Анализ исчисления водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления платежей за использование водными объектами.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие водного налога;
- рассмотреть содержание водного налога;
- проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
- проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
- в заключении сделать выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога 5
1.1.Историческое развитие водного налога 5
1.2. Понятие, сущность и назначение водного налога 6
Глава 2. Анализ исчисления водного налога 13
2.1. Методика исчисления водного налога 13
2.2. Плата за водопользование 17
2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал» 19
Глава 3.Анализ и пути совершенствования водного налога 22
3.1.Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе 22
3.2. Пути совершенствования водного налога 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект налоги.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Пути совершенствования  водного налога

В последние годы идет активный процесс  формирования правовой базы в сфере  водного хозяйства.

Важнейшим правовым актом в данной сфере является Водный кодекс РФ. Уже  несколько лет ведется подготовка новой редакции этого закона. Его  последняя редакция вызвала бурные споры, неоднозначную реакцию в  кабинетах законодательной власти, неравнодушную реакцию граждан. Не прекращаются споры и после того, как 3 июня 2006 г. Государственная Дума приняла проект Водного кодекса РФ в третьем чтении.

Последняя редакция проекта Водного  кодекса РФ, в принципе, как и  предыдущие, вызвала тревогу у  большинства специалистов, экспертов, общественных организаций работающих в области природоохраны, а также  большинства активного населения  нашей страны. Их вывод однозначен.12

В случае принятия законопроекта, он существенно ослабит роль государства  в управлении важнейшим национальным ресурсом нашей страны - пресной  водой. Закон фактически передаст водное богатство нашей страны в свободный  неконтролируемый рынок, ущемит конституционное  право граждан на доступ к воде и безопасное питьевое водоснабжение

При разработке проекта Водного  кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран.

Одним из самых совершенных считается  законодательство Франции. Принятый в 1964 г. Закон о воде действует по сей день. Вся территория страны разбита на шесть гидрографических бассейнов, в каждом из которых были созданы свои водные парламенты и бассейновые агентства. На территории Англии и Уэльса также действует централизованная система управления водными ресурсами.

В Испании Водный закон от 1985 г. объявил все водные ресурсы государственной  собственностью и установил, что  за право пользования ресурсами  должна взиматься плата. Платежи  начисляют за общественное водопользование, за водозабор, за загрязнение воды.

Водное законодательство США регулируется законами отдельных штатов. В некоторых  из них действует принцип старшинства  по времени права водопользования, в связи с чем промышленные предприятия вынуждены выкупать "водные права" у их традиционных обладателей - фермеров.

В Германии полномочия по управлению водными ресурсами распределены между федеральным правительством и правительствами земель.

В декабре 2000 г. Евросоюз принял Рамочную директиву по воде, в которой обобщены все самые современные подходы  к управлению водными ресурсами. Основополагающим принципом этого  документа является обеспечение  охраны, улучшения и восстановления всех поверхностных водных объектов. Целью Водной директивы является достижение до "удовлетворительного  экологического состояния" европейских  рек, озер и морей к 2015 г.13

Комитет по экологии Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) на заседании 17 апреля принял решение  о вынесении на рассмотрение ОЗС  вопрос о внесении изменений в  Водный кодекс РФ в части уточнения  нормативов качества сбрасываемых сточных  вод в водные объекты, расположенные в зонах, округах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

В ходе заседания руководитель аппарата комитета по экологии Павел Миронов отметил, что Водный кодекс РФ с 2007 года фактически отменил все ранее действовавшие законодательные акты, которые содержали нормы, регулирующие водные отношения, в том числе и водохозяйственную деятельность по сбросу сточных вод.

Действующий Водный кодекс позволяет  фирмам и предпринимателям использовать водные объекты для производственных нужд только на основании лицензии. Договор водопользования заключают  после ее получения. Новый Кодекс лицензирование отменяет. 14

Нарушения в области  водопользования

Использовать водные объекты для тех целей, которые требуют разрешения, организации и предприниматели вправе лишь на основании договора или решения. В противном случае им грозит административный штраф (ст.7.6 КоАП РФ). Для организаций его сумма составляет от 50 до 100 МРОТ (5000 - 10 000 руб). А вот предпринимателей могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (300 - 500 руб). Такие же санкции предусмотрены и за нарушение условий водопользования. Напомним, они должны быть прописаны в договоре или решении.15

Если речь идет о заборе воды, то одним из условий договора или  решения будет объем допустимого  забора. Ответственность за превышение норматива установлена в самом  Водном кодексе. Водопользователь должен будет заплатить штраф в пятикратном  размере ставки платы за водопользование (п.3 ст.18 ВК РФ).

Кроме того, за нарушение правил водопользования (например, при сбросе сточных вод) предусмотрена и административная ответственность (п.1 ст.8.14 КоАП РФ). Для фирм штраф в составит от 100 до 200 МРОТ (10 000 - 20 000 руб), а для предпринимателей - от 15 до 20 МРОТ (1500 - 2000 руб). За такие нарушения возможен и другой вид наказания: приостановление деятельности на срок до 90 дней.

Также не нужно забывать, что моря, реки, озера, пруды и прочие водные объекты предоставляют в пользование  для определенных целей. Использование  их не по назначению может грозить  потерей права водопользования  по решению суда (п.3 ст.10 ВК РФ). Причем такие же последствия могут быть, если в период действия договора (решения) подобные объекты не используются вовсе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, вступивший в силу с 1 января 2006 Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», внес дополнение в статью 333.8 главы 25.2 «Водный налог» НК РФ. Теперь плательщиками  водного налога не являются организации  и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров  или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после  введения в действие Водного кодекса. И это было лишь единственным дополнением  в главу 25.2 «Водный налог» НК РФ.

В остальном порядок исчисления и уплаты водного налога, а также  представления налоговых деклараций по нему остался прежним.

Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной  воды, примерно половина из них, по заключению экологов, не соответствует санитарным нормам, а в регионах с развитой промышленностью вода вообще непригодна для питья. Поэтому данная тема актуальна, так как водный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представлений о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав.

Также с введением главы 25.2 «Водный  налог» НК РФ и ряда других нормативных  актов, включая Водный Кодекс РФ, проблема несанкционированного использования  водных объектов будет исключена, тем  более ставки водного налога повышаются.

Хотелось бы еще раз отметить важность и необходимость налогообложения водных объектов. Россия располагает богатыми ресурсными месторождениями. Так давайте же использовать их рационально и не обкрадывать самих себя и будущие поколения, а действовать во благо своей страны, ведь от благополучия страны, в которой мы живем, зависит и наше личное благополучие. Однако этого можно добиться только путем совершенствования системы налогообложения природных ресурсов. Многие считают, что совершенствование связано в первую очередь с утяжелением налогового бремени. Но это не так. И неправильность бытующего мнения состоит в том, что непомерное увеличение приведет не к увеличению поступлений в бюджет, а наоборот вызовет массовое недовольство, желание уклониться от уплаты. Поэтому было бы целесообразно, учитывая прошлый опыт, дифференцировать налоговые платежи с учетом качества водных объектов. Что касается загрязнения окружающей среды, то здесь увеличение ставок может привести к изменению характера самого платежа. Попросту он станет штрафом. Следовательно, государству нужно подумать не об увеличении бремени, а наоборот ввести систему поощрения тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании водных ресурсов и соблюдении экологических нормативов, стараться создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства водных ресурсов.

А в основу этого механизма должны быть положены экономические методы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. Но кроме этого необходимо совершенствовать налоговую отчетность по данному виду платежей. И в этом случае курс нужно брать на прозрачность и понятность.

Наше законодательство настолько  запутано, что порой противоречит самому себе. А это в первую очередь  вводит в заблуждение налогоплательщиков. Именно поэтому необходимо подходить  к процессу разработки нормативных  актов и инструкций с точки  зрения не получателя налогов, а их плательщика.

 

 

Библиографический список

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием) 12 декабря 1993 г.: офиц. текст // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 г. (в ред. от  30.12.2012 г.) №146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2012. № 53 (часть I). Ст. 7619.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть II) от 5 августа 2000 г. (в ред. от  30.12.2012 г.) №117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст.3340; 2012. № 53 (часть I). Ст. 7619.
  4. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г.  
    (в ред. от 28 июля 2012 г.) №74-ФЗ // СЗ РФ.2006. № 23. Ст. 2381.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. (ред. от 25.12.2012) № 145-ФЗ // СЗ РФ.1998.№31.Ст.3823.
  6. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие для вузов / И.М. Александров – М. - 2007.
  7. Акинин П.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / П.В. Акинин – М.: Эксмо. - 2008.
  8. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Налоги: теория и практика /В.В. Глухов, И.В. Дольдэ - СПб.: Фонд «Специальная литература», 2008.
  9. Гуреев В.И. Российское налоговое право / В.И. Гуреев – М.: Экономика, 2009.
  10. Колчин С.П. Налоги в Российской федерации: Учеб. Пособие для вузов / С.П. Колчин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.
  11. Кузьменко В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / В.В. Кузьменко. - СПб.: ГИОРД. 2008.
  12. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов/ Л.Н. Лыкова - М.: Издательство БЕК, 2009.
  13. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения: Учебник / И.А. Майбуров – М.: ЮНИТИ-ДАНА.
  14. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: Учебник / В.Г. Пансков -М.: Финансы и статистика,2010
  15. Перов А. В., Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушин — М.: Юрайт-М, 2011.
  16. Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов /  А.Э. Сердюкова, Е.С. Вылкова, А.А. Тарасевич – Спб.: Питер, 2010.
  17. Скворцов О.В. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для сред. Проф. Учеб. Заведений/ О.В. Скворцов. - М.: Издательский центр "Академия", 2010
  18. Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Г.В. Савченко, Л.Н. Семочкина – М.: КНОРУС, 2008.
  19. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: энциклопедический словарь / А.В. Толкушкина - М.: Юрист, 2010.
  20. Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Т.Ф. Юткин - М.: ИНФРА-М,2009
  21. Шапкова Е.Ю. Налоги и налогообложение : Учебное пособие / Е.Ю. Шапкова - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2009.
  22. Елгина Д.А. Водный налог: порядок исчисления и уплаты // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение.  2009. № 5. С.15-29.
  23. Карасев М.Н., Петрунин В.В. Вопросы исчисления и уплаты водного налога // Налоговый вестник. 2010. № 7. С.59-64.
  24. Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. 2007. №12. С.15-19.
  25. Моторин М.А. О налогоплательщиках водного налога//Налогообложение. 2010. №4. С.77.
  26. Петрунин В.В. О платежах за водопользование (комментарий к новой редакции Водного Кодекса РФ) Налоговый вестник. 2007. № 9. С.29-34.
  27. Скрябина О. Новое в налогообложении пользования водными объектами // Финансовая газета. 2006.№ 34.С.84
  28. Соловьева М.В. Водный налог: смена караула// Главная книга. 2010. № 1. С.23-24.
  29. Томина О.С. Новый Водный Кодекс Налоговый вестник.  2006. № 3. С.75-84.
  30. Электронный ресурс: http://nalogkodeks.ru/ - Журнал «Налоговая политика и практика»
  31. Электронный ресурс:   http://www.nalog.ru/ - Федеральная налоговая служба
  32. Электронный ресурс: http://www.rnk.ru/ - сайт журнала «Российский налоговый курьер»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Г.В. Савченко, Л.Н. Семочкина – М.: КНОРУС, 2008.

2 Юткин Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Т.Ф. Юткин - М.: ИНФРА-М,2009

3 Тарасова В.Ф., Савченко Г.В., Семочкина Л.Н. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Ф. Тарасова, Г.В. Савченко, Л.Н. Семочкина – М.: КНОРУС, 2008.

4 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г.  (ред. от 25.12.2012) № 145-ФЗ // СЗ РФ.1998.№31.Ст.3823.

5Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г.  
(в ред. от 28 июля 2012 г.) №74-ФЗ // СЗ РФ.2006. № 23. Ст. 2381.

6 Кузьменко В.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие / В.В. Кузьменко. - СПб.: ГИОРД. 2008.

7 Кошкин Р.Л., Петрунин В.В. Водный налог и плата за пользование водными объектами в 2007 году // Российский Налоговый Курьер. 2007. №12. С.15-19.

8. Карасев М.Н., Петрунин В.В.  Вопросы исчисления и уплаты водного налога // Налоговый вестник. 2010. № 7. С.59-64.

9 Елгина Д.А. Водный налог: порядок исчисления и уплаты // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение.  2009. № 5. С.15-29.

10 Сердюкова А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов /  А.Э. Сердюкова, Е.С. Вылкова, А.А. Тарасевич – Спб.: Питер, 2010.

11 Соловьева М.В. Водный налог: смена караула// Главная книга. 2010. № 1. С.23-24.

12 Скрябина О. Новое в налогообложении пользования водными объектами // Финансовая газета. 2006.№ 34.С.84

13 Моторин М.А. О налогоплательщиках водного налога//Налогообложение. 2010. №4. С.77.

14 Петрунин В.В. О платежах за водопользование (комментарий к новой редакции Водного Кодекса РФ) Налоговый вестник. 2007. № 9. С.29-34.

15 Перов А. В., Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушин — М.: Юрайт-М, 2011.

 


Информация о работе Анализ исчисления водного налога