Виды налогов и сборов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:24, реферат

Краткое описание

В процессе своей деятельности граждане и юридические лица сталкиваются с необходимостью исполнения по уплате в пользу государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и сборов. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание

Виды налогов и сборов, их классификация 3
Ответственность за совершение налоговых правонарушений 5
Общая характеристика налогового правонарушения 5
Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения 7
Налоговые санкции 12
Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения 13
Уголовная ответственность за налоговые преступления 15
Налог на доходы физических лиц 19

Вложенные файлы: 1 файл

Налогообложение_теория.docx

— 58.20 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Виды налогов  и сборов, их классификация 3

Ответственность за совершение налоговых правонарушений 5

Общая характеристика налогового правонарушения 5

Порядок привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения 7

Налоговые санкции 12

Меры административной ответственности за нарушения в  сфере налогообложения 13

Уголовная ответственность  за налоговые преступления 15

Налог на доходы физических лиц 19

 

 

Виды налогов  и сборов, их классификация

В процессе своей деятельности граждане и юридические лица сталкиваются с необходимостью исполнения по уплате в пользу государства обязательных законодательно установленных платежей: налогов и сборов.

Налог – обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и  физических лиц, уплата которого - одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) по определенным признакам.

    • по субъекту уплаты налога:
      • физические лица (ФЛ);
      • юридические лица (ЮЛ);
      • смешанные (ФЛ + ЮЛ).
    • по объекту налогообложения:
      • операции на реализацию, имущество, землю, капитал, прибыль, доход, средства потребления.
    • по источнику уплаты:
      • заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.
    • по назначению:
      • общие налоги – расходуются на цели, определенные в бюджет;
      • специальные налоги – имеют строго целевое назначение (например, ЕСН).
    • по способу обложения:
      • кадастровые - представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;
      • декларационные – официальное заявление налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.
    • по методу исчисления:
      • регрессионные;
      • пропорциональные;
      • твердые;
      • кратные суммы (МРОТ).
    • по способу изъятия:
      • прямые: налог на прибыль организаций, физических лиц;
      • косвенные: акцизы, НДС, налог с продаж, таможенные пошлины.
    • по принадлежности к уровню власти и управления:
      • федеральные;
      • региональные;
      • местные.

На основании принципа федерализма и по их месту в  бюджетной системе все налоги разделены на федеральные, субъектов федерации (региональные) и местные (ст. 12 НК РФ ст. 18 ФЗ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").

 

Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ):

    • налог на добавленную стоимость;
    • акцизы;
    • налог на доходы физических лиц;
    • единый социальный налог;
    • налог на прибыль организаций;
    • налог на добычу полезных ископаемых;
    • налог на наследование или дарение;
    • водный налог;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
    • государственная пошлина.

Региональные налоги (ст. 14 НК РФ):

    • налог на имущество организаций;
    • налог на игорный бизнес;
    • транспортный налог. 

Местные налоги (ст. 15 НК РФ):

    • земельный налог;
    • налог на имущество физических лиц.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений

Общая характеристика налогового правонарушения

Налоговое правонарушение – это совершенное противоправное (в нарушении законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.

Среди видов налоговых  правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует, прежде всего, назвать:

    • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК);
    • уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НК);
    • непредставление налоговой декларации (ст. 119 НК);
    • грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120 НК);
    • неуплату или неполную уплату сумм налога (ст. 122 НК);
    • невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123 НК);
    • непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК);
    • неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1 НК);
    • нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (ст. 133 НК);
    • неисполнение банком решения о взыскании налога и сбора, а также пеней (ст. 135 НК);
    • непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков – клиентов банка (ст. 135.1 НК).

Некоторые правонарушения, хотя и отнесены НК к налоговым  правонарушениям и за их совершение ответственность назначается в соответствии с правилами назначения ответственности за налоговое правонарушение, с точки зрения теории налогового права к налоговым правонарушениям отнесены быть не могут и имеют скорее административно-правовую природу. Таковыми правонарушениями являются:

    • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК);
    • несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125 НК);
    • неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля (ст. 128 НК);
    • отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129 НК);
    • нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса (ст. 129.2 НК);
    • нарушение банком порядка открытия счета налогоплательщику (ст. 132 НК);
    • неисполнение банком решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (ст. 134 НК).

Порядок привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения

Решение о привлечении  налогоплательщика к ответственности  за совершение налогового правонарушения может быть вынесено руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам рассмотрения материалов проверки.

Общие условия привлечения  к ответственности за совершение налогового правонарушения:

    • никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК;
    • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

Привлечение налогоплательщика  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  его от обязанности уплатить причитающиеся  суммы налога, сбора и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным  законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда.

Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения.

Обязанность по доказыванию  обстоятельств, свидетельствующих  о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.

Неустранимые сомнения в  виновности лица, привлекаемого к  ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Формы вины при  совершении налогового преступления

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его  совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут  организации и физические лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Вина организации в  совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к  ответственности за совершение налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

    • отсутствие события налогового правонарушения;
    • отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
    • истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок давности по налоговым  правонарушениям составляет три года, которые исчисляются:

    • со дня совершения правонарушения (применяется в отношении правонарушений, состоящих в грубом нарушении правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, а также неуплаты или неполной уплаты налогов);
    • со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение (применяется для всех остальных видов правонарушений, предусмотренных в НК).

Течение срока давности привлечения  к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему РФ.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);
    • совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком – физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);
    • выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии вышеуказанных  обстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом и учитываются им при наложении санкций.

Обстоятельствами, смягчающими  ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

    • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
    • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Информация о работе Виды налогов и сборов