Законодательное регулирование налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая в курсовой работе тема достаточно актуальна в настоящее время, поскольку нерешенность ряда важных проблем налогообложения сдерживает развитие рыночных отношений, а также в целом социально-экономические преобразования в стране. Налогообложение представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга физических и юридических лиц, облагаемых налогами.
Цель написания курсовой работы состоит в комплексном анализе законодательного регулирования налогообложения в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификация правовых принципов налогообложения…………5
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения
в Российской Федерации……………………………………………………………8
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……..17
2.1 Нормативно-правовые акты о налогах и сборах……………………………..17
2.2 Пути совершенствования налогообложения России………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Законодательное регулирование налогообложения ИСПР Ольга.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

Необходимо отметить, что  управляющие организации, реализующие  работы (услуги), указанные в п. 3 ст. 149 НК РФ, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения. В данном случае заявления представитель управляющей организации, с надлежащим образом оформленными полномочиями, должен представить в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика, не позднее первого числа налогового периода, с которого она намерена отказаться от освобождения или приостановить его использование (п. 5 ст. 149 НК РФ).

Такой отказ или приостановление  допускается исключительно в  отношении всех осуществляемых управляющей  организацией операций, предусмотренных п. 3 ст. 149 НК РФ и на срок не менее чем один год. При этом не допускается, чтобы подобные операции освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (конечным выгодоприобретателем) соответствующих работ (услуг).

Согласно разъяснениям Минфина  России в случае отказа освобождения от налогообложения НДС вышеназванных операций налогообложение и налоговые вычеты по работам (услугам) следует производить в общеустановленном порядке.

Не стоит забывать и  об общих положениях налогового законодательства, в соответствии с которыми организации  в сфере ЖКХ, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее – УСН), не являются плательщиками НДС. В данной ситуации, организации жилищно-коммунального комплекса оплачивают единый налог. В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ он представляет собой два основных коммерческих налога: налог на прибыль и налог на имущество. Особенностей, позволяющих выделить налогообложение УО или ТСЖ при УСН, на первый взгляд нет. Единственное, что можно отметить, так это то, что согласно разъяснениям Минфина России денежные средства, полученные управляющей организацией из бюджета на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в рамках реализации Федерального закона №185-ФЗ, не включаются в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.

Остановимся на еще одной  типичной ситуации: зачастую управляющие  организации на основании договора управления многоквартирным домом  принимают на свой расчетный счет платежи от населения за коммунальные услуги. Далее эти средства перечисляются управляющей организацией на счет ресурсоснабжающих организаций.

В свою очередь, в договорах  с ресурсоснабжающими организациями  предусматривается вознаграждение управляющим организациям за сбор денежных средств с населения. Возникает вопрос: должны ли учитываться в доходах управляющей организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», платежи за коммунальные услуги, полученные от собственников помещений31.

Согласно ст. 346.15 НК РФ при  применении УСН налогоплательщики должны включать в состав доходов, учитываемых при определении объекта налогообложения УСН, доходы от реализации и внереализационные расходы. Обозначенные доходы определяются, соответственно, исходя из положений ст. ст. 249 и 250 НК РФ. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ, в составе доходов не учитываются.

Так, подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой  базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров.

К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение. В этой связи особое значение имеет письмо Минфина России от 4 мая 2009г. №03-11-06/2/77.

Так, согласно разъяснениям, содержащимся в данном письме, в  случае, если предпринимательская деятельность налогоплательщика – управляющей организации исходя из договорных обязательств является посреднической деятельностью по закупке, по поручению собственников помещений в МКД коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Особым субъектом налогообложения  в сфере ЖКХ выступает – ТСЖ. Специфика налогообложения данного вида юридических лиц предопределена следующими обстоятельствами:

1) ТСЖ – это всегда  объединение граждан, не преследующее коммерческих целей;

2) ТСЖ всегда выступает  в роли посредника между собственниками помещений в многоквартирном жилом доме и третьими лицами (коммунальными и иными организациями), не имеет собственных экономических интересов и всегда выступает в интересах своих членов;

3) жилищно-коммунальные платежи  и иные взносы, поступающие от членов ТСЖ, не являются доходами ТСЖ и как следствие не подлежат налогообложению НДС, налогом на прибыль или единым налогом на упрощенной системе. Данный вывод вытекает из смысла подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ и ст. 324 НК РФ и согласуется с письмом ФНС РФ от 22.04.2011 №КЕ-4-3/6526 «О налогообложении товариществ собственников жилья».

Вместе с тем учет других платежей от членов ТСЖ в адрес ТСЖ в состав доходов будет зависеть исключительно от содержания договорных отношений ТСЖ и его членов. В данном контексте возможны две ситуации.

Так, в одном случае, предположим, что Уставом ТСЖ на последнее  возложены обязанности по обеспечению жилищно-коммунальных услуг и ТСЖ от своего имени по поручению членов ТСЖ или от имени и за счет членов ТСЖ заключает договоры с исполнителями (производителями) данного рода услуг. Таким образом, при данной схеме договорных отношений ТСЖ выступает в роли посредника между своими членами и организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги. В связи с этим на основании подп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ доходом ТСЖ будет являться исключительно агентское (комиссионное) или иное подобное вознаграждение. Вместе с тем встречаются случаи, когда уставом ТСЖ на последнее возложена обязанность по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния многоквартирного жилого дома, включая придомовую территорию; оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома, включая предоставление коммунальных услуг32.

Согласно ст. 249 НК РФ денежные средства, поступающие от членов ТСЖ за жилищно-коммунальные услуги, поступающие на счет организации, следует считать выручкой от реализации работ (услуг), а, следовательно, должны учитываться ТСЖ в составе его доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом согласно все тем же разъяснениям ФНС РФ, если ТСЖ применяет упрощенную систему налогообложения с объектом в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то оно имеет возможность, для целей налогообложения, учитывать расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. В случае если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога, то ТСЖ обязано уплатить минимальный налог в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ. В заключение следует отметить, что налогообложение предприятий в сфере ЖКХ имеет, безусловно, особенности по сравнению с налогообложением, скажем, организаций из сфер агропромышленного комплекса или автомобилестроения.

Таким образом, в существующей в настоящее время системе  налогового учета необходимо ввести единые унифицированные регистры налогового учета, поскольку установление права  налогоплательщика разрабатывать  самостоятельно систему налогового учета приводит к отсутствию единых подходов в отражении данных налогового учета и существенно затрудняет контроль за налогом на прибыль работниками  налоговых органов.

Заключение

 

В теории налогового права  ряд авторов оперирует понятием «принципы налогообложения», при этом выделяют три группы основных принципов налогообложения:

  • принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;
  • принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;
  • принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения.

Законодательство  о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Основные  нормы и принципы налогообложения  изложены в налоговом законодательстве РФ. Действующее налоговое законодательство России не делает никаких исключений в отношении предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и распространяет обязанность по уплате налогов на прибыль, НДС, налог на землю и недвижимость на данных субъектов, как и на организации любой другой отрасли экономики.

Вместе с тем налогообложение  коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере ЖКХ  обладает рядом особенностей, позволяющих  их выделить из общего ряда налогоплательщиков.

В силу того, что жилищно-коммунальная сфера относится в состав социально  значимых отраслей, государство, в лице законодателя, предусматривает для  данной сферы особые условия налогообложения.

Необходимость совершенствования  налогообложения в настоящее  время признана на государственном  уровне.

В частности, в «Основных  направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 года», одобренной Правительством РФ, указывается на необходимость  совершенствования вопросов налогообложения, урегулирования вопросов налогообложения  организаций, осуществляющих строительство  транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, а также инженерных сетей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. "Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 26.01.2009, N 4, ст. 445.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (действующая редакция). // Собрание законодательства РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
  3. Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ, 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 36.
  4. Письмо Минфина России от 30 апреля 2010 года №03-07-07/21.
  5. Письмо Минфина России от 23 декабря 2009 года №03-07-15/169.
  6. Письмо Минфина России от 07 мая 2010 года №03-11-06/2,73.

Литература

  1. Бочарова О.Н. Мониторинг. Налоговая система РФ. // Вестник ТГУ, выпуск 7 (75), 2011. С. 50-52.
  2. Григорьев В.Н., Кучеров И.И. Правовое регулирование деятельности. М., 2011.
  3. Гриценко В. В. Теория российского налогового права: современные проблемы / Под ред. Н. И. Химичевой. Саратов, 2012. С. 55-56.
  4. Демин А. Общие принципы налогообложения (анализ судебно-арбитражной практики) // Хозяйство и право. 2010. № 2. С. 95.
  5. Елисеев Д.В. Налогообложение предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства: вопросы финансово-правового регулирования // Проблемы учета и финансов. 2012. № 3. С. 62-66.
  6. Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 2010. С. 77-80.
  7. Левин А.Н. Налоговая реформа // Финансы. 2011. № 12. С. 27-30.
  8. Мартынов А.В. Решить проблему неплатежей // Финансы. 2011. № 10. С. 31.
  9. Налоги и налоговое право: Учебное пособие. / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 2011. С. 30.
  10. Павлов В.А. Предстоит решать сложные задачи // Финансы. 2010. № 3. С. 9.
  11. Павлов Л.П. Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации // Финансы. 2010. № 1. С. 23-26.
  12. Пансков В. Налоги и налоговая политика // РЭЖ. 2010. № 1. С. 14.
  13. Пепеляев С. Г. Общие принципы налогообложения и сборов // Налоговый вестник. 2011. № 7. С. 18.
  14. Попонова Н.А. Некоторые аспекты налогового планирования в развитых странах // Финансы. 2011. № 8.
  15. Рагимов С.Н. Размышления о налоговом бремени // Финансы. 2011. № 3. С. 13.
  16. Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. М., 2010.
  17. Фомина О.И. Закон в системе источников налогового права (на примере англо-саксонской правовой системы): Автореф. …дисс. канд. юрид. наук. М.,2011. С. 16.
  18. Фомина О.И. Международное налоговое право: понятие, основные принципы // Хозяйство и право. 2011. № 5. С. 130.
  19. Юмаев М.М. Соблюдение экономических критериев эффективности налоговой системы // Налоговый вестник. 2011. № 2. С. 22-24.

Судебная практика

  1. Постановление Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 №12552/10 по делу №А33-16422/2009. // СПС Консультант Плюс.

1 Пепеляев С. Г. Общие принципы налогообложения и сборов // Налоговый вестник. 2011. № 7. С. 18.

2 Козырин А. Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 2010. С. 77-80.

Информация о работе Законодательное регулирование налогообложения в России