Законодательное регулирование налогообложения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:21, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая в курсовой работе тема достаточно актуальна в настоящее время, поскольку нерешенность ряда важных проблем налогообложения сдерживает развитие рыночных отношений, а также в целом социально-экономические преобразования в стране. Налогообложение представляет собой процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а также порядок уплаты налогов и круга физических и юридических лиц, облагаемых налогами.
Цель написания курсовой работы состоит в комплексном анализе законодательного регулирования налогообложения в РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………...5
1.1 Понятие и классификация правовых принципов налогообложения…………5
1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения
в Российской Федерации……………………………………………………………8
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……..17
2.1 Нормативно-правовые акты о налогах и сборах……………………………..17
2.2 Пути совершенствования налогообложения России………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..40
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Законодательное регулирование налогообложения ИСПР Ольга.docx

— 86.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Основные  аспекты регулирования налогообложения 

в Российской Федерации…………………………………………………...5

1.1 Понятие и классификация  правовых принципов налогообложения…………5

1.2 Нормативно-правовое регулирование  налогообложения 

в Российской Федерации……………………………………………………………8

2. ОСОБЕННОСТИ  РЕГУЛИРОВАНИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РФ……..17

2.1 Нормативно-правовые акты  о налогах и сборах……………………………..17

2.2 Пути совершенствования  налогообложения России………………………...24

Заключение……………………………………………………………………..40

Список использованной литературы………………………………..42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Рассматриваемая в курсовой работе тема достаточно актуальна в настоящее время, поскольку нерешенность ряда важных проблем налогообложения сдерживает развитие рыночных отношений, а также в целом социально-экономические преобразования в стране.

Налогообложение представляет собой процесс установления и  взимания налогов в стране, определение  величин налогов, их ставок, а также  порядок уплаты налогов и круга  физических и юридических лиц, облагаемых налогами.

В соответствии с положениями  ч. 3 ст. 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения и сборов, то есть принципы налогового права должны быть установлены федеральным законом. Ст. 3 Налогового кодекса РФ закрепляет принципы налогового права в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах. Общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, установление которых федеральным законом обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации.

Статья 12 НК РФ устанавливает  виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и представительных органов муниципальных  образований по установлению налогов  и сборов.

В Российской Федерации устанавливаются  следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Федеральными налогами и сборами  признаются налоги и сборы, которые  установлены НК РФ и обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено  пунктом 7 указанной статьи. Региональными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и законами субъектов  Российской Федерации о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 указанной  статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Анализу законодательного регулирования налогообложения  посвящены работы A.Н. Брызгалина, Е.В. Бушмина, О.В. Врублевской, С.Ю. Глазьева, И.В. Горского, А.Г. Грязновой, З.А. Клюкович, Д.С. Львова, Л.П. Павловой, A.Б. Паскачева  и др.

Объектом  исследования является налогообложение.

Предмет исследования – законодательное регулирование налогообложения в РФ.

Цель  написания курсовой работы состоит  в комплексном анализе законодательного регулирования налогообложения в РФ.

Поставленная  в работе цель потребовала следующих  задач:

- рассмотреть понятие и классификацию правовых принципов налогообложения;

- рассмотреть нормативно-правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации;

- рассмотреть пути совершенствования налогообложения России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  аспекты регулирования налогообложения 

в Российской Федерации

 

1.1 Понятие и классификация правовых принципов налогообложения

 

В теории налогового права  ряд авторов оперируют понятием «принципы налогообложения», фактически заменяя им понятие «принципы налогового права». Такая позиция представляется не совсем верной, хотя бы потому, что «налогообложение» есть категория экономическая, соответственно принципы налогообложения построены скорее с экономической точки зрения, нежели с юридической, и не выступают ориентирами нормативно-правового регулирования. В то же время, принципы налогообложения оказывают существенное влияние на формирование собственно принципов налогового права, поскольку «…наука финансового права, изучающая юридические нормы, регулирующие отношения в области государственных финансов, не может строиться вне тесной связи с финансовой наукой»1, а также с экономической теорией. Следует заметить, что принципы права образуют стройную систему, существующую объективно. Первым шагом к раскрытию системы, а, следовательно, механизма правотворчества и правореализации является классификация принципов.

В течение всего периода  становления налогового права как  подотрасли финансового права предлагались различные классификации принципов.

Так, А.Н. Козырин подразделяет важнейшие принципы налогового права на юридические (установление налога законом, регулярность пересмотра налоговых законов, принцип юридического равенства граждан перед налоговым законом), социально-экономические (принцип справедливости) и технические (запреты специализации налога, единого налогового фонда). «Первые составляют основу процессуальной части налогового права, вторые определяют характер материальных норм, третьи устанавливают основы технического исполнения налоговых операций»2. Подобного мнения придерживается и О.И. Фомина3.

Другие, характеризуя правовые принципы налогообложения, прибегают  к подразделению их на общие и частные (специальные или институционные).

Причем общие принципы налогообложения объединяют в себе правовые принципы различной сферы действия.

Особый вклад в исследование принципов налогового права России внес известный ученый С.Г. Пепеляев, давший их наиболее полную классификацию4. Он выделяет три группы основных принципов налогообложения в зависимости от направленности действия и смысла решаемых задач:

– принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя;

– принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение основных прав и свобод налогоплательщиков;

– принципы, обеспечивающие реализацию и соблюдение начал федерализма.

Не вдаваясь в критику  приведенных классификаций основных принципов налогового права, все же выделим один существенный их недостаток. Его сущность в том, что при определении оснований градации принципов все внимание было сосредоточено на внутригосударственном праве, а концепции построены без учета «активизации взаимодействия международной и национальной правовых систем»5.

Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции  РФ, в Российской Федерации «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Данная норма Конституции РФ в полной мере применима и к налоговым правоотношениям. Проблема заключается в том, что в международном праве нет нормативного акта, который исчерпывающим образом перечислял бы общепризнанные его принципы и нормы. В международно-правовой доктрине и практике такие нормы обозначаются как нормы общего международного права, установленные и признанные международным сообществом государств, то есть обязательные для всех его членов. К ним относятся нормы, содержащие основополагающие принципы международного права, нормы общего международного обычного права и общие принципы права, признанные цивилизованными нациями6.

Логическим следствием международных  контактов по вопросам налогообложения явилось формирование «особой ветви налогового права»7, регулирующей налоговые отношения с иностранным элементом – международного налогового права. В его основе лежат принципы международного права, составляющие фундамент всей системы международных отношений, а также налоговые нормы национальных правовых систем, к которым следует обращаться в случае возникновения ситуаций, не урегулированных международной договорной практикой8.

Таким образом, закрепление  принципов международного права  в качестве составляющих принципов налогового права Российской Федерации в полной мере отвечает требованиям международно-правового и экономического сотрудничества государств.

 

1.2 Нормативно-правовое регулирование налогообложения

в Российской Федерации

 

Налоговое законодательство включает совокупность нормативных актов, действующих на территории РФ и регулирующих налоговые отношения. В его состав входят: международное законодательство, действующее на территории РФ; законодательство о налогах и сборах и иные нормативные акты (в том числе и органов исполнительной власти), которые регулируют отношения в сфере налогообложения9.

Федеральное законодательство о налогах и сборах, или, как  оно именуется в Налоговом  кодексе, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, состоит из:

  • Налогового кодекса Российской Федерации;
  • принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

К иным федеральным законам, составляющим вместе с НК РФ федеральное законодательство о налогах и сборах, относятся: федеральные законы о налогах и сборах, принятые до введения в действие Налогового кодекса Российской Федерации, действующие в настоящее время в части, не противоречащей Налоговому кодексу; федеральные законы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Региональное законодательство о налогах и сборах состоит  из законов и иных нормативных  правовых актов о налогах и  сборах субъектов Федерации, принятых в соответствии с НК РФ. К таким  региональным законам в первую очередь  относятся законы, вводящие на территории этих субъектов установленные федеральным  законодательством о налогах  и сборах региональные налоги или  сборы.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о  местных налогах и сборах принимаются  представительными органами местного самоуправления в соответствии с  Налоговым кодексом Российской Федерации. К таким местным актам относятся, например, акты представительных органов  местного самоуправления (парламентов, законодательных собраний, советов  депутатов и т.д.), вводящие на территории соответствующих муниципальных  образований установленные федеральным  законодательством о налогах  и сборах местные налоги или сборы. Общее налоговое законодательство включает в себя иные федеральные законы, не входящие в объем понятия "законодательство о налогах и сборах" (синоним - "специальное налоговое законодательство") и содержащие нормы налогового права10.

Нормативный правовой акт о налогах и сборах – документ, принимаемый управомоченным на то органом государственной власти или местного самоуправления, содержащий новую норму права (либо изменяющий или прекращающий действие старой нормы) и регулирующий общественные отношения по установлению и введению налогов (сборов, страховых взносов на обязательное государственное страхование, таможенных платежей), налоговые обязательственные и налоговые процедурные отношения. Исходя из конституционно значимого принципа установления налогов законом, ключевое внимание уделяется понятию законодательства о налогах и сборах.

В силу принятой формулировки п. 1 ст. 5 Налогового кодекса РФ российский законодатель к законодательству о  налогах и сборах помимо федеральных  законов и законов субъекта РФ о налогах и сборах отнес нормативные  правовые акты представительных органов  местного самоуправления, устанавливающие  и вводящие в соответствии с кодексом местные налоги и сборы.

Нормативные акты исполнительных органов власти не включаются в состав законодательства о налогах и  сборах, однако допускается их использование  в регулировании налоговых отношений  при определенных условиях: 1) они  издаются только в случаях, прямо  предусмотренных налоговым законодательством; 2) они не могут изменять или дополнять  налоговое законодательство11.

Возможность отнесения международно-правового  договора к источникам национального  налогового права нередко оспаривается в отечественной юридической  литературе, в частности доказывается, что международные договоры лишь воздействуют на национальное право  России, но не применяются непосредственно  для регулирования внутригосударственных  отношений12.

На основе конституционно-правовых положений и практики их толкования, можно сделать вывод о том, что международно-правовые договоры по налоговым вопросам, ратифицированные Российской Федерацией, должны применяться непосредственно (в том числе российскими судами) и их следует включать в состав источников налогового права России.

Международные договоры по налоговым вопросам оказывают регулирующее воздействие, как правило, не только на договаривающиеся стороны (государства), но и на налогоплательщиков, а также налоговых агентов данных государств, т. е. на частных лиц.

Международные договоры, являющиеся источниками налогового права России, предлагается разделить на шесть  видов:

1) соглашения, определяющие  общие принципы налогообложения;

2) соглашения об избегании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество;

Информация о работе Законодательное регулирование налогообложения в России