Налоги и сборы в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:06, контрольная работа

Краткое описание

В специальной юридической литературе имеются различные подходы к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский (1225-1274 г.г.) определил налоги как «дозволенную форму грабежа». Шарль Монтескье же с полным основанием полагал, «что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той части, которую оставляют им».

Содержание

Налог как правовая категория (понятие, юридические
признаки, значение, содержание, функции) 2
Понятие, значение и основные функции налогов
и сборов 2
Виды налогов и сборов в РФ 8
Заключение 11
Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа хозяйственное право.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

«Виды налогов и сборов в РФ» 

Содержание

  1. Налог как правовая категория (понятие, юридические

признаки, значение, содержание, функции)     2      

    1. Понятие, значение и основные функции налогов

 и сборов                   2       

    1. Виды налогов и сборов в РФ      8     

Заключение           11

Список литературы         12 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Налог как  правовая категория (понятие, юридические  признаки, значение, содержание, функции)
 
    1. Понятие, значение и основные функции налогов  и сборов
 

      В специальной  юридической  литературе  имеются  различные  подходы  к определению налога. Так, например, Ф.Аквинский  (1225-1274  г.г.)  определил налоги как «дозволенную форму  грабежа».  Шарль  Монтескье  же  с  полным основанием полагал, «что ничто  не  требует  столько  мудрости  и  ума,  как определение той части, которую у подданных забирают, и  той  части,  которую оставляют им».

     Из  взглядов Фомы Аквинского можно сделать  вывод, что  он  относился  к налогам столь негативно по  той  причине,  что  государство  регулировало  и регулирует   эту   сферу   жизнедеятельности   административно-командными методами, самостоятельно определяя, какой налог, в каком размере и  в  какие сроки необходимо выплачивать, а кроме того, в случае неуплаты  оставляет  за собой право  силового  принуждения.  В противоположность Фоме  Аквинскому, считавшему  налоги  признаком  неволи,  один  из   основоположников   теории налогообложения Адам Смит, говорил о  том,  что  налоги  для  того,  кто  их выплачивает, есть признак не рабства, а свободы.

     Современные авторы также разнятся в определениях понятия  «налог»,  и, видимо, проблема заключается в том, что налог  есть  категория  комплексная, имеющая как экономическое, так и юридическое значение. Несмотря на  различия позиций, большинство авторов, однако, выделяют следующие его составляющие:

    1. обязательность  и принудительность налога;

      2. адресность налога (внесение в  бюджет или в соответствующий   внебюджетный   фонд);

    3. законность  его установления.

     Кроме  того,  поскольку  налог  может  выступать   как   экономическая категория  и  как  правовая,  единственным  критерием  отделения  налога,  в экономическом смысле и, особенно в правовом,  от  других  платежей    является  налоговое  законодательство   (так   называемый   признак нормативно-правового регулирования).

       Таким образом, сравнивая у различных  авторов  понятие  налога,  можно определить налог как обязательный взнос  в  бюджет  соответствующего  уровня или  в  указанный  законодательством   внебюджетный   фонд,   осуществляемый плательщиками (юридическими и физическими лицами) в порядке и  на  условиях, регламентируемых налоговым законодательством. Легальное определение  налога, данное в п. 1 ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации,  содержит  в себе также  цель  взимания  налога  —  финансовое  обеспечение  деятельности государства и (или) муниципальных образований.

      Налог, в том смысле, в котором он был  рассмотрен выше, включает в себя понятие сбора. Сбор — это обязательный  взнос,  взимаемый  с  организаций  и физических лиц, уплата которого  является  одним  из  условий  совершения  в интересах  плательщиков   государственными   органами,   органами   местного самоуправления,  иными  уполномоченными  органами  и   должностными   лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных  прав  или выдачу разрешений (лицензий).  Хотя  сбор,  в  отличие  от  налога,  есть возмездный платеж,  но  и  он  используется  государством  для  формирования собственных доходов, а следовательно, имеет ту же правовую  природу,  что  и налог. Также относится к этой категории и государственная  пошлина,  которая является платой за оказание плательщику каких-либо услуг.

       Рассматривая  налог  более  детально,  можно  выделить следующие  его признаки:

     - законность установления и введения;

       - обязательность налоговых платежей и возможность принуждения  со  стороны государства за нарушение налоговых норм;

      - безвозмездность;

      - отчуждение собственности при уплате;

     - абстрактность налоговых платежей;

      - внесение платежей в бюджет или во внебюджетный фонд;

         - обезличивание платежей при поступлении  в  бюджет  или  во  внебюджетный фонд.

       Сущность  налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным  лицам денежных средств. Посредством  налогообложения государство в  одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков - физических лиц и организаций - в денежной форме переходит в собственность государства.

       Определение налога как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти впервые сформулировал Конституционный Суд РФ. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. При этом, по мнению Конституционный Суд РФ, взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

       «Налоги есть форма перераспределения национального дохода, - верно утверждает С.Д.Цыпкин. - Налоги связаны с наличием различных форм собственности. Уплата налогов всегда означает переход части средств из собственности отдельных плательщиков в собственность государства». В этом состоит одно из существенных отличий налогового права от гражданского, которое согласно п.1 ст.1 ГК РФ основывается на признании неприкосновенности собственности.

       Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:

       1. императивно-обязательный характер;

       2. индивидуальная безвозмездность;

       3. денежная форма;

       4. публичный и нецелевой характер  налогов.

       Рассмотрим  указанные признаки подробнее.

       Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.

       Налоги  не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.

       Возникновение и исполнение налоговой обязанности  не основано на соглашениях государства  с налогоплательщиком и тем более  не зависит от индивидуального усмотрения последнего. Налоговая обязанность  вытекает непосредственно из закона, диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложения господствует императивный метод правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектов самостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотренной нормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногда называется методом субординации или властных предписаний. Требования налоговых органов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. "О налогах не договариваются" - известная аксиома налогового законодательства. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны, обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и, соответственно, с другой - право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной уплаты налоговых платежей.

       Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. "Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем". Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.

       Данный  признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные  действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.

       Денежный  характер. НК РФ определяет налог как  исключительно денежный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

       Действующее законодательство не предусматривает  какие-либо натуральные формы уплаты налога.

       Налог должен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то есть налоговый платеж носит личный характер.

       Публично-нецелевой  характер. Налоговые платежи - безусловный  атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.

       В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается, что в налоговой обязанности налогоплательщиков "воплощен публичный интерес всех членов общества". Разумеется, некоторая часть налоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и всех остальных членов общества.

       Нецелевой характер налогов вытекает из закрепленного  ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного) покрытия бюджетных расходов: все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы, не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Информация о работе Налоги и сборы в РФ