Упрощенная система налогообложения (УСН) в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 13:05, курсовая работа

Краткое описание

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик.

Вложенные файлы: 1 файл

НАЛОГИ КУРСОВАЯMicrosoft Word (2).docx

— 79.31 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Налогообложение – это система распределения доходов между юридическими и физическими лицами и государством. Налоги – обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается ранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы по строения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

Объект налога – это имущество или доход, с которого начисляется налог: доходы, стоимость товара, операции с ценными бумагами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами;

Субъект налога – это лицо, которое по закону обязано платить налог, т.е. налогоплательщик;

Источник налога – доход, из которого выплачивается налог;

Ставка налога – величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

Налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога;

Срок уплаты налога – срок, в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов.

Недостаток нашей налоговой системы – это ее нестабильность. Налоги вводятся, изменяются, либо тут же отменяются, не проработав и года. Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляется экономический кризис.

Основными недостатками налогового законодательства являются излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства.

Данная курсовая работа посвящена упрощенной системе налогообложения, цель которой - рассмотреть теоретические и практические аспекты ее применения; предложить методы оптимизации единого налога, а также выявить достоинства и недостатки изучаемого режима налогообложения.

 

ГЛАВА 1 УПРАЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. Доходы и расходы при упращенной системе налогооблодения

 

1.1 Упрощенная система налогообложения (УСН) в России.

 

Упрощенная система налогообложения – это специальный налоговый режим, который заменяет ряд налогов одним и предусматривает особый порядок определения элементов налогообложения (объекта, налоговой базы, налоговой ставки и др.).

УСН регламентируется главой 26.2 Налогового Кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». Она вступила в силу на территории Российской Федерации с 1 января 2003 года и заменила Федеральный закон № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29 декабря 1995 года.

В настоящие время продолжает действовать упрощенная система налогообложения, которую могут применять фирмы и индивидуальные предприниматели. Для применения упрощенной системы налогообложения необходимо уведомить налоговый орган до 31 декабря, чтобы начать применять упрощенную систему со следующего года. Если Вы только решили зарегистрировать ООО или ИП, уведомить инспекцию о переходе на УСН необходимо не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет. Лимит доходов для применения УСН не изменился и составляет 60 млн. рублей в год.

Если этот лимит будет превышен, необходимо перейти на общую систему налогообложения в том квартале, в котором этот лимит превышен, а также сообщить в налоговую инспекцию о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней по истечении отчетного периода.

Упрощенная система налогообложения (УСН) была разработана для применения индивидуальными предпринимателями и организациями с целью упрощения расчетов по налоговым выплатам. Таким образом, ее задача – упростить учет для тех, кто ее применяет.

Одним из преимуществ УСН является ее добровольное применение налогоплательщиками. Это значит, что переход на УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно.

Применение УСН означает, что уплачивается единый налог, который предусматривает освобождение от обязанности по уплате нескольких налогов, взимаемых при общем режиме налогообложения.

Единый налог заменяет:

  • - для организаций: налог на прибыль организаций; налог на имущество организаций; НДС (за исключением «ввозного» НДС);
  • - для индивидуальных предпринимателей:

НДФЛ – в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности (за некоторыми исключениями); налог на имущество физических лиц – в отношении имущества, которое используется для предпринимательской деятельности; НДС (за исключением «ввозного» НДС).

Иные налоги уплачиваются в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Для «упрощенцев» сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Они по-прежнему в установленных случаях исполняют обязанности налоговых агентов.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения.

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

  • организации, у которых доходы по итогам 9 месяцев года, в котором подается заявление о переходе на УСН, превысили 45 млн. руб. В составе доходов учитываются доходы от реализации и внереализационные доходы без НДС.

У индивидуальных предпринимателей право перехода на УСН не зависит от размера полученных доходов. Для них такого ограничения не установлено.

  • организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, которые признаются амортизируемым имуществом, определенная по правилам бухгалтерского учета, превышает 100 млн. рублей.

 

  • банки;
  • страховые организации;
  • бюджетные учреждения;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • инвестиционные фонды;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • ломбарды;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
  • иностранные организации;
  • и некоторые другие организации.

 Таким образом, работая  на «упрощенке», необходимо постоянно  следить за величиной доходов, остаточной стоимостью основных  средств и НМА и средней  численностью работников организации  по окончании каждого отчетного  периода (квартал, полугодие, 9 месяцев) и в целом за год. Если показатель  превысит установленный предел, право на применение УСН утрачивается. В таком случае нужно будет  перейти на общую систему налогообложения  с начала того квартала, в котором  достигнуто превышение. При переходе  на общий режим налогообложения  налогоплательщику нужно будет  исчислить и уплатить налоги  в порядке, установленном для  вновь созданных организаций (вновь  зарегистрированных индивидуальных  предпринимателей).

Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в Налоговый кодекс РФ.

В отношении применения Упрощенной системы налогообложения с 2013 года внесены следующие изменения:

Предельный размер доходов для перехода организаций на уплату УСН и лимит доходов, при превышении которого налогоплательщики утрачивают право на применение данного спец режима, останутся прежними – 45 и 60 млн. руб. соответственно (п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Изменятся только устанавливающие их нормы:

  • Временно действующий в настоящее время п. 2.1 ст. 346.12 НК РФ применяется по 30 сентября 2012 г. включительно, а п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ – по 31 декабря 2012 г. включительно (п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2009 N 204-ФЗ).
  • После окончания указанных сроков вступят в силу изменения, внесенные в п. 2 ст. 346.12 и п. 4 ст. 346.13 НК РФ (п. п. 1, 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

При этом лимит для перехода организаций на УСН ежегодно индексируется на коэффициент-дефлятор, установленный на следующий календарный год (абзац 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

На 2013 г. данный показатель установлен в размере, равном 1 (п. 4 ст. 8 Закона N 94-ФЗ).

Со следующего года налогоплательщики, которые одновременно применяют УСН и патентную систему, при определении доходов для соблюдения максимальной величины, ограничивающей право на применение УСН, должны учитывать доходы по двум спец режимам (абзац 2 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

А вот остаточная стоимость нематериальных активов в целях определения возможности применения УСН учитываться не будет.

В соответствии с подп. 16 п. 2 ст. 346.12 НК РФ с 1 января 2013 г. этот спец режим вправе применять организации, у которых предельную величину в 100 млн. руб. не превышает только остаточная стоимость основных средств. Заявительный порядок перехода на УСН изменится на уведомительный (п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Соответствующее уведомление подается в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя

  • не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода на уплату УСН,
  • а не в период с 1 октября по 30 ноября, как в настоящее время (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

При переходе на УСН с 2013 г. можно использовать новый срок подачи уведомления (п. 4 ст. 9 Закона N 94-ФЗ).

        Вновь  созданная организация (вновь зарегистрированный  предприниматель) может сделать  это в течение 30-ти календарных  дней с даты постановки на учет в налоговом органе, а не пяти, как установлено сейчас (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

  • согласно которому при непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленный срок налогоплательщики не вправе применять данный спец режим (подп. 19 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

Тем самым законодательно закреплена позиция контролирующих органов о том, что при несвоевременном представлении вновь зарегистрированным налогоплательщиком уведомления о переходе на УСН он должен применять общий налоговый режим (Письмо ФНС России от 02.11.2010 N ШС-37-3/14713).

В настоящее время подобные споры арбитражные суды решают в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Поволжского округа от 03.02.2012 N А65-15105/2011, ФАС Северо-Кавказского округа от 25.01.2012 N А32-12479/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 24.01.2012 N А27-6733/2011).

Если налогоплательщиком, применяющим УСН, какое-либо из установленных п. 4 ст. 346.13 НК РФ ограничений нарушено, то уплатить налог и подать декларацию он должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором, утрачено право на применение данного спец режима. (п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

При прекращении деятельности, в отношении которой применялась УСН:

  • налогоплательщику следует подать уведомление не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ).

В данном случае не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность, налогоплательщики должны уплатить налог и представить декларацию по УСН (п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

 

 

 

1.2 Доходы и расходы при упрощенной системе налогообложения. Переход на УСН.

 

При расчёте налога на упрощённой системе налогообложения 6 % предприниматели сталкиваются с вопросом, какие доходы нужно учитывать? Ведь к доходам ИП на УСН относятся не только доходы от деятельности (продажи товаров, оказания услуг), но и прочие доходы, напрямую не связанные с деятельностью.

К доходам от деятельности на УСН относится выручка от реализации товаров как приобретённых, так и собственного изготовления, выручка от оказания услуг и выполнения работ.

Информация о работе Упрощенная система налогообложения (УСН) в России