Анализ исчисления водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления платежей за использование водными объектами.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие водного налога;
- рассмотреть содержание водного налога;
- проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
- проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
- в заключении сделать выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога 5
1.1.Историческое развитие водного налога 5
1.2. Понятие, сущность и назначение водного налога 6
Глава 2. Анализ исчисления водного налога 13
2.1. Методика исчисления водного налога 13
2.2. Плата за водопользование 17
2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал» 19
Глава 3.Анализ и пути совершенствования водного налога 22
3.1.Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе 22
3.2. Пути совершенствования водного налога 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект налоги.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Договором водопользования  может быть предусмотрено право  водопользователя на перерасчет размера  платы при уменьшении объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов по сравнению со значениями, установленными договором водопользования. Такой перерасчет производится по мере необходимости по окончании соответствующего платежного периода (п. 7 Правил расчета и взимания платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности).

Итак, изменение существенных условий водопользования (в частности, размера платы) влечет необходимость  заключения дополнительного соглашения в той же форме, что и договор. При этом изменение существенных условий водопользования за прошедшие  периоды не предусматривается. В  случае уменьшения объема забора водных ресурсов из водных объектов или из частей. по сравнению со значениями, установленными договором водопользования, перерасчет размера платы за пользование  водным объектом исходя из фактической  платежной базы производится на основании  дополнительного соглашения, заключаемого не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим платежным периодом (кварталом).

Перерасчет размера платы  возможен только при уменьшении объема изъятия воды по сравнению с допустимым объемом, установленным договором. За забор (изъятие) водных ресурсов в  объеме, превышающем допустимый, водопользователь обязан уплатить штраф за такое превышение в размере пятикратной платы  за пользование водным объектом.

 

2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал»

Проведем расчет водного  налога на примере ОАО «Водоканал». ОАО "Водоканал Волгоградской области" предстоит разработка инвестиционных программ предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, а также кредитных ресурсов.

Город: Волгоград

Регион: Волгоградская область 

Виды деятельности (по кодам ОКВЭД): Сбор, очистка и распределение воды

Организационно-правовая форма: Открытые акционерные общества 

Классификация по ОКОГУ: Организации, учрежденные юридическими лицами или юридическими лицами и гражданами 

Вид собственности: Частная собственность 

ОГРН: 1103435001581 

ИНН: 3435900570 

Регистрация компании: Компания ОАО "ВОДОКАНАЛ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ" зарегистрирована 14 апреля 2010 года.

Пример 1. В 2009 году ОАО "Водоканал" производит забор воды, забранной из поверхностных водных объектов из реки Волги, расположенного в Поволжском экономическом районе. Объем воды, забранной в первом квартале для производственных нужд, рассчитан на основании показаний водоизмерительных приборов и составляет 14 000 куб. м. Установленный квартальный лимит водозабора составляет 12 000 куб. м. Ставка налога равна 294 руб за 1 000 куб. м забранной воды.

Решение

1) Сумма водного налога  за воду, забранную в пределах  лимита

12000/1 000 * 294 = 3528 руб

2) Сумма водного налога за воду, забранную сверх лимита

(14 000 - 12 000) / 1 000 * 294 * 5 = 2940 руб

3) Общая сумма налога

3528 + 2940 = 6468 руб

Пример 2. В 2010 году ОАО "Водоканал" производит забор воды, забранной из поверхностных водных объектов из реки Волги, расположенного в Поволжском экономическом районе. Объем воды, забранной в первом квартале для производственных нужд, рассчитан на основании показаний водоизмерительных приборов и составляет 16 000 куб. м. Установленный квартальный лимит водозабора составляет 14 000 куб. м. Ставка налога равна 294 руб за 1 000 куб. м забранной воды.

Решение

  1. Сумма водного налога за воду, забранную в пределах лимита

14000/1 000 * 294 = 4116 руб

2) Сумма водного налога за воду, забранную сверх лимита

(16 000 - 14 000) / 1 000 * 294 * 5 = 2940 руб

3) Общая сумма налога

4116 + 2940 = 7056 руб

Пример 3. В 2011 году ОАО "Водоканал" производит забор воды, забранной из поверхностных водных объектов из реки Волги, расположенного в Поволжском экономическом районе. Объем воды, забранной в первом квартале для производственных нужд, рассчитан на основании показаний водоизмерительных приборов и составляет 18 000 куб. м. Установленный квартальный лимит водозабора составляет 16 000 куб. м. Ставка налога равна 294 руб за 1 000 куб. м забранной воды.

Решение

1) Сумма водного налога  за воду, забранную в пределах  лимита

16000/1 000 * 294 = 4704 руб

2) Сумма водного налога за воду, забранную сверх лимита

(18 000 - 16 000) / 1 000 * 294 * 5 = 2940 руб

3) Общая сумма налога

4704 + 2940 = 7644 руб

Вывод: В связи с изменением квартального забора воды изменилась налоговая база. Ставки, согласно законодательству, не изменились. С каждым разом налоговая база увеличивалась в две тысячи раз, это происходит с изменение каждого года. Сумма налога с каждым годом увеличивается, так как налоговая база в каждом периоде разная.

 

 

Глава 3.Анализ и  пути совершенствования водного  налога

3.1.Анализ взимания  водного налога и изменения  в Водном Кодексе

С введением в действие главы 25.2 НК РФ еще более обострилась проблема соотнесения вида платежа и его  характера. Очевидно, что формально  водный налог относится к налоговым  платежам, соответственно, он должен иметь  все элементы, указанные в ст.17 НК РФ, и подходить под определение  налога, данное в ст.8 НК РФ. И если все необходимые элементы налога имеются в наличии, о чем говорит  сама структура и содержание главы 25.2 НК РФ, то с признаками налогового платежа вопрос решен не был. Основная проблема заключается в том, что  водный налог, не обладает очевидным  признаком индивидуальной безвозмездности. Его размер рассчитывается на основе объемов или других количественных характеристик использованных или  потребленных водных ресурсов. В свою очередь, ставка налога различается  не только по видам водных объектов, но и по так называемым экономическим  районам. Анализ размеров ставок позволяет  предположить, что в основу их дифференциации положен не только принцип экологической  ценности водных объектов, но и потребительская  ценность этих объектов для налогоплательщика, что также предполагает неналоговый  характер этого платежа. Не углубляясь в рамках данной работы в вопросы  экологического и природоохранного законодательства, лишь укажем на п.2 ст.333.12 НК РФ, который вводит меры ответственности  не налогового, а природоохранного характера в нормах НК РФ, хотя и  использует для этого налоговые  инструменты. Подробнее об этом будет  сказано ниже.

Содержание любого платежа, который  НК РФ относит к налоговым, раскрывается через анализ его элементов.

Согласно ст.333.8 НК РФ налогоплательщиками  водного налога признаются организации  и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Под законодательством Российской Федерации в данном случае, в первую очередь, подразумевается Водный кодекс Российской Федерации (ВК РФ), который  дает определения водопользования (ст.1 ВК РФ). Также существует Перечень видов специального водопользования, утвержденный Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 70 "Об утверждении Перечня видов специального водопользования.

К перечню относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, а также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих сооружений, технических средств и устройств:

  • стационарных, передвижных и плавучих сооружений по механическому и самотечному забору воды из водных объектов;
  • водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов;
  • комплекса сооружений порта, в том числе для подхода, стоянки, загрузки, разгрузки и обслуживания судов, посадки и высадки пассажиров, ремонта, отстоя, технического осмотра судов и иных плавучих объектов;
  • плотин, шлюзов-регуляторов и других водорегулирующих сооружений (в том числе временных перегораживающих сооружений);
  • гидравлических электростанций (приплотинных, деривационных, приливных, гидроаккумулирующих);
  • организованных пляжей, причалов для яхт, маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств отдыха на воде, а также других сооружений и устройств, предназначенных для. рекреационных и оздоровительных целей;
  • платформ и искусственных островов;
  • оросительных, обводнительных и оросительно-обводнительных мелиоративных систем;
  • водохозяйственных сооружений тепловых станций и атомных электростанций, предприятий ядерного топливного цикла, предназначенных для водоснабжения, сброса отработанных вод, а также для охлаждения;
  • землеройной, буровой, грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений, подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;
  • судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также сплав леса в плотах и кошелях.

Изменения в Водном Кодексе

В советский период наблюдалось  потребительское отношение к  водным ресурсам как к даровому и  неисчерпаемому благу. Исключением  являлась кратковременная и ограниченная плата за орошение. Она взималась  в 20-е годы, а затем в 1949 - 1956 гг. Причем получаемые средства вкладывались в мероприятия по борьбе с вторичным  засолением земель. Но низкая доходность колхозов и совхозов, рост их задолженности  по плате за воду привели к отмене этой платы. Лишь с 1982 г. промышленные предприятия начали платить за забор воды из водохозяйственных систем.10

С переходом на рыночные отношения  российское законодательство утверждает в качестве важного условия платность  водопользования (как и других видов  природопользования). Поэтому важной обязанностью водопользователей является своевременное внесение платежей, связанных  с пользованием водными объектами. Такова была позиция законодателя, закрепленная в принятом в 1995 г. Водном кодексе РФ.

16 мая 2008 года группа депутатов  Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации  внесла в Совет Государственной  Думы проект Федерального закона "О внесении изменений в  Водный кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные  акты Российской Федерации" (далее  - законопроект), разработанный во  Фракции КПРФ. Законопроект изложен  на 27 страницах и предусматривает  внесение изменений в семь  федеральных законов.

Законопроект подготовлен с  учетом заключения Правительства Российской Федерации и содержит положения, направленные на приведение отдельных  положений Водного кодекса Российской Федерации (далее Кодекс), Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных этим Федеральным  законом изменений в смежные  отрасли законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также на устранение недостатков  и внутренних противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между Федеральным законом "О  введении в действие Водного кодекса  Российской Федерации" и Водным кодексом Российской Федерации.

Целью настоящего законопроекта является правовое обеспечение безопасного  состояния водных объектов, в первую очередь источников водоснабжения питьевого назначения, и безопасного для здоровья граждан пользования ими, а также конституционных прав на свободный и бесплатный доступ граждан к воде.

Одной из важных задач законопроекта  является устранение противоречия Кодекса  и Закона Российской Федерации "О  недрах" пункту "к" статьи 72 Конституции  Российской Федерации и традициям  российского законодательства, в  соответствии с которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства и поэтому подземные  воды всегда признавались водными объектами  и включались в единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок  определения права собственности  на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права пользования  этими водными объектами для  целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также использования  и охраны подземных водных объектов и отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10, 43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого  и ответственного органа управления использованием и охраной как  поверхностных. так и подземных  водных объектов. Законопроектом предусматривается  исключение из Кодекса положений, установленных  статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении подземных  водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов регулирования  использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые, лечебные природные  ресурсы или тепловую энергию.

Законопроект дополнен главой об экономическом  регулировании отношений в области  использования и охраны водных объектов, в которой установлены принципы экономического регулирования отношений  в области использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты  платы за пользование водными  объектами; принципы определения ставок платы за пользование водными  объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных) программ и  мероприятий по восстановлению и  охране водных объектов; порядок определения  приоритетов в финансировании программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.11

Законопроект предусматривает  свободный и бесплатный доступ граждан  к водным объектам. Этот документ содержит правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных  вод, положения об ограничении использования  водных объектов для добычи песка, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных объектов, в нем определены обязанности  собственников водных объектов принимать  своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий  по их восстановлению и охране.

В отношении подземных вод законопроектом предлагается провести разграничение  сфер действия между законодательством  о недрах и водным законодательством  на основании положений главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, в  соответствии с которыми только "подземные  воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные  лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды" объявлены  видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.

Инициаторы законодательной инициативы считают, что принятие данного законопроекта  позволит укрепить законодательную  базу, регулирующую отношения в области  управления использованием, восстановлением  и охраной водных объектов, направленные на обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.

Информация о работе Анализ исчисления водного налога