Земельный налог и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 22:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания земельного налога, а также путей его совершенствования. Задачи - рассмотреть:
сущность земельного налога;
охарактеризовать налогоплательщиков и объекты налогообложения;
определить налоговую базу и расчет по налогу.

Содержание

Введение.
1. Механизм взимания земельного налога.
1.1. Земельный налог и его роль в доходах местных бюджетов.
1.2. Налогоплательщики и объект налогообложения.
1.3.Порядок определения налоговой базы и льготы по налогу.
1.4. Расчет налога и сроки его уплаты.
2. Перспективы налогообложения земель.
Заключение.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по налогам.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

«Земельный  налог и пути его совершенствования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург 

2012 г.

Содержание.

 

 

Введение.

1.  Механизм  взимания земельного налога.

1.1. Земельный  налог и его роль в доходах  местных бюджетов.

1.2. Налогоплательщики и объект налогообложения.

1.3.Порядок определения  налоговой базы и льготы по  налогу.

1.4. Расчет налога  и сроки его уплаты.

2.  Перспективы  налогообложения земель.

Заключение.

 

Введение.

Земельный налог  – это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований1, один из видов платежей за землю. Он взимается на территории РФ в соответствии с гл. 31 НК РФ. Цель введения платы за землю заключается в стимулировании рационального использования охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивании социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечении развития инфраструктуры в населенных пунктах, формировании специальных фондов финансирования этих мероприятий. Величина земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев и землепользователей.2

Известно, что  одной из важнейших целей государственной политики в области создания условий устойчивого экономического развития является вовлечение в экономический оборот земельных ресурсов при одновременном повышении эффективности их использовании. Основными причинами, препятствующими осуществлению указанной цели, стали нерешенные проблемы в области реформирования земельных отношений и платежей. Потребность в решении этих проблем связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Следует отметить, что земельный налог играет особую роль в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на то, что он занимает сравнительно небольшую долю в общем объеме доходных поступлений, земельный налог является важным источником формирования местных бюджетов.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена большим интересом к вопросу о земельном налоге. Во-первых, за время существования его налоговая база постоянно изменялась вместе с экономической обстановкой в стране и появилась острая необходимость в изменении мехенизма исчисления налога. Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель. Во-вторых, так как земельный налог имеет существенный вес в пополнении местных бюджетов, то, несомненно, необходимо повысить эффективность его взимания и найти пути его усовершенствования.

Целью работы является исследование теоретических и практических основ, касающихся установления и взимания  земельного налога, а также путей его совершенствования.

Задачи - рассмотреть:

  • сущность земельного налога;
  • охарактеризовать налогоплательщиков и объекты налогообложения;
  • определить налоговую базу и расчет по налогу.

 

 

 

 

 

1.  Механизм взимания земельного  налога.

    1. Земельный налог и его роль в доходах местных бюджетов.

 

 Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в различных странах были разнообразны. Самый старый способ состоял в измерении земли и обложении по ее количеству: по югерам в Риме, по хайдам -- в Англии, по гуфам -- в Германии, по сохам - в России. Но уже на довольно ранней ступени цивилизации из-за несправедливости обложения земли по ее количеству, этот способ изменяют: земли разделяют по их плодородию. Так, в древней Руси различалась соха доброй и соха худой земли. Другим старинным способом, еще более распространенным и долго державшимся, была десятина, т.е. взимание налога в размере 1/10 валового дохода с земли.

С развитием  техники обложения появились  более совершенные способы и  приемы, в основе которых лежало определение чистого дохода с  земли, кадастр. Кадастр был выгоден  и государству, и землевладельцу. С одной стороны, с его помощью можно было установить более или менее равномерный поземельный налог. С другой - кадастр не мешал владельцам земли улучшать культуру земледелия с целью увеличения их дохода. В начале XX в. в финансовой науке было принято определение кадастра как "совокупности всех мер, служащих к точному определению объекта, т. е. чистого дохода с земли".

Кадастры использовались и в древности. Но лишь сочетание  рекомендаций финансовой науки и  практического опыта позволили  выработать кадастр, позволяющий объективно устанавливать поземельный налог.

За рубежом  земельный налог (вариация названия - поземельный налог) также имеет  место быть. Причем он тоже относится  к классу местных налогов.

Так, например, во Франции существует земельный  налог на застроенные участки и на незастроенные участки. Ставки этих налогов, как и в российском варианте, определяются местными органами власти (генеральными и муниципальными советами) при определении бюджета на будущий год. Причем ставки не могут превышать законодательно установленного максимума.

Земельный налог  на застроенные участки взимается  с обустроенных участков. Налог касается всей недвижимости - здания, сооружения, резервуары, силосные башни и т.д., а также участков, предназначенных  для промышленного или коммерческого использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. От данного налога освобождается государственная собственность; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования. Освобождены от этого налога физические лица в возрасте старше 75 лет, а также лица, получающие специальные пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.

Налог на незастроенные  участки затрагивает поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки, участки под застройку и т.д. Кадастровый доход, служащий базисом налога, установлен равным 80 % кадастровой арендной стоимости участка. От налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности. Могут временно освобождаться от налога искусственные лесонасаждения, участки, предназначенные под развитие сельскохозяйственного производства.

В Германии поземельным  налогом облагаются предприятия  сельского и лесного хозяйства, земельные участки. Обычная ставка - 1,2 %. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается налог в размере 2 % покупной цены.

Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, делают разницу между землей, отведенной под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочими земельными участками.

В современной российской практике земельный налог в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.ст.12-15) относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных актах определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В соответствии с НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог  устанавливается настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.3

В целях обеспечения  полноты контроля за соблюдением  бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации установлено, что региональные и местные налоги и сборы, являющиеся источниками формирования доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (за исключением бюджетов субъектов Российской Федерации, не получающих в 2004 году дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 42 настоящего Федерального закона), зачисляются на счета органов федерального казначейства для последующего перечисления доходов в бюджеты разных уровней не позднее следующего рабочего дня после получения от банка выписки со счета органа федерального казначейства.4

Установлено, что в 2004 году плательщики земельного налога за земли городов и поселков, а также арендной платы за земли городов и поселков, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации по следующим нормативам:  
     бюджеты субъектов Российской Федерации (за исключением городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов;  
     бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга и бюджеты закрытых административно-территориальных образований - 100 процентов;  
     бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований (за исключением муниципальных образований, входящих в состав городов Москвы и Санкт-Петербурга) - 50 процентов.  
     Установлено, что в 2004 году плательщики земельного налога за сельскохозяйственные угодья, иные земли сельскохозяйственного назначения, а также арендной платы за указанные земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю, перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства с последующим распределением доходов от их уплаты между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
     После разграничения государственной собственности на землю на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований плательщики арендной платы за земельные участки перечисляют указанные платежи на счета органов федерального казначейства для последующего зачисления их в доходы соответствующих бюджетов в зависимости от установленного права собственности на земельные участки.5

 

1.2. Налогоплательщики  и объект налогообложения.

 

В соответствии со ст. 388 НК РФ 1. налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В отношении земельных  участков, входящих в имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиками  признаются управляющие компании. При  этом налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.6

При перемене собственника земельного участка до тех пор, пока новый владелец земельного участка не зарегистрирует должным образом свое право на него (право собственности, постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения), плательщиком земельного налога остается прежний владелец участка. От уплаты налога не освобождает и тот факт, что налог исправно платил новый владелец, не зарегистрировавший свои права на землю.
В рассматриваемом деле компания продала недвижимые объекты и считала, что с момента регистрации покупателем права собственности на них тот автоматически приобрел право пользования землей под этими объектами. А значит, он и обязан уплачивать земельный налог. Однако по итогам проверки инспекция доначислила компании-продавцу налог и пени.


Между тем  еще 2 года назад ВАС РФ разъяснял, что обязанность уплачивать земельный  налог (Пункт 1 Постановления Пленума  ВАС РФ от 23.07.2009 N 54; п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ; п. 1 ст. 131 ГК РФ):
- возникает у лица с момента регистрации за ним права на земельный участок, то есть с момента внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП);
- прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на этот земельный участок.
Контролирующие органы придерживаются этой позиции давно (Письма Минфина России от 18.10.2005 N 03-06-02-04/87, от 27.10.2010 N 03-05-05-02/78; Письмо ФНС России от 24.10.2006 N 21-4-04/448).
И лишь организации, к которым право на землю перешло в результате слияния, присоединения или преобразования, признаются плательщиками налога независимо от факта регистрации перехода соответствующего права (Пункт 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 54).
Поэтому во избежание возможных финансовых потерь компаниям, продающим недвижимость, стоит поспешить с регистрацией перехода прав на участки, расположенные под ней.7

Информация о работе Земельный налог и пути его совершенствования