного налога.
1.1. Земельный налог и его роль в доходах местных бюджетов.
1.2. Налогоплательщики и объект налогообложения.
1.3.Порядок определения налоговой базы и льготы по налогу.
1.4. Расчет налога и сроки его уплаты.
2. Перспективы налогообложения земель.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Объектами обложения  земельным налогом являются земельные  участки, части земельных участков, земельные доли при общей долевой собственности на земельный участок, предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование. К объектам земельного налога относятся земли : сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли специального назначения - особо охраняемых объектов и территорий, также земли лесного фонда, водного фонда, земли запаса.

Земельные участки, расположенные в пределах муниципальных  образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен налог, являются объектом налогообложения (п. 1 ст. 389 НК РФ). Не признаются объектом налогообложения следующие земельные участки (п. 2 ст. 389 НК РФ):

1) изъятые из  оборота в соответствии с законодательством  РФ;

2) ограниченные  в обороте согласно законодательству  РФ, которые заняты:

- особо ценными  объектами культурного наследия  народов РФ;

- объектами,  включенными в список всемирного  наследия;

- историко-культурными  заповедниками;

- объектами  археологического наследия;

3) ограниченные  в обороте в соответствии с  законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд;

4) ограниченные  в обороте на основании законодательства  РФ, занятые водными объектами,  которые входят в состав водного  фонда и находятся в государственной  собственности;

5) входящие в состав земель лесного фонда.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации, в составе земель сельскохозяйственного  назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействий негативных вредных природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Плательщиками земельного налога являются организации  и физические лица, являющиеся собственниками земли, землевладельцами или землепользователями. Организациями для целей исчисления земельного налога признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами - плательщиками налога на землю могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Отметим, что индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. Землями, находящимися в собственности, признаются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом Российской федерации, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. Землями, находящимися во владении, являются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве пожизненного наследуемого владения. К землям, находящимся в пользовании, причисляются земельные участки, которыми владеют и пользуются лица на праве постоянного бессрочного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Основанием  для взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования. Пользование землей без каких-либо подтверждающих это право документов расценивается как самовольное занятие земель, за которое пользователь несет административную ответственность в виде штрафа в размере 100-200 МРОТ. Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не освобождаются от уплаты земельного налога, если их предпринимательская деятельность осуществляется в следующих сферах: ремонтно-строительные работы, оказание бытовых, парикмахерских, медицинских, косметологических,ветеринарных и зооуслут физическим лицам, оказание услуг по краткосрочному проживанию, оказание консультационных, а также бухгалтерских, аудиторских и юридических услуг, обучение, репетиторство, преподавание - общественное питание - розничная торговля через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади - розничная выездная нестационарная и стационарная торговля горюче-смазочными материалами, оказание автотранспортных услуг предпринимателями и организациями с численностью работающих до 100 человек, за исключением оказания на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, оказание на коммерческой основе услуг по перевозке пассажиров маршрутными такси, оказание услуг по предоставлению автомобильных стоянок и гаражей, деятельность организаций по сбору металлолома, изготовление и реализация предпринимателями игрушек и изделий народных художественных промыслов.  

1.3.Порядок  определения налоговой базы и  льготы по налогу.

Налоговой базой  является кадастровая стоимость  налогооблагаемых земельных участков (п. 1 ст. 390 НК РФ). Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ). Налоговой базой является кадастровая стоимость каждого земельного участка, определяемая по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 391 НК РФ предусматривается, что налогоплательщики, являющиеся организациями и индивидуальными  предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований (п. 4 ст. 391 Кодекса).

В отношении  земельного участка, образованного  в течение налогового периода, налоговая  база в данном налоговом периоде  определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет.

Налоговая база в отношении  земельного участка, находящегося на территориях  нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования  и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), определяется по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

В соответствии со ст. 392 НК РФ 1. налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.

Налоговая база в отношении  земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Если при  приобретении здания, сооружения или  другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.

Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или  другой недвижимости выступают несколько  лиц, налоговая база в отношении  части земельного участка, которая  занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

По результатам  проведения кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных  участков по состоянию на 1 января календарного года доводится до сведения налогоплательщиков и налоговых органов в порядке, предусмотренном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (п. 14 ст. 396 НК РФ).

Согласно п. 13 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли. Это же подтверждает п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54.

Нормативная цена земли - показатель, характеризующий  стоимость участка определенного  качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный  срок окупаемости (ст. 25 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю").
Порядок установления нормативной цены земли утвержден Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319.

В соответствии с данным Постановлением нормативная  цена земли ежегодно определяется органами исполнительной власти субъектов РФ для земель различного целевого назначения по оценочным зонам, административным районам, поселениям или их группам. Предложения об оценочном зонировании территории субъекта РФ и о нормативной цене земли по названным зонам представляются комитетами по земельным ресурсам и землеустройству.

Кроме того, по мнению Минфина, учреждение обязано  представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), в случае если кадастровая стоимость  земельного участка не доведена до сведения налогоплательщика в установленном порядке. После получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельного участка организация в соответствии со ст. 81 НК РФ обязана представить уточненную налоговую декларацию (налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу) (Письма от 12.10.2006 N 03-06-02-04/143, от 06.06.2006 года.)

Также следует  учитывать, что согласно разъяснениям Минфина (Письмо от 05.09.2006) кадастровая  стоимость для целей налогообложения  не может изменяться в течение  налогового периода, если не изменились результаты государственной кадастровой оценки земли (например, вследствие исправления технических ошибок, судебного решения), внесенные обратным числом на указанную дату. В связи с этим изменения, влияющие на кадастровую стоимость земельного участка (к ним относятся, например, перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка) и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, налога в следующем налоговом периоде. Аналогичное мнение высказано и в Постановлении ФАС ЗСО от 31.10.2007 года.

Пунктом 5 ст. 391 НК РФ определены категории налогоплательщиков, для которых на федеральном уровне предусмотрены льготы по земельному налогу – уменьшение земельного налога на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. в отношении земельных участков, находящихся в их собственности на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Сюда относятся:
1) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
3) инвалиды с детства;
4) ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, а также ветераны и инвалиды боевых действий;
5) лица, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”;
6) лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение  налоговой базы на не облагаемую налогом  сумму производится на основании  документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. При этом порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 6 ст. 391 НК РФ).
Кроме этого, согласно п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Информация о работе Земельный налог и пути его совершенствования