Задолженность по налогам и сборам: причины возникновения, способы предотвращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в раскрытии экономических и организационных предпосылок возникновения и преодоления налоговой задолженности, изучении факторов и причин, способствующих ее снижению, а также обосновании комплекса мер по предотвращению ее образования.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность, экономическую природу и причины возникновения налоговой задолженности;
- проанализировать динамику и структуру налоговой задолженности консолидированного бюджета РФ и бюджета ХМАО-Югра;
- дать оценку действующей системе предупреждения и урегулирования налоговой задолженности и выявить ее основные проблемы;
- определить основные направления сокращения и наиболее результативные меры взыскания налоговой задолженности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………3
1. Теоретический аспект возникновения задолженности по налогам и сборам……...5
Понятие задолженности по налогам и ее место в системе сбора налогов……….5
Причины возникновения налоговых задолженностей………….............................8
Этапы и алгоритм функционирования механизма взыскания задолженностей
по налогам …………………………………………………………………………..11
Основные группы должников по уплате налогов………………………………..15
Противоречия в законодательных и нормативных актах, регламентирующих
процесс взыскания налоговых задолженностей…………………………………18
2. Практический аспект возникновения задолженности по налогам и сборам……..20
2.1 Налоговый контроль, как важнейшая предпосылка к образованию недоимок,
применения пеней………………………………………………………………….20
2.2 Анализ состояния задолженностей по налогам и сборам в бюджет РФ и
бюджет ХМАО-Югра за период 2003-2007 гг. …………………………………..24
3. Проблемы взыскания и пути снижения задолженности налогов и сборов………..34
Сложность и проблемы взыскания задолженности налогов и сборов……………34
Совершенствование контрольной работы налоговых органов по снижению
задолженности перед бюджетами всех уровней…………………………………...36
Заключение……………………………………………………………………………….41
Список используемой литературы…………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 237.50 Кб (Скачать файл)

Мы прекрасно понимаем, что недостаточно просто довести  до налогоплательщиков изменения, произошедшие в налоговом законодательстве, и  дать сухую информацию по различным видам налогов. Нужно повышать налоговую культуру участников бизнеса и отдельных граждан, дать им возможность проявить свою гражданскую позицию, которая в данном случае выражается в своевременной и полной уплате налогов, а также способствовать формированию позитивного имиджа налоговой службы. Поэтому работа с налогоплательщиками всегда была и будет приоритетом для налоговых органов.

Достаточно много предприятий  отчитываются перед налоговыми органами представляя отчетность, показывающую отсутствие деятельности. В этой связи важной задачей развития налогового администрирования, должно стать совершенствование работы налоговых органов с отсутствующими должниками, поскольку использование организаций – отсутствующих должников (так называемых «фирм-однодневок») является основным элементом большинства схем уклонения от уплаты налогов.

Одной из мер, направленных на своевременную мобилизацию налоговых  платежей в бюджетную систему, является повышение эффективности контрольной  работы, проводимой налоговыми органами, способствующей своевременному выявлению недопоступлений и неблагонадежных налогоплательщиков и призванной обеспечивать поступление причитающихся бюджету налоговых платежей. Основными инструментами контрольной работы налоговых органов являются камеральные и выездные налоговые проверки (рисунок 11).

Целью налогового контроля должна стать неотвратимость привлечения  к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство. Характер применяемых схем уклонения от уплаты налогов становится из года в год все более изощренным. Поэтому в настоящее время главными задачами контрольной работы являются усиление аналитической составляющей, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово-хозяйственной деятельности проверяемых объектов: принятия объективных, аргументированных решений по результатам проведенных проверок; повышения качества работы с жалобами налогоплательщиков; снижения количества споров рассматриваемых в судах.

Проведенные автором  исследования позволяют сделать вывод, что данные методы контрольной работы налоговых органов обеспечит значительный рост доначисленных сумм по результатам проверок.

В этой связи, следующей  мерой налогового администрирования  обеспечения своевременности поступления  налоговых платежей, должно стать сокращение недоимки и урегулирование задолженности перед бюджетами всех уровней.

В работе показано, что  наиболее эффективной мерой по погашению  задолженности является предъявление должникам требований об уплате налогов  и сборов. Одним из наиболее эффективных путей сокращения задолженности является использование зачета выявляемой переплаты.

Еще одним направлением снижения задолженностей является списание задолженности, образовавшейся у налогоплательщиков по вине ликвидированных кредитных организаций. При этом важно, чтобы оценка деятельности налоговых органов осуществлялась не только исходя из объема мобилизованных ими налоговых доходов или сумм доначисленных налогов и пени по результатам налоговых проверок, но и по показателям, характеризующим качество их работы с налогоплательщиками (отсутствие претензий к их работе, оперативность рассмотрения запросов, своевременный возврат излишне уплаченных сумм налогов, а также соблюдение налоговыми органами стандартов деятельности).

Улучшению налогового администрирования должно способствовать решение следующих задач, касающихся совершенствования форм и методов контрольной работы налоговых органов:

  1. Для повышения эффективности контрольной работы представляется целесообразным уточнить нормы Кодекса, регламентирующие камеральную налоговую проверку, а также уточнить порядок истребования налоговыми органами документов у налогоплательщиков.
  2. Представляется целесообразным предоставить налоговым органам право взыскивать суммы штрафов в бесспорном порядке с организаций, которые не обжалуют соответствующие решения налоговых органов либо выражают согласие с такими решениями.
  3. Предлагается уточнить составы налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства о налогах и сборах и размеры соответствующих штрафов.
  4. Необходимо развивать досудебный порядок урегулирования налоговых споров. С этой целью должно обеспечиваться оперативное и объективное рассмотрение налоговыми органами имеющихся с налогоплательщиками разногласий, базирующееся на строгом соблюдении законодательства о налогах и сборах.

Необходимо отметить, что для повышения результатов контрольной работы, в первую очередь надо повысить роль камеральной налоговой проверки, как аналитического инструмента для определения групп риска и отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок.

В первом полугодии  2007 г., Управлением в ХМАО-Югра внедрены такие инновационные методы контроля за качеством оказания государственных услуг налогоплательщикам, как проведение «скрытых» рейдов в инспекции и прием информации от граждан через sms. Рейды были проведены в восьми территориальных налоговых органах округа, в том числе в трех повторно. По результатам рейда, каждой инспекции были направлены строгие рекомендации по устранению выявленных недостатков, исполнение которых находится на контроле у руководителя Управления.

Возле окна каждого инспектора размещены объявления о возможности  обратиться к начальникам функциональных отделов инспекции, с указанием  номера кабинета и номера телефона в случае:

- несогласия с действием или бездействием инспектора;

- отказа от принятия  деклараций (для соответствующих  функциональных рабочих мест) и т.д.

Управлением организован  прием отзывов, предложений, а также  замечаний  по качеству обслуживания от граждан Югры через SMS- сервис. На 01.07.2007 в Управления поступило 45 сообщений, из них: 35 сообщений с замечаниями к качеству обслуживания в инспекциях; 4 сообщения в форме предложений по улучшению качества обслуживания налогоплательщиков; 6 сообщений с положительными отзывами о работе инспекторов. Все сообщения анализируются,  по выявленным нарушениям предпринимаются необходимые меры. Ввиду  того, что данный способ сбора информации показал свою высокую эффективность, Управлением принято решение о продлении работы сервиса.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, современная система налогового администрирования должна обеспечить:

  • повышение уровня собираемости налогов и сборов в целях обеспечения полного и своевременного финансирования расходов бюджетов всех уровней;
  • сокращение издержек налогоплательщиков и создание для них максимально удобных условий при исполнении обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • соблюдение принципа справедливости для всех экономических агентов, имея в виду обеспечение равных условий налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере хозяйственной деятельности;
  • снижение затрат государства на осуществление налогового контроля.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взыскание задолженности  – это один из резервов пополнения бюджетной системы. Поэтому работа по снижению задолженности по-прежнему является одним из приоритетных направлений деятельности налоговых органов.

На наш взгляд, правовое поле взыскания задолженностей по налогам  с организаций должным образом  наполнено нормативно-правовыми  актами, регулирующими как отдельные  вопросы взыскания, так и деятельность его участников. Вместе с тем для повышения эффективности работы органов, взаимодействующих при взыскании налоговой задолженности, необходимо устранить противоречия в актах этих органов, установить единые сроки и единый порядок взыскания.

В финансовой науке и  в науке финансового права  отмечалась важность организации контрольной  работы и, соответственно, установление субъектов контроля, органов - носителей  контрольных функций. В РФ контрольными полномочиями в налоговой сфере  наделены специально созданные налоговые органы. Контроль налоговых органов за выполнением организациями обязательств по погашению реструктурированной кредиторской задолженности по федеральным налогам и сборам, полнотой и своевременностью уплаты текущих налоговых платежей и соблюдение организациями условий реструктуризации кредиторской задолженности.

Достижение поставленных целей в полном объеме, позволит обеспечить дополнительное поступление  налогов и сборов, как в федеральный, так и в региональный бюджеты, а также положительно повлияет на экономическую ситуацию в регионе.

Налоговые долги - проблема серьезная, но и ее можно решить. Главное - знать, как к этому вопросу  подходить и какие действия надо предпринять. Бухгалтеру бюджетного предприятия, которое недополучает финансирование, гораздо легче. Законных возможностей «договориться» с налоговой заплатить попозже у него более чем достаточно.

Анализ правовой основы регулирования налоговых отношений  позволяет сделать вывод, что  данные отношения регулируются большим количеством нормативных актов различного уровня, зачастую не согласованных между собой. Эти отношения касаются как вопросов исчисления и уплаты налогов, прав, ответственности и обязанностей субъектов налогового права, так и не относящихся к налоговому законодательству вопросов. Кодифицированного документа, содержащего  воедино  все  нормы, касающиеся данных правоотношений на сегодняшний день не существует. Существуют также, так называемые, пробелы в законодательстве регулирующем вопросы налоговой ответственности, например, некоторые составы правонарушений российским законодательством не предусматриваются, что даёт возможность недобросовестным участникам налоговых правоотношений уходить от налогообложения.

Привлечение налогоплательщика  к налоговой ответственности затрагивает основные права и свобода граждан, предпринимателей, организаций. Оно касается таких важных институтов, как право заниматься предпринимательской деятельностью, право собственности. Сам факт привлечения налогоплательщика к ответственности касается доброго имени и деловой репутации налогоплательщика. Не вызывает сомнений, что от того, как закреплена данная процедура в законе напрямую зависит и соблюдение этих прав. А налоговое законодательство ещё не так совершенно как хотелось бы.

Взыскание имущества не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, а представляет собой законное изъятие некоторой его части, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Чтобы обеспечить выполнение этой публичной обязанности и возместить ущерб, понесенный казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения на случай несоблюдения законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими  исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). Санкции штрафного характера исходя из общих принципов права, должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.

Но не всё так мрачно, следует помнить, что налоговое  право ещё сравнительно молодо и  сейчас оно находится в процессе активного развития, многие проблемы, горячо обсуждаемые в настоящий момент через какое-то время будут разрешены, некоторые пробелы в законодательстве будут восполнены, на смену большого количества разрозненных правовых актов, регулирующих отдельные отношения в сфере налогов, придёт окончательный вариант Налогового кодекса.

Безвыходных ситуаций нет, даже в сфере налогообложения. Главное - знать, что и на какой стадии надо предпринимать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. - М.: «Ось-89», 2006
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: В трех частях. 4-е изд. М.: «Ось-89», 2006
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 13-е изд. М.: «Ось-89», 2006 г.
  4. Постановление Правительства РФ от 27 мая 1998 г.  № 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций»
  5. Арутюнов А.А. «Роль налогового администрирования в формировании благоприятной финансовой среды»/Международный сельскохозяйственный журнал 2006. № 4, с.  4-5
  6. Арефьев В.М. Как взыскать налоговые долги: наш опыт // Российский налоговый курьер. 2005. № 6
  7. Береснева Н. Вместо налогов - имущество//Консультант. 2004. № 15, с. 16
  8. Берсенева Л.П. Проблема уклонения от уплаты налогов актуальна не только в нашей стране // Налоговый вестник. 2001. № 5, с. 10-12
  9. Васильчук Е. Конкурентоспособные налоги - далеко не достаточное условие повышения конкурентоспособности. // Российская газета. 01.06.2004 // http//www.rg.ru.
  10. Гусева Т.А. О внесудебном порядке взыскания налоговых платежей // Налоговые споры: теория и практика. 2005. №12, с. 8-9
  11. Денисова М.О. Задолженность по уплате налогов. Что делать при ее взыскании?//Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2005. № 14, с. 6-7
  12. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005, 190 с.
  13. Кислов Д.В. Налоговые споры. Практика взаимоотношений с налоговыми службами. - М.: Вершина, 2005, 80 с.
  14. Лермонтов Ю. Принудительные меры взыскания недоимки и пеней в налоговом праве // Право и экономика. 2005. № 3, с. 3-4
  15. О работе по обеспечению поступления налоговых платежей и сборов в городской бюджет, ликвидации задолженности за I квартал 2005 г. и о мероприятиях и планах, способствующих увеличению доходной части городского бюджета в 2005 г./ МРИ ФНС России №6 по ХМАО-Югре /www.r86.nalog.ru/
  16. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах с комментариями: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2005, 150 с.
  17. Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения // Налоговый вестник. 2005. № 6
  18. Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2006 г. и на период до 2008 г. /www.admhmao.ru/
  19. Пронин С.Б. Взыскание задолженностей по налогам. - М: Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97», 1998, 176 с.
  20. Пронин С.Б. Обращение взыскания задолженностей по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды на имущество организаций - М.: ЗАО «Бухгалтерский бюллетень», 1998. 275 с.
  21. Российский статистический ежегодник 2003 г.: Стат. Сб. / Госкомстат России. - М., 2003
  22. Российский статистический ежегодник 2004 г.: Стат. Сб. / Госкомстат России. - М., 2004
  23. Смирнова Е.В. Проблемы задолженности по налоговым платежам в 2004г. // Финансы. 2004. № 4, с. 7-8
  24. Статистический ежегодник: Стат. сборник в 4-х частях. Ч.2 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Тюмень, 2006. 76 с.
  25. Сердюков А.Э. Администрирование налогов в России: принципы и пути развития. Российский налоговый курьер. 2006 г. № 3. С. 9
  26. Степанов А.Г. Взыскание задолженностей//Право и экономика. 2005. № 4, с. 5-6

Информация о работе Задолженность по налогам и сборам: причины возникновения, способы предотвращения