Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует
систематического пополнения финансовых ресур­сов на федеральном и местных
уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими
лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим
налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики
обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в
определенные сроки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля
1.2. Формы, методы и виды налогового контроля
2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРККИ
3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы проведения налогового контроля
3.2. Пути совершенствования налогового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем  не снижено в этом периоде число  юридических лиц, нарушивших

налоговое законодательство, в расчете на одного налогового работника, что

свидетельствуется не только о неснижающейся интенсивности  налогового

контроля, но и  о неудовлетворительному отношению  налогоплательщиков к нормам

налогового права.

                                                                     Таблица 1.3

Динамика нарушений  налогового законодательства, нагрузка на налоговых работников

    

Показатели 1998 1999 2000 2000 (в % к

1998)

Количество  юридических лиц – налогоплатель-щиков 2710 2887 2797 103
Численность работников налоговых органов - всего, тыс. 150 155 148 95,5
Нагрузка  на одного работника 15 18 19 105
Количество юридических лиц, нарушивших законо-дательство, в расчете на одного работника 24 23 20 83
Доначислено платежей по результатам проверок по юридическим лицам, млн. р. 1,4 1,6 1,5 107
Количество  лиц, привле-ченных к администра-тивной ответственности, в среднем на одно должностное лицо 2,7 2,8 2,6 96

 

При возросших  объемах доначисленных проверками сумм (как по юридическим, так

и по физическим лицам) возросло относительное число лиц, привлеченных к

административной  ответственности за налоговые правонарушения.

1.2.          Формы, методы и виды налогового  контроля

Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации

для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Форма налогового контроля выражает содержание контрольного процесса. Выбор

конкретной формы  зависит от уровня развития налоговой системы и организации

налогового контроля, а также от решений субъекта контроля, принимаемых исходя

из конкретной практической ситуации и конечных целей контрольной работы.

Форма налогового контроля может быть предварительной, текущей и последующей.

Предварительный контроль связан с работой по разъяснению налогового

законодательства, сбору, обработке и анализу широкой информации о

налогоплательщиках  на стадии планирования налоговых проверок для принятия

оптимальных решений. Это определяет его значение для качественного

проведения контрольных действий. Предварительный анализ позволяет разделить

совокупность лиц, подлежащих проверке, на тех, которые  имеют невысокую

вероятность риска налоговых нарушений, и тех, которые могут совершать

налоговые ошибки и нарушения с высокой степенью вероятности. Такое

разграничение контроля на «группы риска» позволяет обеспечить максимальное

количество выявленных нарушений и произведенных доначислений на один час

рабочего времени  инспекторского состава.

Текущий контроль носит оперативный характер, является частью регулярной

работы и представляет собой проверку, проводимую в отчетном периоде для

оценки правильности отражения различных операций и достоверности данных

бухгалтерского учета и отчетности, представляемых в налоговые органы

плательщиком

Последующий контроль реализуется путем проведения налоговых проверок по

окончании определенного отчетного периода.

На практике необходимо добиваться сочетания предварительного, текущего и

последующего форм контроля, которые между собой  тесно взаимосвязаны. В

России в настоящее время преобладает последующий контроль. Широкое

применение этой формы контроля вызвано недостаточным уровнем

информированности налоговых органов, правовым нигилизмом налогоплательщиков

и одновременно недостаточной работой с ними. По мере развития налогового

контроля будет  возрастать роль предварительного и  текущего контроля,

связанного с  работой по разъяснению налогового законодательства, сбору,

обработке и анализу широкой информации о налогоплательщиках, на основании

которой будут осуществляться выборочные проверки налогоплательщиков.

Налоговый контроль может осуществляться с использованием различных методов,

таких как наблюдение, проверка, обследование, анализ и ревизия.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состоянием избранного объекта

налогового контроля. В качестве примера можно привести налоговые посты на

предприятиях, производящих этиловый спирт, наличие специальных и акцизных

марок на соответствующую  продукцию, реализуемую торговыми  предприятиями,

соблюдение правил применения ККМ и т.д.

Проверка касается основных вопросов финансовой деятельности и проводится в

налоговой инспекции (камеральная проверка) или на месте (выездная проверка)

для выявления  фактов нарушений налоговой дисциплины и устранения их

последствий. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении

всех налогоплательщиков. Выездные налоговые проверки могут  проводиться в

отношении организаций  и индивидуальных предпринимателей.

Камеральная проверка предполагает сопоставление заявленных в налоговой

отчетности и декларации сведений с материалами о деятельности

налогоплательщика при представлении их в налоговый  орган. Камеральная

проверка налоговой  отчетности юридических лиц связана в настоящее время с

действующим порядком представления в налоговый орган квартального и годового

бухгалтерских балансов.

Выездная налоговая  проверка (проверка с выходом на объект контроля)

проводится с использованием документов первичного бухгалтерского учета и

других учетных  материалов, подтверждающих получение доходов, обоснованность

списания расходов, полноту уплаты налогов и др. Она  характеризуется более

высокой объективностью изучения полноты и правильности налоговых расчетов,

сопоставлением  их с данными первичных документов, аналитическим и

синтетическим учетом, бухгалтерской отчетностью. Выездная проверка, таким

образом, является основным методом налогового контроля

Обследование проводится с целью фиксации сторон деятельности хозяйствующего

субъекта с последующим  использованием материалов для уточнения

(корректировки) показателей, связанных с его финансовым положением

(доходностью), взаимоотношениями с субъектами налогового контроля по поводу

уплаты налогов  Пример обследование места деятельности лица, занимающегося

пошивом одежды, торговлей  товарами и т.д. В первом случае производится

фиксация фактического наличия готовых изделий и полуфабрикатов, во втором -

соответствие торговли товарами действующим условиям (наличие акцизных,

специальных марок, лицензии, визуальный контроль за применением  ККМ и т.д.),

соответствие товара накладным и т.д.

Анализ осуществляется на базе текущей и годовой отчетностей, отличается

системным подходом, а также использованием таких аналитических приемов, как

средние и относительные величины (для определения размера объекта налога

при отсутствии документации у налогоплательщика), группировки, сравнения и

др.

Ревизия проводится на месте и основывается на проверке первичных

документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности,

фактического наличия денежных средств.

При осуществлении  налогового контроля работники налоговых инспекций наделены

большими правами. Они могут проверять у налогоплательщиков первичные

документы, записи в регистрах бухгалтерского учета, статистическую

бухгалтерскую отчетность, фактическое наличие денежных средств, при

необходимости опечатывать  складские помещения, проверять в кредитно-

финансовых учреждениях, в организациях другой ведомственной подчиненности

достоверность документов, связанных с операциями налогоплательщика,

получать от должностных  лиц письменные объяснения по возникающим  вопросам и

т. д. Допускается  изъятие подлинных документов на основе протокола.

Классификация налогового контроля по видам может быть осуществлена по

различным основаниям. По объекту выделяются комплексный  и тематический, а по

характеру контрольных  мероприятий - плановый и внезапный  налоговый контроль.

Комплексным является контроль, который охватывает вопросы правильности

исчисления, удержания, уплаты и перечисления всех видов  налогов, в отношении

которых у налогоплательщика  имеются соответствующие обязанности.

Тематический контроль ограничивается проверкой правильности исчисления,

удержания, уплаты и перечисления отдельных видов налогов, применения льгот и

т.п. Например, тематической может быть признана проверка по вопросу  уплаты

страховых взносов.

Плановый контроль подчинен определенному планированию, а внеплановый (внезапный

) - осуществляется в случае внезапно возникшей необходимости. Налоговое

законодательство  не ограничивает налоговые органы в  части осуществления

внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной

деятельности налоговых  органов следует признать плановый контроль. Внеплановые

же, то есть внезапные  проверки проводятся лишь в случае необходимости.

Исходя из метода проверки документов, налоговый контроль подразделяется на

сплошной и выборочный.

Сплошной налоговый  контроль основывается на проверке всех документов и записей в

регистрах бухгалтерского учета за продолжительный период времени, а  выборочный

налоговый контроль - предусматривает проверку части первичных

документов за один или несколько месяцев. Как  правило, если выборочной

Информация о работе Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля