Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует
систематического пополнения финансовых ресур­сов на федеральном и местных
уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими
лицами налогов и других обяза­тельных платежей. В соответствии с действующим
налоговым законода­тельством и другими нормативными актами плательщики
обязаны уплачи­вать указанные платежи в установленных размерах и в
определенные сроки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля
1.2. Формы, методы и виды налогового контроля
2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРККИ
3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы проведения налогового контроля
3.2. Пути совершенствования налогового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 426.50 Кб (Скачать файл)

по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению

очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение

платежно-расчетных  документов), органы внутренних дел (работа налоговых

постов на предприятиях спиртоводочной промышленности, Госавтоинспекции,

паспортно-визовая  служба, адресный стол), Федеральная  служба безопасности,

таможенные органы, страховые органы, органы государственных  внебюджетных

фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный

комитет и т.д. Поэтому особенно важным в настоящее время является вопрос не

только о взаимодействии перечисленных организаций, но и  разграничение

функций, ответственности  за исполнение обязанностей, связанных  с налоговым

контролем.

Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления,

способствуют реализации решений центральных и местных  органов власти,

направленных на организацию и становление рыночных отношений (например,

некоторые вопросы  приватизации государственного имущества; осуществление

процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений  государства с

лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование

предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в

налоговых органах  предприятий, которые длительное время не представляют

отчетность и  не уплачивают налоги и др.).

Налоговые отношения  возникают у государства в  лице субъектов налогового

контроля с субъектами налогообложения – юридическими и физическими лицами, а

значит, их также  можно отнести к субъектам налогового контроля.

В ходе налогового контроля осуществляется взаимодействие между субъектом и

объектом, оно носит  характер прямой и обратной связи. Прямая связь

обеспечивает результаты контрольного воздействия, используемые для выработки

управленческих решений. Обратная связь подытоживает качество проведения

налогового контроля, сигнализирует о степени его  воздействия на объект.

Свойство прямой связи активно используется в  практике налогового

администрирования. Обратная связь служит основой для выработки решений, во-

первых, общеэкономического значения в части обеспечения  эффективности

использования экономических  ресурсов (оптимизация функционирования объекта

контроля) и, во-вторых, организационной направленности –  в части

совершенствования деятельности налоговых органов (субъекта контроля).

Главной целью  налогового контроля является создание совершенной системы

налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой

дисциплины) среди  налогоплательщиков, налоговых агентов  и иных лиц, при

которых исключается  нарушение налогового законодательства или их число

незначительно. Наряду с основной целью налогового контроля  выделяются также

цели отдельных  его направлений. Так, целью контроля за расходами физических

лиц является установление соответствия осуществляемых ими крупных расходов

получаемым доходам, а контроля за соблюдением правил использования

контрольно-кассовых машин – обеспечение полноты  учета выручки денежных

средств в организациях.

К числу основных задач налогового контроля относятся:

-неотвратимое  наказание нарушителей законодательства  о налогах и сборах;

-обеспечение правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения

налогов и сборов в бюджет (государственные внебюджетные фонды);

-предупреждение  нарушений законодательства о налогах и сборах, а также

возмещение ущерба, причиняемого государству в результате неисполнения

налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами своих обязанностей.

Содержание налогового контроля включает:

-проверку выполнения  физическими лицами и организациями обязанностей по

исчислению и  уплате налогов;

-проверку постановки  на налоговый учет и исполнение  налогоплательщиками

связанных с ним  обязанностей;

-проверку правильности  ведения бухгалтерского (налогового) учета,

своевременности представления налоговых деклараций и достоверности

содержащихся в  них сведений;

-проверку соответствия  крупных расходов физических  лиц их доходам;

-проверку исполнения  налоговыми агентами обязанностей  по исчислению,

удержанию у налогоплательщиков и перечислению соответствующий бюджет

(государственный  внебюджетный фонд) налогов и  сборов;

-проверку соблюдения  налогоплательщиками и иными  лицами процессуального

порядка, предусмотренного налоговым законодательством;

-проверку соблюдения  банками обязанностей, предусмотренных налоговым

законодательством;

-проверку правильности  применения контрольно-кассовых  машин при осуществлении

денежных расчетов с населением;

-предупреждение  и пресечение нарушений законодательства  о налогах и сборах;

-выявление проблемных  категорий налогоплательщиков;

-выявление нарушителей   налогового законодательства и  привлечения их к

ответственности;

-возмещение материального  ущерба, причиненного государству  в результате

неисполнения налогоплательщиками (налоговыми агентами) и иными лицами

обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством.

Налоговый контроль включает в себя следующие стадии:

-регистрация и  учет налогоплательщиков;

-прием налоговой  отчетности;

-осуществление  камеральных проверок;

-начисление платежей  к уплате;

-контроль за  своевременной уплатой начисленных сумм;

-проведение выездных  налоговых проверок;

-контроль за  реализацией материалов проверок  и уплатой начисленных финансовых

санкций и административных штрафов.

Следует отметить, что налоговые органы не должны ограничиваться лишь

проверкой соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления

налогов и своевременностью их уплаты. На субъектов налогового контроля

возлагается проведение проверочных действий     за соблюдением юридическими и

физическими лицами, а также должностными лицами действующих законов и

нормативных актов, не всегда прямо связанных с формированием  денежных фондов

государства, а  как создающих инфраструктуру указанного процесса. В процессе

налогового контроля оценивается не только количественные результаты

финансово-хозяйственной  деятельности, но и ее законность, целесообразность,

качество, а также  финансовая устойчивость плательщика  как основа для

повышения налогового потенциала экономики.

С учетом всего  сказанного можно сделать вывод  о том, что налоговый контроль

как одна из функций  государственного управления представляет собой систему

наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью  налогоплательщиков с

целью ее оптимизации  для качественного исполнения налогового

законодательства.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

-уровнем мобилизации  в бюджетную систему налоговых  доходов и других

обязательных платежей;

-полнотой учета  налогоплательщиков и объектов  налогообложения;

-качеством налоговых  проверок, снижением числа судебных  разбирательств и

жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля;

-сокращением времени  на контакты с налогоплательщиками.

Результаты контрольной  работы налоговых органов РФ в  динамике представлены в

таблице 1.1.

                                                                     Таблица 1.1

          Динамика показателей контрольной  работы налоговых органов РФ         

    

Показатели 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Количество  юридических лиц, зарегистрированных в налоговых органах 1471 1995 2348 2552 2710 2887 2797
Проверено докумен-тально, тыс. 975 1688 1571 1326 843 736 719
Выявлено  нарушений по результатам проверок, тыс. 643 1478 1051 689 441 422 398
Удельный  вес юридических лиц, у которых  выявлены нарушения, тыс. 65,9 87,6 66,9 52,0 52,3 57,3 55,4

 

Из таблицы 1.1 видно, что количество юридических лиц, у которых  в 2000 году

выявлены нарушения  налогового законодательства, по сравнению  с 1994 г.

уменьшилось  на 38,1%. Вместе с тем за анализируемый  период наметилась

тенденция роста  соотношения дополнительно начисленных сумм платежей по

результатам проверок налогоплательщиков в общей сумме  платежей как у

юридических, так  и у физических лиц. Если в 1994 г. удельный вес доначислений

у юридических  лиц составил 4,5%, то в 2000 г., соответственно, - 37,5% (см.

табл. 1.2).

                                                                     Таблица 1.2

                     Динамика поступления налоговых  платежей                    

    

Показатели 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Всего поступило, млрд. р. 4,9 39,1 158,1 343,3 474,7 670,5 599,1
Дополнительно начис-лено платежей, млрд. р. 0,22 3,4 31,2 51,6 165,1 256,9 225
Соотношение доначисле-ний к сумме платежей, % 4,5 8,7 19,7 15 34,8 38,3 37,6

 

Динамика нарушений  налогового законодательства, а также нагрузки на налоговых

работников представлена в таблице 1.3.

Анализ показывает, что нагрузка, выражающаяся в количестве налогоплательщиков

- юридических лиц  на одного работника с 1998 по 2000 гг., увеличилась с 15 до

19 в связи с  уменьшением общей численности работников налоговых органов.

Информация о работе Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля