Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 17:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследование встречных проверок, проводимых налоговыми органами и разработка путей совершенствования их проведения.
В процессе работы рассмотрены цели и значение выездных налоговых проверок; изучена организация, проведение и документирование встречных проверок; выявлены основные проблемы и разработаны направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Цели и значение выездных налоговых проверок 6
2 Организация, проведение и документирование встречных проверок 11
3 Основные проблемы и направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ 24

Вложенные файлы: 1 файл

Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 23 с., 20 источников, 2 прил.

 

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ВСТРЕЧНЫЕ  ПРОВЕРКИ, ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ, ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

 

Объект исследования – встречные проверки, проводимые налоговыми органами.

Предмет исследования – налоговый контроль.

Цель работы – исследование встречных проверок, проводимых налоговыми органами и разработка путей совершенствования их проведения.

В процессе работы рассмотрены цели и значение выездных налоговых проверок; изучена организация, проведение и документирование встречных проверок; выявлены основные проблемы и разработаны направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Сущность налогового контроля, как составляющая финансового  контроля представляет собой совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и проведения, и обусловленная, главным образом, мобилизацией в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей, реализуя таким образом главную функцию налогов – фискальную.

Налоговый контроль охватывает все сектора деловой активности общества путем проверки правильности исчисления законодательно установленных  налогов и составления налоговых деклараций, а также при предоставлении субъектам хозяйствования и физическим лицам налоговых льгот.

Следовательно, объектом налогового контроля выступает не только налоговая сфера, но вся финансово-хозяйственная  деятельность хозяйствующих субъектов  и граждан, связанная с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Государственный налоговый  контроль является реализацией права  государства защищать финансовые интересы в части формирования доходов  государственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также финансовые интересы субъектов хозяйствования посредством налогового регулирования через систему законодательных, административных правоохранительных мер.

Сейчас вопросы, связанные  с проведением встречных проверок, приобретают актуальность в связи с расширяющейся практикой оценки «добросовестности» налогоплательщика.

При проведении встречных  проверок, как правило, проверяются  поставщики налогоплательщика, и наряду с документами, относящимися к их взаимоотношениям с налогоплательщиком, выясняется такие обстоятельства, как факт государственной регистрации и постановки на налоговый учет таких контрагентов, представляют ли они отчетность в налоговые органы, есть ли у них соответствующие лицензии, открыты ли счета в банке.

Безусловно, не все эти сведения могут быть получены у контрагентов непосредственно в рамках проведения встречных проверок, и налоговые органы собирают их путем обращения в соответствующие органы государственной власти. По результатам проведения таких встречных проверок и анализа полученной информации о поставщиках могут быть сделаны выводы о соответствии законодательству сделок, заключенных между ними и налогоплательщиком, а, следовательно, и «добросовестности» налогоплательщика.

Сделки, являющиеся, по мнению налоговых органов, фиктивными, то есть совершенными в целях уклонения от уплаты налогов, могут быть признаны недействительными в судебном порядке, что в настоящее время допускает судебная практика. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объект исследования – встречные проверки, проводимые налоговыми органами.

Предмет исследования –  налоговый контроль.

Цель работы – исследование встречных проверок, проводимых налоговыми органами и разработка путей совершенствования их проведения.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

1. Рассмотреть цели и значение выездных налоговых проверок;

2. Изучить организацию, проведение и документирование встречных проверок;

3. Выявить основные проблемы и разработать направления совершенствования проведения встречных проверок с целью повышения эффективности налогового контроля.

 

1 Цели и значение выездных налоговых проверок

 

 

Осуществление налогового контроля в форме проведения налоговых  проверок регламентируется положениями  Общей части НК, Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), а также Методическими рекомендациями о некоторых вопросах организации и проведения проверок налоговыми органами (Приложение к письму МНС от 24.06.2010 № 7-2-15/51) (далее – Методические рекомендации).

Налоговой проверкой  признается проверка, предметом которой  является изучение бухгалтерских отчетов  и балансов, налоговых деклараций (расчетов), а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства.

Налоговые проверки классифицируются по различным основаниям:

По основанию назначения делятся на плановые и внеплановые, планирование и назначение которых  осуществляется в соответствии со статьей 69 Общей части НК Республики Беларусь и нормами Указа № 510.

Плановая проверка – проверка, включенная в план контрольной работы налогового органа в соответствии с правилами Указа № 510 и главой 4 Положения о порядке организации и проведения проверок (утверждено Указом № 510) (далее – Положение).

Контролирующие органы составляют сводные планы проверок на каждое полугодие. Сводные планы  утверждаются руководителями контролирующих органов и представляются в органы Комитета государственного контроля в  электронном виде по форматам интегрированной автоматизированной системы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь. Сводные планы проверок формируются КГК в координационные планы контрольной деятельности в Республике Беларусь.

Координационный план размещается  на официальном сайте Комитета государственного контроля либо его органов в глобальной компьютерной сети Интернет соответственно не позднее 15 декабря года, предшествующего году проведения проверки, и 15 июня года, в котором планируется проведение проверки.

При планировании проверок контролирующим (надзорным) органом  может использоваться контрольный  список вопросов (чек-лист), который  направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или  низкой группам риска, для получения  контролирующим (надзорным) органом информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки.

При наличии утвержденной Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контрольного (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) формы контрольного списка вопросов (чек-листа) он является обязательным для применения контрольным (надзорным) органом при планировании проверок.

В соответствии с п. 7 Указа  № 510, контролирующий (надзорный) орган  вправе назначить плановые проверки в отношении проверяемых субъектов, отнесенных:

– к высокой группе риска, – не чаще одного раза в течение календарного года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через два года;

– к средней группе риска, – не чаще одного раза в три года. Если по результатам проведенной контролирующим (надзорным) органом плановой проверки нарушений законодательства проверяемым субъектом не установлено, следующая плановая проверка этого субъекта назначается данным контролирующим (надзорным) органом не ранее чем через пять лет;

– к низкой группе риска, – по мере необходимости, но не чаще одного раза в пять лет [5].

Плановые проверки в  отношении проверяемого субъекта, отнесенного  к средней группе риска, могут  не назначаться, а отнесенного к  низкой группе риска, – не назначаются в одном из следующих случаев:

– по результатам анализа имеющейся в распоряжении контролирующего (надзорного) органа информации, в том числе представленной проверяемым субъектом по контрольному списку вопросов (чек-листу), не установлено признаков, указывающих на нарушения законодательства;

– на дату назначения проверки имеется аудиторское заключение, содержащее безусловно положительное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (данных книги учета доходов и расходов проверяемых субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения) и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

В этом случае плановые проверки могут не назначаться (не назначаются) за период и по вопросам, проверенным  в ходе аудита, за исключением проверки вопросов правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также государственные внебюджетные фонды.

Плановые проверки одного проверяемого субъекта в течение календарного года могут быть осуществлены несколькими контролирующими (надзорными) органами только в форме совместной проверки. Проведение нескольких плановых проверок одного и того же проверяемого субъекта в течение календарного года не допускается.

Внеплановая проверка – проверка, проводимая без включения в координационный план контрольной (надзорной) деятельности. В соответствии с п. 9 Указа № 510, внеплановые проверки по установленным основаниям назначаются [5]:

– по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь;

– Председателем Комитета государственного контроля и его заместителями, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции;

– Генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции;

– руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного) органа.

По видам налоговые  проверки делятся на камеральные  и выездные.

Выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения плательщика путем изучения полноты  и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Кроме приведенной классификации, Указ № 510 выделяет следующие виды проверок:

1. Встречная проверка.

2. Контрольная проверка – проверка устранения проверяемым субъектом нарушений, выявленных в ходе предыдущей проверки.

3. Совместная проверка – проверка, проводимая несколькими контролирующими (надзорными) органами.

4. Дополнительная проверка – проверка обстоятельств, на которые ссылается заявитель в возражениях по акту проверки либо в жалобе на решение по акту проверки.

5. Внеплановая тематическая  оперативная проверка.

Проведение выездной налоговой проверки регулируется Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. № 124 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами» (далее – Инструкция) [4].

Выездная налоговая  проверка проводится по месту нахождения плательщика (иного обязанного лица) (либо в помещении инспекции МНС в случаях, определяемых Инструкцией) путем изучения полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете плательщиком (иным обязанным лицом) операций, оказывающих прямое или косвенное влияние на суммы налогов, с последующим сравнением определенных в ходе проверки фактических размеров сумм налогов с отраженными плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговых декларациях (расчетах) и других документах, связанных с исчислением налогов, представлявшихся налоговому органу в течение периода, подвергающегося проверке.

Информация о работе Встречные проверки, проводимые налоговыми органами, и пути совершенствования их проведения