Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование встречных проверок, проводимых налоговыми органами и разработка путей совершенствования их проведения.
В процессе работы рассмотрены цели и значение выездных налоговых проверок; изучена организация, проведение и документирование встречных проверок; выявлены основные проблемы и разработаны направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Цели и значение выездных налоговых проверок 6
2 Организация, проведение и документирование встречных проверок 11
3 Основные проблемы и направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

Выездная налоговая  проверка может быть комплексной  или тематической:

– при проведении комплексной выездной налоговой проверки подлежат изучению вопросы уплаты всех налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иного обязанного лица) за период:

– с даты государственной регистрации плательщика (иного обязанного лица) (в случае, если он не проверялся налоговыми органами с момента регистрации) либо с даты фактического начала предпринимательской деятельности (в случае осуществления такой деятельности без государственной регистрации и без постановки на учет в налоговых органах);

– с даты, установленной законодательством для представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам, следующей за периодом, охваченным предыдущей проверкой, и до даты, установленной законодательством для сдачи налоговых деклараций (расчетов) перед датой начала текущей выездной проверки [4].

В случае, когда проверка проводится по требованию правоохранительных и других контролирующих органов, период проверки и дополнительные вопросы, подлежащие проверке, определяются по согласованию с указанными органами;

– в ходе проведения тематической выездной налоговой проверки изучаются вопросы уплаты отдельных налогов, обязанность уплаты которых возложена в соответствии с законодательством на проверяемого плательщика (иного обязанного лица), а также другие вопросы, отнесенные законодательством к компетенции налоговых органов.

Тематические выездные налоговые проверки проводятся только по решениям, принимаемым Министерством  по налогам и сборам Республики Беларусь или инспекциями МНС по областям и городу Минску, за исключением  следующих видов тематических проверок, решение о назначении которых принимается руководителем налогового органа по вопросам:

– правильности определения подлежащих возврату из бюджета (зачету в счет других платежей) сумм налога на добавленную стоимость, а также обоснованности образования переплат по иным видам налогов;

– правильности исчисления и своевременности уплаты акцизов;

– правильности исчисления и своевременности уплаты либо удержания и перечисления в бюджет налога на доходы (за исключением банков и страховых организаций);

– правильности исчисления и своевременности уплаты лесного дохода;

– правильности взимания и полноты зачисления в бюджет государственной пошлины, а также прочих доходов государственного бюджета;

– соблюдения порядка учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, регистрируемых в Государственном реестре бланков строгой отчетности;

– правильности удержания и своевременности перечисления в бюджет подоходного налога с заработной платы и приравненных к ней выплат, уплаты индивидуальными предпринимателями и другими физическими лицами подоходного (в том числе на основании деклараций о совокупном годовом доходе и деклараций о доходах, полученных в течение года) и единого налогов, земельного налога и налога на недвижимость, местных налогов и сборов;

– соблюдения требований Закона Республики Беларусь от 4 января 2003 года «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств»

– изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для взыскания налогов за счет имущества плательщика (иного обязанного лица), причин снижения поступлений налогов;

– соблюдения банками сроков исполнения платежных поручений плательщиков (иных обязанных лиц) на перечисление причитающихся сумм налогов, пеней, экономических санкций;

– полноты и своевременности перечисления в бюджет денежных средств от реализации обращенного в доход государства имущества;

– соблюдения требований законодательства о реструктуризации задолженности по обязательным платежам;

– целевого использования товаров, при ввозе которых на таможенную территорию были предоставлены льготы по налогам, взимаемым при ввозе товаров (при возложении контроля за целевым использованием ввезенных товаров на налоговые органы) [4].

Тематические выездные налоговые проверки изучения причин образования задолженности по налогам, а также выявления имущества и активов плательщика (иного обязанного лица) для обращения их в погашение образовавшейся задолженности по налогам оформляются актом (справкой) произвольной формы и на них не распространяется порядок рассмотрения и принятия решений, установленный Инструкцией.

 

 

 

2 Организация, проведение и документирование встречных проверок

 

 

Встречная выездная проверка проводится на основании предписания налогового органа, в том числе и на основании предписаний, выданных на проведение выездных налоговых проверок иных плательщиков (иных обязанных лиц). Результаты встречной проверки оформляются справкой произвольной формы с приложением к ней заверенных плательщиком (иным обязанным лицом) копий документов бухгалтерского учета, касающихся осуществления проверявшихся хозяйственных операций.

 Запрос о проведении встречной  выездной проверки, как правило,  направляется в инспекцию МНС,  на учете в которой состоит  плательщик (иное обязанное лицо), взаимоотношения с которым необходимо проверить.

При этом запрос о проведении встречной  проверки может не направляться по финансово-хозяйственным операциям, связанным с осуществлением расходов, относимых на затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, в случае, если сумма отдельно взятой операции, осуществлявшейся с резидентами Республики Беларусь, не превышает 250 базовых величин, а с нерезидентами Республики Беларусь – 500 базовых величин, установленных законодательством на дату проведения проверки.

При наличии в пределах одного города нескольких районных (городской и  районной) инспекций МНС или инспекции  МНС по области встречные выездные проверки проводятся проверяющими той инспекции МНС, у которой возникла необходимость уточнения фактов либо которая оформляет материалы по выявленному в ходе рейдовой проверки нарушению.

Направление запросов налоговым органам  других государств для проведения встречных  проверок осуществляется инспекциями МНС по районам (городам), областям и городу Минску путем направления соответствующего письма (с приложением копий документов, подлежащих проверке, либо реестра документов, подлежащих проверке, в случае их большой объемности) Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь для обращения в установленном порядке в администрации налоговых органов соответствующих государств.

Выезд в другие государства для  проведения встречных выездных налоговых  проверок осуществляется только с разрешения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которое согласовывает подобные контрольные действия проверяющих с налоговыми администрациями других государств.

В случае установления нарушений законодательства о налогах и предпринимательстве  плательщиком (иным обязанным лицом), у которого проводится встречная выездная проверка, налоговый орган, проводивший эту проверку, обязан в течение 5 рабочих дней с даты завершения проверки направить сообщение о выявленных фактах инспекции МНС, на учете в которой состоит плательщик (иное обязанное лицо) [14, c. 67].

В целях снижения количества проводимых встречных проверок в качестве критериев  для их назначения необходимо использовать:

– наличие информации о нарушениях законодательства о налогах и предпринимательстве как проверяемым плательщиком, так и контрагентом по сделке;

– заключение и (или) исполнение сделок, нетипичных для деятельности проверяемого плательщика, либо для плательщиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности;

– исполнение убыточных сделок либо сделок, не предусматривающих получение дохода (прибыли) либо получение минимального дохода (прибыли);

– нарушение требований законодательства по оформлению сделки, в том числе использование недействительных (поддельных) первичных учетных документов;

– наличие задолженности по расчетам с контрагентами в течение длительного периода времени (более одного года);

– наличие признаков бестоварной сделки.

В случае, если проведенной встречной  выездной проверкой будет установлено, что плательщиком (иным обязанным лицом) в подтверждение расходов на приобретение ТМЦ предъявлены документы (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и др.) плательщиков (иных обязанных лиц), существование которых в ходе проведения встречных проверок не подтверждается, либо при проведении встречных проверок плательщик (иное обязанное лицо) (его представитель) на основании записей бухгалтерского учета отрицает факт отпуска ТМЦ или подтверждает его на меньшие количество и стоимость, чем отражено в учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица), либо в ходе проверки установлены факты неоприходования по учету проверяемого плательщика (иного обязанного лица) ТМЦ, отпущенных в его адрес другими плательщиками (иными обязанными лицами), проверяющий обязан истребовать объяснения у плательщиков (иных обязанных лиц) (его представителей) о причинах выявленных расхождений.

В случае признания (в письменной форме) плательщиками (иными обязанными лицами) (его представителями) факта использования  документов, содержащих недостоверные  сведения, результаты проверки выводятся с учетом результатов встречной выездной проверки.

При установленных расхождениях с  данными бухгалтерского и (или) налогового учета плательщика (иного обязанного лица) в ходе проведенной встречной  проверки проверяющий обязан сообщить руководителю налогового органа о выявленных расхождениях с целью дальнейшего информирования правоохранительных органов.

Поскольку  главной  целью встречной проверки является выявление фактов  совершения хозяйственных операций проверяемого плательщика с иными  лицами,  то  в рамках данной проверки налоговые органы вправе потребовать  от  лиц,  имеющих  хозяйственные  связи  с  проверяемым налогоплательщиком,   документы   и   сведения,   касающиеся  только деятельности данного плательщика.

Таким    образом,    истребование    документов,    относящихся исключительно   к   деятельности   самого   контрагента  или  к  его деятельности,  связанной с иными лицами, в рамках встречной проверки недопустимо,   поскольку   выходит  за  пределы  проверяемого  круга вопросов.

Перечень    документов,    которые   могут   быть   истребованы проверяющими     в     рамках    встречной    проверки,    налоговым законодательством  не  установлен.  Следовательно,  к ним могут быть отнесены   все   документы,   подтверждающие   хозяйственные   связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.

Цель встречной проверки – выявление фактов совершения  определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации этой продукции. В частности, встречная  проверка  проводится, если есть основания полагать, что у проверяемого  налогоплательщика  не приходовались товары, полученные по  сделкам  с  иными  лицами,  либо  выручка  от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства.

Также может быть проверено, как  отражены  у  контрагента  товарообменные, взаимозачетные и иные неденежные операции с налогоплательщиком.

Встречная   проверка   проводится   и   в  случае  выявления  у плательщика  неофициальных  записей  бухгалтерского  учета,  то есть записей и учетных документов, не отраженных на счетах бухгалтерского учета  (учета  доходов  и  расходов)  либо  отличающихся  по  своему содержанию  от  аналогичных  записей  в  представленных для проверки документах.

Кроме   того,   следует   ожидать   встречной   проверки,  если плательщиком  (иным  обязанным  лицом)  в период проведения проверки представлены  документы, подтверждающие получение выручки (дохода) в меньших  размерах,  чем  определено  расчетным  путем. Достоверность таких документов устанавливается опять же путем проведения встречных проверок (п.160 Инструкции).

Если  по  результатам  проведения  выездной  налоговой  проверки плательщик  представит  в  налоговый  орган  свои возражения по акту проверки,  руководителем налогового  органа  может быть  назначена встречная проверка обоснованности доводов, изложенных плательщиком в представленных возражениях.

Если  в  ходе  проведения встречной проверки будет установлено, что:

1)   плательщиком  в  подтверждение  расходов  на  приобретение товарно-материальных    ценностей    (ТМЦ)   предъявлены   документы (товарно-транспортные  накладные, счета-фактуры и др.) плательщиков, существование  которых  в  ходе  проведения  встречных  проверок  не подтверждается;

2)   плательщик   (его   представитель)  на  основании   записей бухгалтерского  учета отрицает факт отпуска ТМЦ или подтверждает его на меньшее количество и стоимость, чем отражено в учете проверяемого плательщика (иного обязанного лица);

3)   имеются   факты   неоприходования  по  учету  проверяемого плательщика ТМЦ, отпущенных в его адрес другими плательщиками, проверяющий   обязан  истребовать  объяснения  у  плательщиков  (его представителей) о причинах выявленных расхождений [17, c. 94].

В   отношении   плательщика   составляется   промежуточный  акт проверки,    в    котором    фиксируются   выявленные   расхождения.

Информация о работе Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения