Законодательное регулирование налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая в курсовой работе тема достаточно актуальна в настоящее время, поскольку нерешенность ряда важных проблем налогообложения сдерживает развитие рыночных отношений, а также в целом социально-экономические преобразования в стране. Налогообложение представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга физических и юридических лиц, облагаемых налогами.
Цель написания курсовой работы состоит в комплексном анализе законодательного регулирования налогообложения в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификация правовых принципов налогообложения…………5
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения
в Российской Федерации……………………………………………………………8
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……..17
2.1 Нормативно-правовые акты о налогах и сборах……………………………..17
2.2 Пути совершенствования налогообложения России………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Законодательное регулирование налогообложения ИСПР Ольга.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

3) соглашения по вопросам  избежания двойного налогообложения  в определенных сферах экономики  (например, в сфере транспорта);

4) соглашения, регулирующие  вопросы взимания косвенных налогов; 

5) соглашения о сотрудничестве  и взаимной помощи по вопросам  соблюдения налогового законодательства; 6) неналоговые соглашения, которые  наряду с другими вопросами  регулируют отдельные вопросы  налогового права.

Модельная конвенция ОЭСР об избежании двойного налогообложения  в отношении налогов на доходы и капитал, которая используется многими государствами при заключении соответствующих двусторонних соглашений. Многие налоговые договоры, заключенные  Российской Федерацией с ее основными  европейскими торгово-экономическими партнерами, весьма близки по содержанию к указанной Модельной конвенции (принимая во внимание ее редакцию на дату заключения соответствующего договора). Это немаловажно в контексте  рассмотрения поданной Россией заявки о вступлении в ОЭСР. Заметим, что  основные понятия и процедуры, зафиксированные  в Модельной конвенции, являются матрицей, определяющей содержание заключаемых  двусторонних договоров. Это предопределяет все возрастающее значение официальных  комментариев к модельным конвенциям, которые разрабатываются соответствующими международными организациями (в частности, ОЭСР).

Законодательство  о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК РФ):

– по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации;

– возникающие  в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц, привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

В отношении  таможенных платежей законодательство о налогах и сборах не применяется, за исключением случаев, прямо предусмотренных  НК.

Законодательство  о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и  сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные  правовые акты муниципальных образований  о местных налогах и сборах.

Введение  в текст НК понятия «законодательство  о налогах и сборах» и определение  его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством  Российской Федерации13.

Действующие в настоящее время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие  категории: специализированные федеральные законы, содержащие текст НК; законы, вносящие изменения или дополнения в текст действовавших законодательных актов, регулировавших порядок налогообложения; федеральные законы о ратификации международных налоговых соглашений и иных международных актов в этой сфере; федеральные законы об утверждении, уточнении или исполнении государственного бюджета или образовании внебюджетных фондов; отраслевые законы федерального уровня, содержащие отдельные предписания, касающиеся процедуры налогообложения.

К актам  законодательства о налогах и  сборах не относятся любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.). Законодательство РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство  субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения  не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по региональным налогам  и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов  Российской Федерации законами о  налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут  устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом  и пунктом 7 указанной статьи.

Местные налоги вводятся в  действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах14.

Земельный налог и налог  на имущество физических лиц устанавливаются  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов о налогах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено  пунктом 7 указанной статьи. Земельный  налог и налог на имущество  физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях  поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми  актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских  округов о налогах.

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны  к уплате на территориях этих субъектов  Российской Федерации, если иное не предусмотрено  пунктом 7 указанной статьи. Местные  налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных  налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной  власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядке и пределах, которые  предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ15.

НК РФ устанавливаются  специальные налоговые режимы, которые  могут предусматривать федеральные  налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок  введения в действие и применения указанных специальных налоговых  режимов. Специальные налоговые  режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов, указанных в  статьях 13 – 15 НК РФ.

Статья 13 НК РФ устанавливает  федеральные налоги и сборы. К  федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц;

 налог на прибыль  организаций; налог на добычу  полезных ископаемых;

водный налог; сборы за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов; государственная  пошлина.

Статья 14 НК РФ устанавливает  региональные налоги. К региональным налогам относятся: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

Статья 15 НК РФ устанавливает  местные налоги. К местным налогам  относятся: земельный налог; налог  на имущество физических лиц. Согласно статье 16 НК РФ, информация и копии  законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении  и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и  федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и  надзору в области налогов  и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

Статья 17 НК РФ устанавливает  общие условия установления налогов  и сборов. Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. В необходимых случаях  при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. При установлении сборов определяются их плательщики  и элементы обложения применительно  к конкретным сборам16.

Статья 18 НК РФ устанавливает  специальные налоговые режимы. Так, к специальным налоговым режимам  в настоящее время относятся: система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности; система налогообложения при  выполнении соглашений о разделе  продукции17. Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 НК РФ.

 

 

 

 

2. ОСОБЕННОСТИ  РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ

 

2.1 Нормативно-правовые акты  о налогах и сборах

 

Основополагающие положения  налогового права, непосредственно  закрепленные или вытекающие из Конституции  РФ:

1) положение об обязанности  платить законно установленные  налоги и сборы (ст. 57);

2) принцип единства экономического  пространства (ст. 8) и запрет на  установление фискальных препятствий  для свободного перемещения товаров,  работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74);

3) положения об установлении  федеральных налогов (ст. 71), а  также об установлении системы  налогов и общих принципов  налогообложения федеральными законами (ч. 3 ст. 75);

4) правила об обязательности  заключения Правительства РФ  по законопроектам о введении  или отмене налогов, освобождении  от их уплаты (ст. 104) и обязательности  рассмотрения в Совете Федерации  принятых Государственной Думой  федеральных законов по вопросам  федеральных налогов и сборов (ст. 106);

5) принципы равноправия  субъектов РФ в принятии собственного  налогового законодательства (ч. ч. 1, 2, 4 ст. 5) и самостоятельности органов местного самоуправления в установлении местных налогов и сборов (ст. 132).

Следует отметить приоритет  Налогового кодекса РФ над другими  федеральными законами о налогах  и сборах. Несмотря на то, что установление приоритета кодифицированного акта перед иными федеральными законами и нормативными правовыми актами признавалось Конституционным Судом  РФ при определенных обстоятельствах  не противоречащим Конституции РФ, эта проблема с точки зрения системного подхода остается нерешенной. В частности, некоторыми учеными отмечается, что  закрепленный в Налоговом кодексе РФ приоритет перед иными федеральными законами, принятыми после вступления его в силу, не соответствует одному из общепризнанных правовых принципов, согласно которому закон последующий отменяет закон предыдущий18.

Непризнание приоритета кодифицированного  акта в данном случае негативно сказывается  на стабильности правового регулирования  налоговых отношений19.

Ключевые принципы регионального  законодательства о налогах и  сборах, которое в соответствующих  случаях может приниматься в  развитие положений Налогового кодекса  РФ.

К ним, в частности, относятся:

1) установление единых  для всех субъектов РФ институтов, понятий, терминов (ст. 11 НК РФ), а  также основных начал законодательства  о налогах и сборах (ст. 3 НК  РФ);

2) установление одинаковых  требований для регионов в  области налоговой дисциплины  и юридических предпосылок к  формированию равного налогового  бремени в субъектах РФ;

3) ограничение действия  законов о налогах и сборах  субъекта РФ его налоговой  юрисдикцией, определяемой преимущественно  по территориальному критерию (т.  е. в пределах границ соответствующего  субъекта РФ).

Информация о работе Законодательное регулирование налогообложения в России