Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование встречных проверок, проводимых налоговыми органами и разработка путей совершенствования их проведения.
В процессе работы рассмотрены цели и значение выездных налоговых проверок; изучена организация, проведение и документирование встречных проверок; выявлены основные проблемы и разработаны направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Цели и значение выездных налоговых проверок 6
2 Организация, проведение и документирование встречных проверок 11
3 Основные проблемы и направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Промежуточный акт проверки, решение по промежуточному акту проверки, выявленные  неофициальные  записи  бухгалтерского учета и объяснения лиц,  ведших  эти  записи (если таковые будут установлены), подлежат направлению   в   органы   финансовых  расследований  или  в  органы внутренних дел для проведения дальнейшего расследования.

В   дальнейшем  полученные  органами  финансовых  расследований письменные объяснения нарушителей налогового законодательства наряду с  другими  документами, актами встречных проверок, материалы других проверочных   действий   являются  для  проверяющих  основанием  для изменения размеров налогового обязательства проверяемого плательщика и отражаются проверяющим в окончательном акте проверки.

Рассмотрим  порядок  отражения результатов встречной  проверки в акте выездной налоговой проверки.

Решение  принимается  по каждому акту проверки одного и того же плательщика,  а также, как правило, по промежуточным актам проверки, без   объединения  в  одном  решении  результатов  нескольких  актов проверок.

Если   встречная   проверка  проведена  до  окончания  выездной налоговой  проверки, то акт выездной налоговой проверки составляется с  учетом  результатов  встречной  проверки.  Акт встречной проверки прилагается к акту выездной проверки. Если же акт выездной налоговой проверки  уже  составлен,  а по результатам дополнительных встречных проверок необходимо внести изменения в акт проверки, то составляется дополнение  в  основной акт выездной проверки и выносится решение по результатам встречных проверок в соответствии с Инструкцией.

Решение по акту выездной проверки выносится с учетом заключения по   поступившим  от  плательщика  возражениям,  а  также  с  учетом результатов проведенных встречных проверок.

Если  по  результатам  встречных проверок отпадут основания  для доначисления  налогов,  сборов  (пошлин) и привлечения плательщика к ответственности, налоговый орган в решении по акту выездной проверки констатирует данные факты (п.197 Инструкции).

Контрагенту   по  результатам  встречной  проверки  санкции,  в принципе, не грозят.

В  то  же время считаем  необходимым обратить внимание читателей на следующие моменты:

– согласно  части  шестой  п.53  Инструкции в случае установления нарушений  законодательства о налогах и предпринимательстве лицом, у которого  проводится  встречная  выездная проверка, налоговый орган, проводивший эту проверку, обязан в течение 5 календарных дней с даты завершения   проверки   направить   сообщение  о  выявленных  фактах инспекции МНС, на учете в которой состоит данное лицо;

– если  проверкой  выявлены нарушения законодательства Республики Беларусь,  за  которые  предусмотрено применение мер ответственности для всех участников хозяйственной операции, совершенной с нарушением установленного  порядка,  налоговый  орган,  проводивший  проверку и принявший  решение  о  применении  мер  ответственности  в отношении проверяемого  плательщика,  обязан  в  течение 5 рабочих дней с даты вынесения решения известить о выявленных нарушениях налоговые органы Республики Беларусь, на учете в которых находятся другие плательщики (иные обязанные лица) – участники хозяйственной операции.

К  таким нарушениям относится, например, осуществление  расчетов между  юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями при   оптовой   торговле   алкогольной,  непищевой  спиртосодержащей продукцией   и   этиловым   спиртом  с  нарушением  законодательства (подп. 2.22   п. 2   Декрета   Президента   РБ   от  18.12.2002  № 30  «О  государственном  регулировании  производства,  оборота и рекламы алкогольной,   непищевой   спиртосодержащей  продукции  и  этилового спирта»),  что влечет наложение штрафа на каждого участника сделки в размере  суммы  сделки. 

Аналогичная  ответственность  предусмотрена подп. 3.17   п.3   Декрета   Президента   РБ   от   17.12.2002  № 28  «О  государственном регулировании производства, оборота, рекламы и потребления   табачного  сырья  и  табачных  изделий»  за  нарушение требований  данного  Декрета  при осуществлении расчетов при оптовой торговле табачным сырьем и табачными изделиями.

 

3 Основные проблемы и направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля

 

 

Важнейшим фактором повышения  эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование  действующих процедур контрольных  проверок.

Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

– наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

– применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

– использование системы оценки работы налоговых инспекторов, позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной работы.

Проблема рационального  отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает  особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной Беларуси.

Система отбора, о которой  говорилось выше, наиболее эффективна, так как использует два способа  отбора налогоплательщиков для проведения документальных проверок: случайный  и специальный отбор, что позволяет  наиболее полно охватить документальными проверками налогоплательщиков, обеспечивает профилактику налоговых правонарушений за счет внезапности и непредвиденности контрольных проверок, а также проведение целенаправленной выборки налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения налоговых нарушений представляется наиболее высокой.

Первоочередной задачей  налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов  налогового контроля. Наиболее перспективным  выглядит продолжение увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Как я указывала выше, результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в  течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что  весьма полезным в работе налоговых  инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также  значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Особенно актуальным представляется применение косвенных  методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов и усложнения применяемых белорусскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения.

Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов Беларуси, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями.

Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых  для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются.

Действующее законодательство практически не представляет налоговым  органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании  использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

Налоговый кодекс Республики Беларусь представляет налоговым органам право в случаях учета определять суммы налогов, подлежащих внесению в бюджет, расчетным путем на основании данных его аналогичным плательщиком. Но право использовать косвенные методы исчисления налоговых обязательств не применяются, если налогоплательщик представляет налоговому органу документы и сведения заведомо искаженные.

Применение косвенных методов является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными  из них являются следующие:

Метод общего сопоставления  имущества. Методика исчисления налогооблагаемого  дохода данным методом подразделяется на две части:

1) учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

2) учет произведенного  и личного потребления за отчетный  период.

Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период.

Метод, основанный на анализе  производственных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Основной задачей совершенствования  форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами.

Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой  оценки, состоит в том, что в  зависимости от категории каждого  проверенного предприятия, – исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности – налоговому инспектору защитывается определенное количество баллов.

При этом за отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов. Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.

Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование  форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет  постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие  выводы:

Осуществление налогового контроля в форме проведения налоговых  проверок регламентируется положениями  Общей части НК, Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), а также Методическими рекомендациями о некоторых вопросах организации и проведения проверок налоговыми органами (Приложение к письму МНС от 24.06.2010 № 7-2-15/51) (далее – Методические рекомендации).

При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом  может использоваться контрольный  список вопросов (чек-лист), который  направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группам риска, для получения контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.

Выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (либо в помещении инспекции МНС в случаях, определяемых Инструкцией) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Информация о работе Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения