Анализ исчисления водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления платежей за использование водными объектами.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие водного налога;
- рассмотреть содержание водного налога;
- проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
- проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
- в заключении сделать выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога 5
1.1.Историческое развитие водного налога 5
1.2. Понятие, сущность и назначение водного налога 6
Глава 2. Анализ исчисления водного налога 13
2.1. Методика исчисления водного налога 13
2.2. Плата за водопользование 17
2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал» 19
Глава 3.Анализ и пути совершенствования водного налога 22
3.1.Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе 22
3.2. Пути совершенствования водного налога 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект налоги.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

В случае отсутствия водоизмерительных  приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности  определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной  воды определяется исходя из норм водопотребления.

При использовании акватории  водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях, налоговая база определяется как  площадь предоставленного водного  пространства.

Площадь предоставленного водного  пространства определяется по данным лицензии на водопользование (договора на водопользование), а в случае отсутствия в лицензии (договоре) таких данных по материалам соответствующей технической  и проектной документации.2

При использовании водных объектов без забора воды для целей  гидроэнергетики налоговая база определяется как количество произведенной  за налоговый период электроэнергии.

При использовании водных объектов для целей сплава древесины  в плотах и кошелях налоговая  база определяется как произведение объема древесины, сплавляемой в  плотах и кошелях за налоговый  период, выраженного в тысячах  кубических метров, и расстояния сплава, выраженного в километрах, деленного на 100.

Общая сумма налога, исчисленная  в соответствии с пунктом 3 статьи 333.13 НК РФ, уплачивается по местонахождению объекта налогообложения.

Налог подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Порядок и сроки уплаты водного  налога аналогичны порядку, установленному Федеральным законом "О плате  за пользование водными объектами", с небольшими редакционными уточнениями  в отношении места уплаты водного  налога.

Налог, исчисленный, по истечении налогового периода, уплачивается по местонахождению  используемого водного объекта. Если налогоплательщик осуществляет пользование  нескольких водных объектов, в том  числе расположенных на территориях  разных субъектов Российской Федерации, водный налог уплачивается по месту  каждого используемого водного  объекта.3

Комментируемая статья не оговаривает  решение вопроса о порядке  уплаты водного налога при нахождении одного водного объекта на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в то время как Федеральным  законом "О плате за пользование  водными объектами" было предусмотрено, что суммы платы за пользование  водными объектами при нахождении водного объекта на территории двух и более субъектов Российской Федерации, подлежат внесению в бюджет субъекта Российской Федерации по местонахождению налогоплательщика с последующим распределением между бюджетами тех субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся такие водные объекты в соответствии с заключаемыми бассейновыми соглашениями.

Вместе с тем при решении  вопроса об уплате водного налога следует руководствоваться тем, что объектом налогообложения является пользование водным объектом и уплата налога должна производиться по месту  фактического пользования водным объектом.

Водный налог подлежит уплате в  срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку  налоговый период после вступления в силу гл.25.2 одинаков для всех категорий  налогоплательщиков, значительная часть  налогоплательщиков будет теперь уплачивать водный налог в три раза реже.

Суммы водного налога в соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ) в размере 100% зачисляются в доход федерального бюджета.

Назначение и  сущность водного налога можно охарактеризовать таким образом: он обеспечивает реализацию принципа платности за пользование  водными ресурсами через создание эффективного экономического механизма  стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Такой подход не потребует комментария  в связи с тем, что вода, особенно пресная, является ограниченным и уязвимым природным ресурсом

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ исчисления водного налога

2.1. Методика исчисления  водного налога

Согласно ст.333.13 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма водного налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Налоговая база по водному налогу формируется по правилам, изложенным в статье 333.10 НК РФ. Она определяется отдельно по каждому водному объекту  и по каждому виду водопользования. Это значит, что, например, при заборе воды из нескольких рек налоговая  база рассчитывается раздельно по каждой реке.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие  принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, основания и  виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статья 57. Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации

платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов  Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов.4

Многие организации при  проведении работ по добыче полезных ископаемых проводят промывку горной породы, из-за чего в водные объекты  попадают соответствующие стоки. В  этих случаях, как правило, возникают  вопросы: следует ли организации заранее оформлять в природоохранном органе разрешение на сброс сточных вод и должна ли она исчислить и внести плату за загрязнение при единственном факте сброса сточных вод?

Во-первых, и при разовом  случае промывки горных пород может  быть оказано определенное негативное воздействие на окружающую среду. Для  положительного или отрицательного подтверждения данного факта  необходимо соответствующее заключение Ростехнадзора, так как указанный  орган осуществляет функции по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, являясь, в том числе специально уполномоченным государственным органом  в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности. В случае подтверждения факта  загрязнения водного объекта  веществами, по которым установлены  нормативы платы, предприятие должно внести плату за негативное воздействие. При этом плата должна быть исчислена  по повышенным ставкам, поскольку в  рассматриваемом случае отсутствовало  разрешение на сброс загрязняющих веществ.

Во-вторых, если технология добычи какого-либо полезного ископаемого  включает обязательную промывку горной породы (что, по сути, означает постоянный сброс сточных вод), то предприятию  тем более необходимо обратиться в органы Ростехнадзора. Допустим, и  в этом случае Ростехнадзором будет  признано, что окружающей среде наносится  определенный ущерб, так как в  стоках содержатся вредные вещества. Тогда предприятие обязано в  установленном порядке представить  необходимую техническую и иную документацию, содержащую данные об объемах  негативного воздействия на окружающую среду в результате соответствующего вида деятельности. После согласования всех необходимых процедур предприятию  выдается разрешение на сбросы загрязняющих веществ и устанавливаются допустимые нормативы (лимиты) сбросов вредных веществ, исходя из которых и рассчитывается соответствующий размер платы за негативное воздействие на окружающую среду.5

Если у организации  отсутствует разрешение на сброс  загрязняющих веществ, она должна исчислять  плату за негативное воздействие  по повышенным ставкам

Однако иногда предприятия, не имея лицензии на право пользования  водными объектами, ведут деятельность, подлежащую лицензированию, - сброс  сточных вод в водные объекты. Уплатив за этот сброс соответствующий  административный штраф, они полагают, что этим все и должно закончиться, т.е. плату за загрязнение природной  среды можно и не вносить. Доводы предприятия, как правило, следующие: поскольку они не оформляли в  природоохранном органе разрешения на сбросы сточных вод, значит, можно  применить в этом случае такой  же подход, как и при определении  налогоплательщика за пользование  водными объектами и добычу полезных ископаемых: отсутствие у предприятий  лицензий на эти виды деятельности означает, что они не являются плательщиками  водного налога и налога на добычу полезных ископаемых.6

Однако плата за негативное воздействие не регулируется НК РФ и изданными на его основе нормативно-правовыми актами. И здесь не могут быть взяты за аналог какие-либо нормы НК РФ.

Напомним, что Постановлением Правительства РФ N 344 утверждены нормативы платы, в том числе за сбросы конкретных видов загрязняющих веществ (а также за сброс взвешенных веществ) в поверхностные и подземные водные объекты. Таким образом, если предприятие сбросило сточные воды, содержащие вещества, за которые установлены нормативы платы, оно обязано внести плату за негативное воздействие на окружающую среду.

В связи с введением  в действие с 1 января 2007 г. новой редакции Водного кодекса Российской Федерации необходимо отметить, что предусмотренная этим Кодексом плата за пользование водными объектами не предусматривает исчисление и внесение платы за сброс сточных вод. Таким образом, на порядок исчисления платы за негативное воздействие новый ВК РФ прямо не влияет. Однако некоторые его положения необходимо будет учитывать при определении уровня негативного воздействия на окружающую среду и последующем расчете соответствующих платежей. Речь в данном случае идет о понятийном аппарате, а также о мерах по охране водных объектов, предусматривающих в том числе прямой запрет на сброс некоторых веществ в водные объекты. 7Согласно ст. 56 нового ВК РФ запрещается:

- сброс в водные объекты  и захоронение в них отходов  производства и потребления, в  том числе выведенных из эксплуатации  судов и иных плавучих средств  (их частей и механизмов);

- сброс в водные объекты  сточных вод, содержание в которых  радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных  для здоровья человека веществ  и соединений превышает нормативы  допустимого воздействия на водные  объекты.

В соответствии со ст. 59 нового ВК РФ на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

Статья 60 ВК РФ предусматривает, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается сброс в водные объекты сточных вод:

- не подвергшихся санитарной  очистке, обезвреживанию (исходя  из недопустимости превышения  нормативов допустимого воздействия  на водные объекты и нормативов  предельно допустимых концентраций  вредных веществ в водных объектах), а также не соответствующих  требованиям технических регламентов;

- в которых содержатся  возбудители инфекционных заболеваний,  а также вредные вещества, для  которых не установлены нормативы  предельно допустимых концентраций.8

 

2.2. Плата за  водопользование

Договор водопользования  подготавливается и заключается  в соответствии с Правилами , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 N 165. Как указано в п. п. 4 и 5 названного документа, лицо, желающее получить в пользование поверхностный водный объект для забора воды, должно обратиться с заявлением в уполномоченный орган. К заявлению прилагаются расчет и обоснование заявленного объема забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта за платежный период и размера платы за пользование водным объектом для забора (изъятия) водных ресурсов, включая объем их забора (изъятия) для передачи абонентам. Таким образом, еще на стадии подготовки документов для заключения договора водопользования организация должна самостоятельно рассчитать плату за водопользование. Для этого нужно воспользоваться Правилами расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2006 N 764.

Размер платы определяется как произведение платежной базы (объем допустимого забора водных ресурсов, включая объем их забора для передачи абонентам, за платежный  период - квартал) и соответствующей  ей ставки платы.

Большинство поверхностных  водных объектов находятся именно в  федеральной собственности. Если же организация намерена получить в  пользование водный объект, принадлежащий  региону или муниципалитету, следует  руководствоваться нормативными правовыми  актами соответствующего уровня.9

Если заявитель неправильно  рассчитал размер платы, уполномоченный орган вправе отказать ему в заключении договора водопользования.

Особое внимание следует уделить тому, что платежной базой является допустимый, а не фактический забор воды, а размер платы, рассчитанный заявителем, становится существенным условием договора водопользования. Получается, организация обязана вносить фиксированную, заранее известную плату. Однако это не снимает обязанность вести учет забранной воды: водопользователи должны в установленном порядке вести учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и ежеквартально в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять результаты таких учета и наблюдений в территориальный орган Росводресурсов.

Информация о работе Анализ исчисления водного налога