Анализ исчисления водного налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 21:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления платежей за использование водными объектами.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
- рассмотреть понятие водного налога;
- рассмотреть содержание водного налога;
- проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
- проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
- в заключении сделать выводы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога 5
1.1.Историческое развитие водного налога 5
1.2. Понятие, сущность и назначение водного налога 6
Глава 2. Анализ исчисления водного налога 13
2.1. Методика исчисления водного налога 13
2.2. Плата за водопользование 17
2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал» 19
Глава 3.Анализ и пути совершенствования водного налога 22
3.1.Анализ взимания водного налога и изменения в Водном Кодексе 22
3.2. Пути совершенствования водного налога 28
Заключение 32
Библиографический список 34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой проект налоги.docx

— 69.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение 3

Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога 5

1.1.Историческое  развитие водного налога 5

1.2. Понятие, сущность и назначение  водного налога 6

Глава 2. Анализ исчисления водного налога 13

2.1. Методика исчисления водного  налога 13

2.2. Плата за водопользование 17

2.3. Расчет водного налога на примере ОАО «Водоканал» 19

Глава 3.Анализ и пути совершенствования  водного налога 22

3.1.Анализ  взимания водного налога и  изменения в Водном Кодексе 22

3.2. Пути совершенствования водного  налога 28

Заключение 32

Библиографический список 34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Раньше, в советские времена, водопользование  являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение, цель которой была стимулировать потребителей к экономному пользованию водными ресурсами. Однако данный платеж носил символический характер. Суммы были незначительны, поэтому для бюджета он не мог рассматриваться как полновесный доходный источник. Не отражался этот платеж и на финансовом состоянии хозяйствующих субъектов. Также начался рост задолженности колхозов по плате за воду, что окончательно привело к отмене этого платежа. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование. С переходом на рыночные отношения российское законодательство утвердило в качестве важного условия платность водопользования. Эта позиция была обозначена в Водном Кодексе, принятом в 1995 году. С этого момента все водопользователи обязаны уплачивать водный налог.

Водный налог является федеральным налогом и относится к системе ресурсных платежей рентного характера. В 1997 г. законодатели России предпринимали попытки принести методику взимания этого налога в соответствие с Водным кодексом РФ, где были обозначены его правовые нормы формирования и внесения в казну государства. Тогда же в проект Налогового Кодекса Российской Федерации был внесен специальный раздел, где плата за воду определена как водный налог.

Налог введен в 1998 г. в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 "О плате за пользование водными  объектами" и призван, наряду с  чисто фискальными целями, - пополнить  доходы федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, решить две  важнейшие задачи. Во-первых, этот налог  нацелен на рациональное и эффективное  использование налогоплательщиками  водного пространства и водных ресурсов страны, на повышение ответственности  за сохранение водных объектов и поддержание  экологического равновесия. Во-вторых, данный налог имеет строго целевое  назначение - не менее половины собираемых сумм федеральные и региональные органы власти обязаны направлять на мероприятия по восстановлению и охране водных объектов.

С 1 января 2005 года вступила в силу новая глава НК РФ - глава 25.2 "Водный налог".

Данная тема актуальна, так  как водный налог позволяет рационально  использовать водные пространства и  водные ресурсы, которые являются одним  из важнейших ресурсов человечества. Регулирование водных отношений  осуществляется исходя из представлений  о водном объекте как о важнейшей  составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного  и растительного мира, в том  числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, и  одновременно как об объекте права  собственности и иных прав.

Целью курсового проекта является изучение особенностей исчисления платежей за использование водными объектами.

Исходя из цели, ставятся следующие задачи:

- рассмотреть понятие  водного налога;

- рассмотреть содержание  водного налога;

- проанализировать особенности  уплаты и исчисления водного  налога;

- проанализировать проблемы  исчисления водного налога и  пути их решения;

- в заключении сделать  выводы.

Объектом исследования являются особенности исчисления водного объекта.

Предмет – отношения, складывающиеся в процессе взимания водного налога.

 

 

 

 

 

Глава 1. Экономическая сущность и назначение водного налога

1.1.Историческое развитие водного  налога

С 1 января 2005 г. в налоговой системе  Российской Федерации появился новый  обязательный платеж федерального уровня - водный налог. Правовые основы данного  налога установлены гл.25.2 НК РФ.

До этого времени пользование  водными объектами в Российской Федерации являлось также платным, но регулировалось другими законодательными актами, а именно - Водным кодексом Российской Федерации от 16.11.1995 и Федерального закона от 6 мая 1998 г. "О плате за пользование водными объектами", при этом в эти платежи входил водный налог и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов.

Однако с 1 января 2007 года вступил  в действие новый Водный кодекс Российской Федерации, который установил новый  порядок платежей за пользование  водными объектами.

В связи с тем, что существуют социально значимые виды водопользования  водными объектами, то некоторые  субъекты освобождены от уплаты водного  налога и платы за пользование  водными объектами.

В 70-е годы был подготовлен проект улучшения водоснабжения. Объем  работ по строительству, реконструкции  и ремонту объектов Водоканала возрастал.

Российская Федерация принадлежит  к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами. Среднемноголетние  возобновляемые водные ресурсы России составляют 10 процентов мирового речного  стока (2 место в мире после Бразилии) и оцениваются в 4,3 тыс. куб. км в  год. В целом по стране обеспеченность водными ресурсами составляет 30,2 тыс. куб. м на человека в год.

Водные ресурсы Российской Федерации  характеризуются значительной неравномерностью распределения по территории страны. На освоенные районы европейской  части страны, где сосредоточено  более 70 процентов населения и производственного потенциала, приходится не более 10 процентов водных ресурсов.

В маловодные годы дефицит воды наблюдается  в районах интенсивной хозяйственной  деятельности в бассейнах рек  Дона, Урала, Кубани, Иртыша, а также  на западном побережье Каспийского  моря. Ресурсный потенциал подземных  вод на территории Российской Федерации  составляет почти 400 куб. км в год.1

Общее количество запасов подземных  вод, пригодных для использования (питьевого и хозяйственно-бытового, производственно-технического водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ), составляет около 34 куб. км в год.

В Российской Федерации функционирует  водохозяйственный комплекс, который  является одним из крупнейших в мире и включает более 30 тыс. водохранилищ и прудов общим объемом свыше 800 куб. км и полезным объемом 342 куб. км. Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Российской Федерации  составляет 80 куб. км в год. Юридические  и физические лица, осуществляющие забор воды из водных объектов (в  том числе для водоснабжения  населения), имеют определенные обязательства  перед бюджетом.

 

1.2. Понятие, сущность и назначение водного налога

Водный налог - это один из федеральных налогов, который, как уже было сказано, был введен 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ

С переходом платежей за забор  воды, выработку электроэнергии и  пользование акваторией в разряд федеральных налогов органы законодательной власти субъектов Российской Федерации потеряли право самостоятельно устанавливать ставки платы и предоставлять льготы отдельным категориям плательщиков. Основными отличиями водного налога от ранее действовавшей платы за пользование водными объектами являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Вместе с тем Минфин России в письме от 24.02.05 г. № 03-07-03-02/9 разъяснил, что «физические лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, связанной с использованием водных объектов, требующей наличия лицензии, не являются плательщиками водного налога». Произошла отмена платы за сброс сточных вод, что позволило сократить объем работы не только налогоплательщикам, но и налоговым органам. Общий размер суммы платы в части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод явились: нарушение принципа однократности налогообложения, так как вода, забранная из водного объекта, становилась повторно объектом налогообложения при сбросе после использования; технические сложности, связанные с определением объемов сброса, который в большинстве случаев определяется расчетным путем.

Согласно ст.333.8. налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

Также ст. 333.8. регламентирует, что  налогоплательщиками не признаются организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объектами налогообложения  водным налогом признаются следующие  виды пользования водными объектами (далее - виды водопользования):

1) забор воды из водных  объектов;

2) использование акватории  водных объектов, за исключением  лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных  объектов без забора воды для  целей гидроэнергетики;

4) использование водных  объектов для целей сплава  древесины в плотах и кошелях.

Не признаются объектами  налогообложения:

1) забор из подземных  водных объектов воды, содержащей  полезные ископаемые и (или)  природные лечебные ресурсы, а  также термальных вод;

2) забор воды из водных  объектов для обеспечения пожарной  безопасности, а также для ликвидации  стихийных бедствий и последствий  аварий;

3) забор воды из водных  объектов для санитарных, экологических  и судоходных попусков;

4) забор морскими судами, судами внутреннего и смешанного (река - море) плавания воды из  водных объектов для обеспечения  работы технологического оборудования;

5) забор воды из водных  объектов и использование акватории  водных объектов для рыбоводства  и воспроизводства водных биологических  ресурсов;

6) использование акватории  водных объектов для плавания  на судах, в том числе на  маломерных плавательных средствах,  а также для разовых посадок  (взлетов) воздушных судов;

7) использование акватории  водных объектов для размещения  и стоянки плавательных средств,  размещения коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для  осуществления деятельности, связанной  с охраной вод и водных биологических ресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

8) использование акватории  водных объектов для проведения  государственного мониторинга водных  объектов и других природных  ресурсов, а также геодезических,  топографических, гидрографических  и поисково-съемочных работ;

9) использование акватории  водных объектов для размещения  и строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного  и канализационного назначения;

10) использование акватории  водных объектов для организованного  отдыха организациями, предназначенными  исключительно для содержания  и обслуживания инвалидов, ветеранов  и детей;

11) использование водных  объектов для проведения дноуглубительных  и других работ, связанных с  эксплуатацией судоходных водных  путей и гидротехнических сооружений;

12) особое пользование  водными объектами для обеспечения  нужд обороны страны и безопасности  государства;

13) забор воды из водных  объектов для орошения земель  сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива  садоводческих, огороднических, дачных  земельных участков, земельных участков  личных подсобных хозяйств граждан,  для водопоя и обслуживания  скота и птицы, которые находятся  в собственности сельскохозяйственных  организаций и граждан;

14) забор из подземных  водных объектов шахтно-рудничных  и коллекторно-дренажных вод;

15) использование акватории  водных объектов для рыболовства  и охоты.

По каждому виду водопользования, признаваемому объектом налогообложения  в соответствии со статьей 333.9 Налогового Кодекса, налоговая база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта.

В случае, если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.

При заборе воды налоговая  база определяется как объем воды, забранной из водного объекта  за налоговый период.

Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании  показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.

Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения  устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

Информация о работе Анализ исчисления водного налога