Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического персонала достигает 47%. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящей перед системой среднего фармацевтического образования, является принятие мер по увеличению количества и совершенствованию качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения проблемы укомплектованности штата фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа испр.docx

— 281.69 Кб (Скачать файл)

Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими  работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического  персонала достигает 47%. Поэтому  одной из первоочередных задач, стоящей  перед системой среднего фармацевтического  образования, является принятие мер  по увеличению количества и совершенствованию  качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения  проблемы укомплектованности штата  фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.

Таким образом, организация  подготовки конкурентноспособных специалистов студентов в колледже ОмГМА на отделении «Фармация» является весьма актуальной.

В новых условиях функционирования образовательной системы возникла и актуализируется потребность  в повышении качества образования.

Целью выпускной  работы является создание эффективной системы управления и взаимодействия образовательной организации с практическим здравоохранением на основе субъект – субъектных отношений в подготовке конкурентноспособных выпускников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 060301.51 Фармация.

Объект исследования: руководство и управление процессом совершенствования профессиональной компетентности сотрудников и студентов в системе здравоохранения.

Предмет исследования: эффективные формы и методы повышения качества подготовки специалистов на отделении «Фармация» колледжа ОмГМА.

Задачи:

  • Рассмотреть сущность государственного управления и взаимодействия в фармации;
  • определить основные условия взаимодействия в системе государственного и муниципального управления организациями профессионального образования через интеграцию в практику здравоохранения;
  • представить рекомендации по совершенствованию руководства и взаимодействия в системе управления на примере симуляционного центра колледжа ОмГМА.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретические (изучение состояния исследуемого вопроса по литературным источникам, анализ и синтез) и эмпирические (наблюдение, обобщение опыта).

База исследования: Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации структурное подразделение колледж.

 

 

Социально – психологические основы управления на принципах взаимодействия субъектов и объектов организации

1.1 Основные функции и  организация управления. Изучение истории симуляционного обучения в России и за рубежом

Симуля́ция (от лат. simulatio — видимость, притворство):

  • Симуляция — создание видимости болезни или отдельных её симптомов человеком, не страдающим данным заболеванием.
  • Симуляция — понятие постмодернистской философии, фиксирующее феномен тотальной семиотизации бытия вплоть до обретения знаковой сферой статуса единственной и самодостаточной реальности.
  • Симуляция (жарг., калька c англ. simulation) — имитация какого-либо физического процесса при помощи искусственной (напр., механической или компьютерной) системы [30].

Одним из признаков последнего десятилетия в России стало стремительное внедрение большого количества виртуальных технологий в различные сферы деятельности человека. В системе отечественного здравоохранения, в числе прочего, появились и широко внедряются разнообразные фантомы, модели, муляжи, тренажеры, виртуальные симуляторы и другие технические средства обучения, позволяющие с той или иной степенью достоверности моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников. При этом, если отдельные фантомы для отработки простейших профессиональных компетенций в некоторых учебных организациях использовались давно, то внедрение сложных виртуальных симуляторов и системы их применения в образовании появились лишь в последнее десятилетие. И к настоящему моменту накоплен достаточный опыт применения имитационных методов в образовании, в том числе медицинском и фармацевтическом. За рубежом, где эти технологии появились раньше, накопленный опыт позволил создать систему использования симуляционного (имитационного) обучения [37]. Применение этой системы призвано, существенно повысить эффективность и безопасность оказываемой медицинской помощи. На сегодняшний день в отечественном здравоохранении осознана актуальность аналогичной системы и для создания российского медицинского симуляционного кластера сложилась весьма благоприятная обстановка. Симуляционное обучение не является панацеей от всех проблем отечественного здравоохранения в целом и медицинского образования в частности. Но при этом они являются действенным и эффективным инструментом для решения определенных задач. Для того, чтобы эти (дорогостоящие) технологии принесли максимальную пользу необходимо чѐтко определить их достоинства и недостатки, после чего поставить цели и сформулировать задачи, решение которых без этих технологий не возможно или не целесообразно.

Главным и самым важным преимуществом имитации является возможность  объективной регистрации параметров выполняемой профессиональной деятельности с целью достижения высокого уровня подготовки каждого специалиста. Объективность  регистрируемых параметров, в числовом выражении можно считать абсолютной. Основным недостатком симуляционного обучения является его высокая стоимость.

Действующая в Российской Федерации система образования  медицинских специалистов способствует совершенствованию оказания медицинской  помощи, но, не обеспечивает выявления  врачей и медицинских сестер с  недостаточным уровнем подготовленности и плохими показателями деятельности, так как не направлена на оценку всех сфер компетентности специалистов. Внедрение контроля уровня подготовленности через систему симуляционного обучения могло бы способствовать решению этой проблемы. При этом общепризнано, что процесс такого контроля не должен носить карательный характер, а основные усилия должны быть направлены на содействие профессиональному развитию, выявлению ограничений и снижению риска, который может нести собой плохо подготовленный врач или медицинская сестра.

В существующих законах и  стандартах, регламентирующих подготовку медицинских работников (Федеральный  закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), Федеральные государственные требования к подготовке специалистов на послевузовском этапе, говорится о том, что практическая подготовка последних обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности под контролем работников образовательных организаций.

История движется по спирали. Изобретения  предшественников, в силу ряда причин не получившие признания, спустя годы повторяются современниками. Знание истории развития медицинского симуляционного обучения позволяет более осознанно подойти к оценке современных методик. 

Совершенствованию симуляционного тренинга способствовал научно-технический прогресс. Так, новые технологии в химической отрасли обеспечил появление манекенов из пластика и силикона, электронно-вычислительные машины сделали возможным изобретение анестезиологических роботов-симуляторов, а возросшее быстродействия компьютеров и графических карт заложило научно-технический фундамент для виртуальных симуляторов. Кроме того, принципиальные основы симуляционного обучения были разработаны в авиации и военном деле и лишь затем адаптированы к медицинским реалиям.

АВИАЦИЯ. Первый симулятор отработки  управления самолетом Антуанетта (1909). Тренажер Линка (30-е годы). Тренажеры становятся неотъемлемой частью центров летной подготовки (50-е). Обязательное лицензирование лётчиков на тренажерах (1955). Полнопилотажные тренажеры (1970). Значение человеческого фактора в безопасности, термин CRM (70-е). Регламент ZFTT переподготовки пилотов на полнопилотажных тренажерах, без совершения реальных полетов (90-е).

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В МИРЕ. Фантомы  родов XVIII века – изобретение Мадам  дю Кудрэ, Франция. Акушерские и гинекологические манекены в Японии (XIX век). Питер Сафар разработал принципы СЛР и убедил норвежского производителя резиновых игрушек Асмунда Лаэрдала изготовить манекен Ресаски Энн, ставшей впоследствии «самой часто целуемой девушкой всех времен» (США, Норвегия, 60-е). Майкл Гордон создает манекен Харви для обучения исследованию сердечнососудистой и дыхательной системы (США, 1968). В Стэнфордском университете под руководством Дэвида Габа создан анестезиологический симулятор пациента CASE (1986), с помощью которого в 1992 году совместно с Гарвардской Школой Медицины (Бостон, США) был проведен так называемый «Великий Симуляционный Эксперимент» ('The Great Simulation Experiment'), в ходе которого были получены убедительные доказательства эффективности обучающих симуляционных технологий. В этом же году он был представлен на съезде Европейского общества анестезиологов (Брюссель, 1993). Открыт Центр медицинской симуляции в Гарварде (1993). Параллельно и независимо ведется другой проект: в Университете Флориды (Гэйнсвилль, США) под руководством Дж. Гравенштейна создали анестезиологический симулятор GAS – Гэйнсвилльский Анестезиологический Симулятор, который открыл новый класс учебных изделий – «роботы-симуляторы пациента» и в дальнейшем стал известен под именем METI HPS – Human Patient Simulator (Симулятор пациента-человека). Р.Сатава создал первый в мире виртуальный хирургический симулятор (1991). Симулятор был предназначен для диагностики и лечения абдоминальных травм и имел целый ряд уникальных особенностей: виртуальные органы отображались на горизонтальном экране в области брюшной полости манекена; имитировались повреждения, кровотечения, органы можно было деформировать, рассекать, коагулировать; симулятор имел устройство обратной тактильной связи. Создано Европейское общество симуляции, применяемой в медицине SESAM (Копенгаген, 1994). Первый виртуальный лапароскопический симулятор MIST-VR (Манечестер, 1997). Лавинообразное создание виртуальных тренажеров: УЗИ и эндоскопия, ангиография и кардиохирургия, стоматология, глазная и ЛОР-хирургия и пр. (США, Швеция, Германия). 

СИМУЛЯЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ связано, в основном, с внедрением и адаптацией зарубежного опыта симуляционного обучения. Первые симуляционные центры в нашей стране были созданы десятки лет назад при ведущих медицинских вузах — тогда они назывались центрами освоения практических навыков. Одними из первых в стране симуляционные технологии стали применять в Татарстане, в Центре обучения эндохирургии, созданном в 1993 г. сотрудниками казанских вузов. Сегодня центр имеет самый большой в России опыт подготовки эндоскопических хирургов — свыше 3300 врачей из всех регионов России и стран ближнего зарубежья по эндоскопической и малоинвазивной хирургии.

Первые виртуальные тренажеры  появились в России в 2002 г. — на базе Московского государственного медико-стоматологического университета и в Учебном центре по лапароскопии Елизаветинской больницы (на базе СПГМУ  им. Павлова, г. Санкт-Петербург). Затем  пришла очередь создания мультидисциплинарных центров, проводивших по сходной методологии обучение по различным специальностям. Такие центры появились в Первом МГМУ им. И.М. Сеченова, РНИМУ им. Н.И. Пирогова, вузах других городов. В отрасль стал приходить и частный капитал — так, по решению Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в 2007 г. создан казанский «Образовательный Центр Высоких Медицинских Технологий» — первый в стране центр смешанной формы собственности: государственно-частное партнерство между Минздравом Республики Татарстан и ООО «Джонсон & Джонсон».

Цели и задачи управления (государственного, муниципального и  общественного) в системе совершенствования  профессиональной компетентности специалистов здравоохранения (подготовка, обучение, повышение квалификации), направлены на сохранение и укрепление физического  и психического здоровья каждого  человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Понимание сущности функций  государственного управления исходит  из сущности государственного управления. Поскольку управление довольно часто рассматривается через деятельность, то в научной и учебной литературе можно встретить трактовку функций управления как определенных видов труда, трудовой деятельности, отрасли работы в сфере управления, элементов управленческого процесса, стадий управленческого цикла. Такая подмена элементов управленческой деятельности управляющими воздействиями деформирует всю систему государственного управления, в результате чего управление приобретает призрачный, иллюзорный характер. Практика управления убедительно показывает, что многие виды, формы, методы, процедуры  управленческой деятельности не выходят за пределы определенного органа у правления, не соприкасаются ни с другими государственными органами, ни с управляемыми объектами, а представляют собой так называемую внутриаппаратную работу. Функция управления — это реальное, силовое, целенаправленное, организующее и регулирующее влияние на управляемое явление. Предмет функций управления указывает на стороны, аспекты проявления общественной системы, подлежащие управляющему воздействию государства. Для функции регулирования, к примеру, это конкретные отношения между людьми, ставшие актуальными для общества. Содержание функций управления выражает смысл и характер управляющего воздействия; у названной выше функции это создание или применение необходимых социальных норм. Способ реализации раскрывает средства (возможности) сохранения или преобразования управленческих взаимосвязей, заложенные в данной функции: в функции регулирования — это способность к упорядочению искомых отношений между людьми посредством влияния на их сознание, поведение и деятельность[13].

Информация о работе Эффективность управления