Административная ответственность как один из видов юридической ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:43, реферат

Краткое описание

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую
актуальность установления ответственности за налоговые нарушения. Прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных составляющих системы налоговых правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации.

Содержание

1. Введение.
2. Административная ответственность как один из видов юридической
ответственности.
2.1. Понятие административной ответственности.
2.2. Законодательная основа административной ответственности.
2.3. Административное правонарушение и наступление административной
ответственности.
2.4. Виды административных взысканий. Наложение административного взыскания.
2.5. Административная ответственность юридических лиц.
3. Нарушение налогового законодательства как один из видов
административного правонарушения.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат основы права.docx

— 92.89 Кб (Скачать файл)

14.07.92 № 3293-1 "О порядке  перерасчета   размеров   штрафов,

предусмотренных   кодексом  РСФСР об административных правонарушениях".

Согласно этому закону, если верхний предел штрафа  не превышает:

- 10 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 0,1 МРОТ, а налагаемый

штраф не может быть ниже 25 руб.;

- 30 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 1/3 МРОТ, а налагаемый

штраф не может быть ниже 50 руб.;

- 50 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 0,5 МРОТ, а налагаемый

штраф не может быть ниже 0,1 МРОТ;

- 100 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 1 МРОТ, а  налагаемый

штраф не может быть ниже 1/3 МРОТ;

- 200 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 2 МРОТ, а  налагаемый

штраф не может быть ниже 0,5 МРОТ;

- 300 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 3 МРОТ, а  налагаемый

штраф не может быть ниже 1 МРОТ;

- 500 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 5 МРОТ, а  налагаемый

штраф не может быть ниже 2 МРОТ;

- 1000 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 7 МРОТ, а  налагаемый

штраф не может быть ниже 3 МРОТ;

- 3000 руб., то верхний предел  штрафа считается равным 10 МРОТ, а налагаемый

штраф не может быть ниже 4 МРОТ.

Штраф в размере свыше 100 МРОТ может быть установлен только законами

Российской Федерации. Как  пример превышения компетенции в  данном вопросе

можно привести Закон "О  регулировании распространения  и  рекламе

эротической  продукции   на  территории Белгородской  области,  принятый

13.09.95  Белгородской областной  Думой  и  подписанный  главой  администрации

области.  Этот Закон установил,  в  частности,  меру  административной

ответственности юридических  и  физических  лиц  за  несоблюдение

предусмотренных названным  законом положений в виде штрафа в размере  от 50

до 500 МРОТ. Прокурор области  обратился в суд с заявлением о признании

незаконным Закона в части  установления им  максимального  размера Штрафа,

как  противоречащего федеральному  закону -  КоАП РСФСР, ст. 27. Белгородский

областной суд удовлетворил  это заявление, признав  установление  верхнего

предела  штрафа  свыше  100 МРОТ противоречащим федеральному закону – КоАП

РСФСР.

Судебная  коллегия  по  гражданским  делам Верховного  Суда Российской

Федерации 29.02.9б оставила  решение областного  суда без  изменения, указав

следующее. Белгородская областная  Дума  в соответствии  со  статьей 72

Конституции Российской  Федерации имела право принять  Закон. Однако, согласно

части  5 статьи  76 Конституции  Российской  Федерации, законы  и  иные

нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации  не могут

противоречить федеральным  законам, принятым в соответствии с  частями 1 и  2

статьи 76. Принятый же областной  Думой Закон  в части  установления

максимального  размера  штрафа  - 500  МРОТ за  невыполнение содержащихся в

нем требований, противоречит федеральному закону  - КоАП РСФСР (ст.  27),

предусматривающему  максимальный  размер штрафа не  более 100  МРОТ.

Следовательно,  областная  Дума  не вправе была устанавливать  штраф более 100

МРОТ. Решение  суда, признавшее принятый областной  Думой Закон  в части

установленного максимального  размера  штрафа  противоречащим  федеральному

закону, является правильным.

Сумму  штрафа,   налагаемого  на   коммерческую  организацию  за

административное  правонарушение,  нельзя  включать  в состав

внереализационных расходов организации и относить (в составе  этих расходов)

на себестоимость ее продукции (работ, услуг).

Затраты,  которые  можно  включать в  состав внереализационных  расходов и,

таким образом,  относить на  себестоимость продукции (работ, услуг),

определяют "Положение  о составе затрат по производству  и  реализации

продукции, работ, услуг,  включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг,

и о  порядке формирования  финансовых  результатов,  учитываемых  при

налогообложении прибыли", утвержденное постановлением Правительства России от

05.08.92 № 552 (посл. ред. постановлением  Правительства России от 11.03.97 №

273), Закон РФ от 27.12.91 №  2116-1 "О налоге на прибыль  предприятий и

организаций" (посл. Ред. Законом  РФ от 28.06.97 № 92-ФЗ), инструкция

Госналогслужбы России от 10.08.95 №37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет

налога на прибыль предприятий  и организаций" (посл. ред. – Изменения  и

дополнения №3 от 18.03.97. Из категории санкций эти нормативные  акты

разрешают относить на себестоимость  продукции (работ, услуг) только

присужденные или признанные организацией неустойки (штрафы, пени) и другие

виды санкций за нарушение  организацией условий хозяйственных  договоров, а

также разрешают относить расходы по возмещению причиненных  убытков (за

исключением сумм, внесенных  в бюджет или в государственные  внебюджетные фонды

в виде санкций в соответствии с российским законодательством). На

себестоимость относятся  также судебные издержки и арбитражные  расходы. Но

отнесение на себестоимость  штрафов за административные правонарушения эти

нормативные анты не предусматривают. Не предусматривают этого и Положение  об

особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

банками и другими кредитными учреждениями", утвержденное постановлением

Правительства России от 16.05.94  № 490, "Положение об особенностях

определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль

страховщиками", утвержденное постановлением Правительства России от 16.05.94

№ 491, а также прочие соответствующие  положения, разработанные и утвержденные

министерствами и ведомствами  России по согласованию с Минэкономики России и

Минфином России.

Поэтому штраф, наложенный на коммерческую организацию за административное

правонарушение, надлежит уплачивать из прибыли.

Согласно "Инструкции о  порядке заполнения форм годовой  бухгалтерской

отчетности" (п.2.2.1.), утвержденной приказом Минфина России от 21.11.96 № 97

"О годовой бухгалтерской  отчетности организаций" (в ред.  приказа Минфина

России от 21.11.97 №81-н "О  формировании годовой бухгалтерской  отчетности")

источниками покрытия убытков  отчетного года являются нераспределенная прибыль

прошлых лет; средства резервного фонда, образованного в соответствии с

законодательством; свободные  средства фондов, накопления и средства резервов,

образованных в соответствии с учредительными документами организации;

добавочный капитал  (за исключением сумм прироста стоимости  имущества по

переоценке).

Возмездное   изъятие    предмета,   явившегося    орудием   совершения   или

непосредственным    объектом   административного  правонарушения,  состоит  в

его  принудительном изъятии  и последующей реализации  с передачей вырученной

суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по  реализации изъятого

предмета. То есть,  возмездное изъятие  в качестве  административного

взыскания может быть применено  только к  предмету, явившемуся  орудием

совершения или непосредственным объектом  административного правонарушения.

[15]

КоАП  РСФСР  предусматривает  возмездное  изъятие   в  качестве

административного взыскания  только в статьях:

106.  Нарушение  правил  перевозки  опасных  веществ   и предметов на

воздушном транспорте;

173.  Нарушение  правил  хранения  или  перевозки   огнестрельного оружия и

боевых припасов;

175.  Уклонение  от  реализации  огнестрельного  гладкоствольного охотничьего

оружия и боевых припасов.

Конфискация     предмета,    явившегося     орудием    совершения или

непосредственным   объектом    административного   правонарушения,  состоит

в  принудительном безвозмездном  обращении этого предмета в собственность

государства. То есть, конфискация  в качестве  административного  взыскания

может  быть применена  только к предмету,  явившемуся  орудием совершения

или  непосредственным объектом  административного  правонарушения,  а  не  к

какому-либо другому  имуществу  правонарушителя.  Этим  конфискация,  как

административное взыскание, отличается  от конфискации  имущества, как

уголовного  наказания  (в  последнем  случае конфискуется  все или часть

имущества, являющегося собственностью осужденного).

[16]

Конфискован  может быть  лишь  предмет, находящийся в личной собственности

нарушителя,  если  иное не  предусмотрено законодательными  актами  (КоАП

РСФСР  ст. 29).  Так,  например,  согласно Таможенному   кодексу   Российской

Федерации   (ст.380)  товары, транспортные средства и иные предметы,  в

отношении  которых вынесено постановление о конфискации,  по истечении срока

обжалования постановления  таможенного  органа  конфискуются независимо  от

того,  являются  ли они  собственностью лица,  совершившего нарушение

таможенных  правил,  а  также независимо  от того,  установлено  это лицо или

нет.

КоАП  РСФСР  предусматривает  конфискацию  в  качестве  административного

взыскания в статьях:

40.12.  Незаконное  принятие  пожертвований кандидатом  либо  избирательным

объединением (избирательным  блоком);

46.1. Самовольная добыча  янтаря;

56.2.  Нарушение  действующих  стандартов  (норм, правил)  или   условий

лицензии,   регламентирующих  разрешенную   деятельность  на континентальном

шельфе Российской Федерации;

56.3. Нарушение  правил  проведения  ресурсных или   морских научных

исследований  на  континентальном  шельфе  Российской Федерации;

57.1. Нарушение правил захоронения  отходов и других материалов  на

континентальном шельфе Российской Федерации;

84.4. Уничтожение редких  и находящихся под угрозой  исчезновения животных или

совершение иных  действий, которые  могут привести  к  гибели,  сокращению

численности  или нарушению  среды обитания таких животных;

84.5.  Невыполнение  законных  требований должностных  лиц  органов охраны

континентального шельфа Российской Федерации;

84.6. Незаконная  передача  минеральных  и живых  ресурсов  континентального

шельфа Российской Федерации;

85. Нарушение правил охоты  и рыболовства, а также правил  осуществления других

видов пользования животным миром;

106. Нарушение правил перевозки  опасных веществ и предметов  на воздушном

транспорте;

107. Нарушение правил поведения  на воздушном судне;

136. Самовольная установка  или эксплуатация радиотрансляционного  узла;

136.1. Самовольное подключение   оконечного оборудования  к сетям  электросвязи;

137.  Изготовление, ввоз  в Российскую  Федерацию, приобретение,

проектирование,  строительство,  установка,  эксплуатация,  а также  продажа

либо передача  в постоянное  или во  временное пользование  радиоэлектронных

средств  или высокочастотных  устройств, использование радиочастот  без

получения специального разрешения;

138.  Нарушение  правил  регистрации,  проектирования, строительства,

установки, эксплуатации  радиоэлектронных средств  или высокочастотных

Информация о работе Административная ответственность как один из видов юридической ответственности