Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую
актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

Содержание

1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической
ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной
ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов
административного правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат основы права.docx

— 92.89 Кб (Скачать файл)

нормативных   правовых  актах   понятие административной ответственности

юридических   лиц   применяется   редко;   чаще  оно встречается в  актах

субъектов  Российской Федерации  - обычно  в сочетании  с  административной

ответственностью   руководителей  юридических  лиц.  Основной,  если  не

единственной,  мерой административной  ответственности  юридических  лиц  в

современной  правоприменительной  практике является штраф.

Дискуссионность административной ответственности юридических лиц  обусловлена

рядом причин, которые здесь  не обсуждаются. Одна из причин  та,  что

согласно  КоАП  РСФСР (ст.23) административное взыскание  применяется  в

целях  воспитания  лица,  совершившего административное  правонарушение,  в

духе  соблюдения  законов, уважения   к   правилам  общежития,   а также

предупреждения  совершения новых  правонарушений  как  самим

правонарушителем,  так   и  другими лицами.  Очевидно,  что  говорить  о

воспитании  можно только применительно к физическому лицу.

В  юридической  литературе  можно   встретить  различные   мнения  по поводу

правомерности   привлечения  к   административной  ответственности

юридических  лиц.  Преобладают,  по  мнению  автора,  скептическое  и

отрицательное  отношения.  Так. например,  в книге  "Налоги и налоговое

право"  (под  ред.  А.В.Брызгалина. -  М.: Аналитика-Пресс, 1997) говорится

(стр.512), что "субъектом,  т.е. лицом, которое может нести   ответственность

за  совершение  административного  проступка, может  быть  только

физическое  лицо   (гражданин,  индивидуальный предприниматель, должностное

лицо предприятия)".

В этом плане достаточно симптоматичен понятийный аппарат, использованный в

"Положении о порядке применения экономических санкций за нарушение порядка

применения цен и тарифов  и условий, их ограничивающих", утвержденном

постановлением Правительства  Москвы от 26.08.97 № 651 "О совершенствовании

контроля за соблюдением дисциплины цен". Это Положение (п.З) к нарушениям

порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен и тарифов  субъектов

естественной  монополии  относит  нарушения дисциплины  цен, указанные  в

пункте  2 статьи  2 закона  г. Москвы от 2б.02.97  №  3  "О  государственном

контроле за  соблюдением порядка применения регулируемых цен и тарифов, цен

и тарифов субъектов естественной монополии".

В Положении везде, где  речь идет  о нарушениях  дисциплины цен применительно

к юридическим  лицам, говорится  не о  мерах административной

ответственности,  а  об  экономических  или финансовых санкциях по отношению

к этим лицам. В  то же  время там,  где речь идет  об  ответственном

должностном  лице предприятия,  виновном в нарушении дисциплины цен, там

появляется ссылка на статьи 146 "Нарушение государственной  дисциплины цен"

и  224 "Органы Государственной  инспекции цен" КоАП РСФСР  и  говорится  уже

об административном правонарушении.

Однако, на практике приходится считаться с тем, что действующее

законодательство  содержит  правовые  нормы,  служащие  основанием для

применения  к юридическим  лицам мер  административной ответственности  в виде

штрафов,  иногда довольно  значительных. Поэтому безусловно,  обосновано

включение  разделов  об  административной ответственности  юридических  лиц

в  книги  по  административному  праву Российской Федерации. Очевидно,  что

полностью  эта проблеме будет  разрешена новым  кодексом об  административных

правонарушениях.

     3. Нарушение  налогового законодательства как  один из видов административных

правонарушений.

Составы нарушений налогового законодательства, то есть закрепленные

нормативными правовыми  актами совокупности описаний признаков  правонарушений,

наличие которых влечет административную ответственность, определены

следующими законами:

- Кодекс РСФСР об административных  правонарушениях (КоАп РСФСР, посл. ред.);

-          Закон РФ от 27.12.91 №2118-1 "Об основах  налоговой системы в

Российской Федерации" (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 №

4178-1, от 21.05.93 № 5006-1; Федеральных  законов от 01.07.94 № 9-ФЗ, от

21.07.97 № 121-ФЗ);

-          Закон РСФСР от 21.03.91 № 943-1 "О государственной налоговой

служ6е РСФСР" (в ред. Законов РФ от 24.06.92 № 3119-1, от 02.07.92 " 3181-1,

от 25.02.93 № 4549-1; Федеральных  законов от 13.06.96 № 67-ФЗ, от 16.11.97 №

144-ФЗ);

-          Закон РФ от 24.06.93 № 5238-1 "О  федеральных органах налоговой

полиции" (в ред. Указа  Президента России от 24.12.93 № 2288, Федерального

закона от 17.12.95 № 200-ФЗ, с  учетом постановления Конституционного Суда РФ

от 17.12.96 № 20-П).

О  распространенности   административных  штрафов   за  нарушения налогового

законодательства  свидетельствует, например,  такой факт: в 1 полугодии 1996 г.

по результатам  налоговых  проверок  18760 малых  предприятий  к  11308

руководителям  предприятий  на основании Закона   РФ   "О Государственной

налоговой  службе   РСФСР"  были применены  административные  штрафы  на

общую  сумму   1495,2  млн. руб. [25]

Авторы книги "Налоги и  налоговое  право" разделили налоговые  правонарушения,

влекущие  административную  ответственность,  на  4 основных группы  в

зависимости  от субъекта  административной ответственности.

Первую группу  в этой  классификации составляют  налоговые  правонарушения,

за совершение  которых к административной ответственности привлекаются

только  должностные лица  предприятий, организаций, учреждений - виновные в

сокрытии  (занижении) прибыли (дохода); сокрытии  (неучтении) иных  объектов

налогообложения;  отсутствии бухгалтерского учета или  ведении  его  с

нарушением  установленного порядка; искажении бухгалтерских отчетов;

непредставлении, несвоевременном  представлении  или  представлении  по

неустановленной форме бухгалтерской  отчетности и других  документов,

связанных  с исчислением  и уплатой налогов и иных платежей в бюджет.

В первой группе правонарушений  выделены 3  подгруппы: правонарушения,

повлекшие недоплату налогов; правонарушения, связанные  с ведением

бухгалтерского учета; правонарушения, связанные с представлением документов,

необходимых для исчисления и уплаты налогов.

Вторую  группу   правонарушений  образуют   налоговые  правонарушения,  за

совершение  которых к административной ответственности привлекаются  только

граждане  -  виновные  в  нарушении  законодательства  о  предпринимательской

деятельности;  осуществлении  запрещенной  предпринимательской  деятельности;

отсутствии  учета доходов или ведении его с нарушением установленного

порядка; непредставлении   или   несвоевременном   представлении   декларации

о доходах; включении в  нее искаженных данных.

Во  второй  группе  правонарушений  выделены 3  подгруппы: правонарушения  в

области  предпринимательской   деятельности;  правонарушения,  связанные  с

нарушением  учета  доходов;  правонарушения, связанные с предоставлением

декларации о доходах.

В третью группу правонарушений входят налоговые правонарушения, за совершение

которых к административной ответственности привлекаются только руководители

кредитных, в том числе  банковских, организаций - виновные в  открытии

банковского счета налогоплательщику  без предъявления им документа о

постановке на налоговый  учет; несообщении в установленный  срок налоговому

органу об открытии счета  налогоплательщику; задержке исполнения поручений

налогоплательщиков по перечислению налогов и сборов в бюджет и  внебюджетные

фонды и в использовании  этих сумм в качестве кредитных ресурсов.

Четвертую группу правонарушений составляют налоговые правонарушения, за

совершение которых к административной ответственности привлекаются как

граждане, так и должностные  лица предприятий, организаций, учреждений -

виновные в нарушении  порядка управления в сфере налоговых  отношений;

нарушении предоставленным  налоговой полиции и налоговым  инспекциям прав, в

частности права обследования (с соблюдением соответствующих  правил) любых

используемых для извлечения доходов либо связанных с содержанием  объектов

налогообложения помещений  предприятий, организаций, учреждений и граждан, на

должностных лиц предприятий, учреждений и организаций, виновных в следующих

правонарушениях:

- сокрытие (занижение) прибыли  (дохода);

- сокрытие (неучет) иных объектов налогообложения;

- отсутствие бухгалтерского  учета;

- ведение бухгалтерского  учета с нарушением установленного  порядка;

- искажение бухгалтерских  отчетов;

- непредставление бухгалтерских  отчетов, балансов, расчетов, деклараций  и

других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов  и других

платежей в бюджет;

- несвоевременное представление  бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов,

деклараций и других документов, связанных с исчислением и  уплатой налогов и

других платежей в бюджет;

- представление по неустановленной  форме бухгалтерских отчетов,  балансов,

расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением  и уплатой

налогов и других платежей в бюджет,

- органам  Госналогслужбы  России  предоставлено право   налагать

административные штрафы  в размере  от 2  до 5  МРОТ на  каждого виновного.

За те же действия, совершенные  повторно в течение  года после  наложения

административного  взыскания,  штрафы налагаются  в размере  от 5 до 10 МРОТ.

Решения  о  наложениях  штрафов  принимаются  начальниками  госналогинспекций и

их заместителями.[26]

Должностные  лица  предприятий,  учреждений  и  организаций,  не выполняющих

следующие обязанности:

- правильное удержание  подоходного налога с доходов,  выплачиваемых физическим

лицам;

- своевременное перечисление  удержанных сумм подоходного  налога в бюджет,

привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в  размере 5 МРОТ.

[27]

На граждан, виновных в  следующих правонарушениях:

- нарушение законодательства  о предпринимательской деятельности;

- занятие предпринимательской  деятельностью, в отношении которой  имеется

специальное запрещение;

- отсутствие учета доходов;

- ведение учета доходов  с нарушением установленного  порядка;

- непредставление декларации  о доходах;

- несвоевременное представление  декларации о доходах;

- включение в декларацию  о доходах искаженных данных,

органам  Госналогслужбы России  предоставлено право  налагать

административные штрафы в размере от 2 до  5 МРОТ.  За те  же действия,

совершенные  повторно  в течение  года после  наложения  административного

взыскания, штрафы налагаются в размере от 5 до 10 МРОТ.

Решения  о  наложениях  штрафов  принимаются  начальниками  госналогинспекций

и их заместителями.

На руководителей  банков и  кредитных организаций,  виновных в следующих

Информация о работе Административная ответственность как один из видов юридической ответственности