Выездные проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 21:15, отчет по практике

Краткое описание

Выездные (инспекционные) проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов.
Проверки проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых организаций, к которым относятся образовательные учреждения (организации), научные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, иные организации, проверка которых входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ (далее - проверяемые организации).

Вложенные файлы: 1 файл

razdel_1.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Раздел 1 Выездные проверки соблюдения образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации в области образования, а также деятельности органов местного самоуправления в сфере образования

 

Тема 1 Назначение и виды выездных (инспекционных) проверок

§ 1.1. Понятие, цели и задачи выездных (инспекционных) проверок

Выездные (инспекционные) проверки представляют собой комплекс мероприятий по установлению соответствия законодательству Российской Федерации в области образования  деятельности проверяемых организаций и издаваемых ими правовых актов.

Проверки  проводятся по месту нахождения и (или) ведения деятельности проверяемых  организаций, к которым относятся  образовательные учреждения (организации), научные организации, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, иные организации, проверка которых входит в полномочия органа исполнительной власти субъекта РФ (далее - проверяемые организации).

Целями  выездных (инспекционных) проверок являются:

• обеспечение соблюдения (исполнения) проверяемыми образовательными учреждениями, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (проверяемые организации) обязательных для исполнения требований, проверка которых входит в компетенцию органа государственной власти субъекта РФ, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования (далее – уполномоченный орган);

• изучение и оценка деятельности проверяемых организаций;

• выявление в деятельности проверяемых организаций причин, способствующих возникновению нарушений обязательных для исполнения требований, а также препятствующих полному и качественному осуществлению полномочий (функций).

Основные  задачи выездных (инспекционных) проверок:

• установление соответствия нормативных  правовых и локальных актов проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям законодательства Российской Федерации в сфере образования;

• определение соответствия деятельности проверяемых организаций  и их обособленных структурных подразделений  обязательным для исполнения требованиям;

• выявление нарушений  и недостатков в деятельности проверяемых организаций, в том  числе причин нарушения законодательства Российской Федерации в области  образования;

• выявление причин нарушения  законодательства в сфере образования;

• выработка предложений  по принятию мер устранения выявленных нарушений.

§ 1.2. Нормативная правовая база и  методическое обеспечение выездных (инспекционных) проверок

Исполнение  государственной функции по надзору  за соблюдением образовательными учреждениями законодательства Российской Федерации в области образования, а также за деятельностью органов местного самоуправления в сфере образования, осуществляется в соответствии с:

• Конституцией Российской Федерации;

• Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании», в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);

• Федеральным законом от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

• Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ);

• Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»;

• постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2008 г. № 46);

• постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

• постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689 «Об утверждении правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю»; 
• положением об уполномоченном органе исполнительной власти, осуществляющем контроль и надзор в сфере образования в регионе.

§ 1.3. Виды выездных (инспекционных) проверок

Выездные (инспекционные) проверки подразделяются на плановые и внеплановые, комплексные  и тематические.

1.3.1. Плановые проверки

Плановые проверки проводятся в  строгом соответствии с графиком проверок органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, утверждаемым ежегодно его руководителем и согласованным с органами прокуратуры.

Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) ежегодных  планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также типовая форма ежегодного плана утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. № 489.

Ежегодные планы проведения плановых проверок должны быть размещены  на официальном сайте органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере  образования, в сети Интернет.

В соответствии с ч. 8 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения проверок является истечение трех лет со дня:

• государственной регистрации;

• окончания проведения последней  плановой проверки.

Однако  в соответствии с п. 9 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации. П. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении Правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» установлено, что плановые проверки в отношении образовательной организации или органа управления образованием проводятся не чаще одного раза в 2 года.

Организация планирования проверок, а также контроль за своевременностью их проведения, осуществляется управлением (отделом) уполномоченного органа исполнительной власти, к компетенции которого относится проведение проверки по соответствующему направлению.

1.3.2.1. Внеплановые проверки. Основания  проведения.

В соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения  ранее выданного предписания  об устранении выявленного нарушения  обязательных требований;

2) поступление в органы государственного  контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в  случае обращения граждан, права  которых нарушены).

3) приказ (распоряжение) руководителя  органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ.

1.3.2.2. Внеплановые проверки ранее  выданных предписаний.

Внеплановые проверки также могут проводиться  для проверки исполнения предписаний  об устранении выявленных нарушений (контрольная или повторная проверки).

Проверка  исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений (внеплановая  контрольная проверка) проводится в  целях изучения и оценки деятельности проверяемых организаций по исполнению ими предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе проведенной уполномоченным органом проверки.

Внеплановая контрольная проверка проводится не ранее истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений, направленного проверяемой организации, а в случае если данный срок продлен, то не раннее истечения срока, на который было продлено исполнение. При этом если в предписании об устранении нарушений содержится несколько пунктов и установлен разный срок для их устранения, то возможно проведение поэтапных внеплановых проверок по мере истечения сроков устранения нарушений.

1.3.3. Комплексные и тематические  проверки

Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям. Комплексные проверки проводятся по двум и более направлениям деятельности учреждений.

В отношении одной организации  плановая комплексная проверка может  быть проведена не более чем один раз в два года.

Тематическая проверка направлена на изучение и оценку соответствия деятельности проверяемых организаций обязательным для исполнения требованиям по отдельному направлению или отдельному вопросу их деятельности.

1.4. Проверка деятельности муниципальных  органов управления образованием

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 Закона РФ «Об образовании» органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия РФ в сфере образования по надзору и контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования; принятие мер по устранению нарушений законодательства РФ в области образования, в том числе путем направления обязательных для исполнения предписаний соответствующим органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования; контроль за исполнением предписаний.

В соответствии же с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» данный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Несмотря на то, что органы местного самоуправления, как правило, признаются юридическими лицами, по смыслу данного закона к тем юридическим лицам, о которых идет речь, органы местного самоуправления не относятся. В связи с этим положения данного закона к проверкам деятельности органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, не относятся.

Каким-либо иным специальным нормативным правовым актом порядок проведения проверок органов местного самоуправления не установлен. В связи с этим, представляется возможным на уровне органа государственной власти, проводящего такие проверки, разработать собственную процедуру их проведения. Конечно же, общие принципы, предусмотренные Федеральным законом № 294-ФЗ, можно учесть и при разработке данной процедуры.

Контрольные вопросы к теме 1

1. Что такое выездная проверка?

2. Какие цели и задачи ставятся  перед выездной проверкой?

3. Перечислите нормативные документы,  которыми необходимо руководствоваться при проведении выездных проверок.

4. Какие виды выездных проверок  существуют?

5. При каких основаниях проводится  каждый из видов выездных проверок?

Тема 2 Организация проведение выездных (инспекционных) проверок

§ 2.1. Приказ о проведении выездной (инспекционной) проверки 

 

Схема 1. Документы, издаваемые уполномоченным органом,  
при проведении выездной проверки.


Выездная (инспекционная) проверка проводится по приказу руководителя уполномоченного органа исполнительной власти.

Приказ  о проведении выездной (инспекционной) проверки должен содержать:

• наименование органа государственного контроля;

• фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

Информация о работе Выездные проверки