Эффективность управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 17:43, дипломная работа

Краткое описание

Эффективность работы системы лекарственного обеспечения населения Омской области, качество обслуживания пациентов во многом зависит от обеспечения аптечных организаций фармацевтическими работниками со средним образованием. В настоящее время в Омской области дефицит среднего фармацевтического персонала достигает 47%. Поэтому одной из первоочередных задач, стоящей перед системой среднего фармацевтического образования, является принятие мер по увеличению количества и совершенствованию качества подготовки фармацевтов, содействие повышению квалификации и решения проблемы укомплектованности штата фармацевтов в аптечных организациях различных форм собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

дипломная работа испр.docx

— 281.69 Кб (Скачать файл)

Целесообразным считается  разделение на отдельные классы симуляционного обучения и классы отработки практических навыков. Финансово-экономическая модель симуляционного центра предусматривает различные варианты финансирования деятельности симуляционного центра согласно поставленным перед ним задачам. Фокусная направленность работы симуляционного центра определяет основной вид профессиональной деятельности и предусматривает такие характеристики, как специализация симуляционного центра, уровень начальной подготовленности студентов и слушателей, характер поставленных задач, решаемых в рамках проводимых симуляционных занятий. Также необходимо предусматривать перспективы развития симуляционного центра на разных временных этапах (ближайшие и отдалённые). Правильная организация симуляционного центра является залогом его эффективной работы в будущем.

Мотивация — комплекс мероприятий по стимулированию деятельности человека или коллектива, направленный на достижение индивидуальных или общих целей организации. При всей простоте и ясности этого определения теория и практика мотивации весьма непросты, так как истинные побуждения, которые заставляют человека отдавать работе максимум усилий, весьма неопределённы и сложны. Знаменитый метод кнута и пряника, принцип материальной заинтересованности или социалистическая система моральных  и материальных стимулов не всегда давали ожидаемые результаты. Эффективная работа предприятия зависит от того, насколько надежно и добросовестно каждый сотрудник исполняет свои обязанности и зачастую прилагает дополнительные усилия, проявляет инициативу. Всё это возможно при создании здорового психологического климата в организации, когда люди довольны своей работой, понимают важность поставленных целей, когда обеспечивается постоянное повышение профессиональной квалификации работающих.

Управление коллективом  будет наиболее эффективным, если ожидания, надежды его членов будут осуществляться и они не будут разочарованы результатами своей работы. Здесь можно говорить о так называемом законе синергии. Закон синергии имеет большое значение для оптимизации системы организации. Он является основополагающим законом теории и практики организации. Ведь именно благодаря ориентации на его реализацию организация наряду с предметами и средствами труда и самим трудом становится высокоэффективным фактором производства. Его основополагающая роль определяется также и тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлено на достижение более высокого результата синергетического эффекта [15]. 

Синергия (сотрудничество, содействие) – означает совместное и однородное функционирование элементов системы.  
В любой организации возможен как прирост энергии, так и снижение общего энергетического ресурса по сравнению с простой суммой энергетических возможностей входящих в неё элементов. По закону синергии сумма свойств организованного целого должна быть больше, чем сумма свойств всех элементов в него входящих. При этом под свойствами элементов и целого понимается изменение различных параметрических характеристик (например, для социально-экономических систем это производительность труда, объём производства, прибыль, рентабельность и др.), их взаимозависимость и  изменение во времени. Получаемый при этом организационный суммарный эффект носит название синергетического. Задача организатора заключается в том, чтобы найти такой набор элементов и так соединить их между собой, используя прогрессивные формы организации, при которой синергия обеспечивала бы качественное увеличение потенциала, как части системы, так и системы в целом. Синергетический эффект будет иметь место, если все элементы и части предприятия ориентированы на достижение одной общей цели. Если же они будут стремиться к достижению частных целей, не связанных с общей целью фирмы, синергетического эффекта не произойдёт.  
Закон синергии и в организациях и на предприятиях проявляется через сотрудничество. Вот почему бригадная форма организации труда эффективнее, чем индивидуальная.  Однако следует иметь в виду и другую трактовку закона синергии, а именно: для любой организации существует такой набор элементов (ресурсов), при котором её потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в неё элементов, либо существенно меньше. 

Таким образом, закон синергии указывает на то, что в процессе формирования и развития структуры как объекта, так и субъекта организации необходимо оценивать две его составляющие: положительную – созидательную, организующую и отрицательную – разрушительную, дезорганизующую. Суммирование сил может и снизить потенциал – примером может быть вмешательство в деятельность спасательных служб некомпетентных руководителей. Другим примером может быть участие в решении одной проблемы представителей разных ведомств.  
Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального или преступного подхода к порученной деятельности. 

Именно поэтому, необходимо наличие координатора симуляционного обучения  и назначено ответственное лицо за координацию программы обучения с использованием симулятора.  Основной функцией координатора является планирование обучения, составление расписания и отслеживание эффективности использования симулятора различными заинтересованными сторонами. Отсутствие координатора обычно приводит к «хаотическому» бессистемному применению симулятора и постоянным конфликтам между преподавателями, использующим симулятор в учебном процессе. В колледже ОмГМА функции координатора исполняет заместитель директора по дополнительному образованию.

Немаловажным является и непрерывное профессиональное развитие преподавателей. Симуляционное обучение – качественно новый подход в медицинском и фармацевтическом образовании, требующий наличия постоянной программы обучения профессорско-преподавательского состава. Как известно, преподаватели являются главной движущей силой любых реформ в сфере образования. Именно поэтому их обучение и активное вовлечение в процесс внедрения новых образовательных подходов будет являться залогом

успеха. 

Контроль и  учёт – процесс управления протекает в условиях постоянно изменяющейся внешней среды и характеризуется различной степенью неопределенности. Достигло ли управляющее воздействие поставленных целей? Нуждаются ли управленческие решения в корректировке? На эти вопросы дает ответ контроль, который осуществляется в системе управления с помощью обратных связей и обеспечивает количественную и качественную оценку труда и учёт результатов деятельности организации. Эффективно организованный контроль, прежде всего, ориентирован на решение стратегических задач, на конечные результаты работы и должен быть прост, нагляден и убедителен для каждого исполнителя.

Контроль на ранних стадиях  производственного процесса даёт существенный экономический эффект, так как в намеченный для производства продукт ещё не вложены большие трудовые затраты и его суммарная стоимость ещё находится на наименьшем уровне. Производительность любого действия представляет объём производства, разделённый на труд, который необходимо затратить на это действие. Это же принципиальное положение распространяется на любой управленческий процесс — чем раньше будет выявлена ошибка в системе управления, тем меньшие негативные последствия она будет иметь.

Современная теория управления выработала чёткие требования к контролю: он должен быть оперативным, гласным и объективным. С другой стороны, контроль, если говорить о его психологических аспектах, не должен выполнять только карательные функции, а должен быть формой проявления внимания к труду работника, фактором мотивации его трудовой деятельности. И наконец, контроль должен быть экономически целесообразным: "Зачем, — спрашивает К. Киллен, — тратить 25 долларов на то, чтобы поймать клерка, укравшего 1 доллар?" Хотя этот пример может встретить и принципиальные возражения, если требования к безусловной, скрупулезной честности и неотвратимость наказания подвести в абсолют. Пожалуй, не будет преувеличением утверждать, что деятельность любой управляемой системы просто невозможна, если не будет организован чёткий, скрупулезный учёт. Традиционно учёт ведется в количественных или стоимостных показателях, так как задачи этого класса легко поддаются формализации, алгоритмизации и программированию. Труд учётных работников значительно облегчила компьютерная обработка информации, наиболее популярна компьютерная версия бухгалтерской задачи "Учёт движения материальных ценностей в стоимостном и натуральном выражении".

В настоящее время в колледже ведется контроль и учеёт первых этапов создания симуляционного центра:

    • Выделение необходимых аудиторий;
    • Ремонт и создание условий для симуляционной медицинской и фармацевтической помощи;
    • Закупка медицинского и фармацевтического оборудования.

 

1.2. Принципы эффективного руководства и взаимодействия с аптечными  организациями в современных условиях

Управление, состоящее из отдельных функций, будет цельным  явлением только в том случае, если все эти функции будут органически  связаны, причем связь эта является постоянной. Поэтому, в управлении выделяется ещё одна функция - функция руководства, состоящая в координации деятельности различных управленческих подразделений. Функция руководства - это «сверхфункция», «надфункция», мозг всего управления.

Чем сложнее система функций  управления, чем она дифференцированней, тем острее перед руководством встаёт задача постоянного совершенствования управления как внутри каждой специальной функции, так и в межфункциональном разрезе.

Руководство - центральное понятие в теории организации и управления. Оно имеет несколько определений. Руководство трактуется как:

  • персонифицированная деятельность должностного лица в организации, связанная с непосредственным управлением персоналом;
  • проявление лидерства в системе формальных отношений;
  • тип организационного поведения, обусловленный определенным должностным статусом и предусматривающий властные полномочия.

Под руководством также понимают отношения между людьми, возникающие  в процессе выполнения и по поводу управления, поэтому оборотная сторона отношений руководства - отношения подчинения.

Отношения руководства реализуются  через деятельность руководителя любого уровня, т.е. должностного лица, наделённого формальным статусом и отвечающего за деятельность организации и её подразделений. Здесь возникает проблема признания власти и полномочий подчинёнными.

В современной теории организации  и управления различают следующие  виды руководства:

    • прямое (при помощи приказов, распоряжений, санкций за отклонение от программы и т.д.);
    • опосредованное (использование механизмов мотивации).

Существует два подхода  к пониманию специфики деятельности руководителей разного уровня. Универсалистский взгляд определяет общие черты деятельности, характерные для руководителя любого уровня (универсальные управленческие функции и специальные качества). В рамках этого подхода рассматривается  также ролевая модель руководителя. Специфический подход отрицает возможность  определения и описания общих  черт руководителя и обращает внимание на специфику требований и средств  деятельности в зависимости от функций  и уровня, занимаемого руководителем  в иерархии организации.

Эффективность управления является одним из основных показателей совершенства управления, определяемым посредством  сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на достижение цели. Эффективность управления есть функция двух переменных: затрат на содержание аппарата управления и результатов  управленческой деятельности, отражающихся в значениях показателей, по которым  оценивается состояние объекта  управления [13].

Эффективность можно определить как сотрудничество людей в достижении результата, произведенная ценность которого превышает издержки производства, так что продукт может быть успешно реализован на рынке. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается корректной вследствие следующих причин:

  • имеется непосредственный и опосредованный результат, причем последний скрывает роль управления в его достижении;
  • результат управления представляется не только в экономических показателях, но также социальных, психологических и других эффектах;
  • затраты на управление не всегда могут быть чётко выделены (управленческий учёт не тождествен бухгалтерскому учёту).

На практике эффективность  управления определяется аналитическим и экспертным путём, сопоставлением многих элементов, как-то: производительность труда, степень достижения цели, управляемость, ритмичность работы, прирост качества, удовлетворённость трудом, экономия времени в процессе управления, формирование корпоративной культуры.

Регулярная и систематическая  оценка эффективности управления самым  положительным образом влияет на мотивацию сотрудников, их профессиональный рост и личностное развитие.

Проблема оценки качества управления появилась сразу же, как  только человек стал осознавать свои управленческие функции.

Когда оценивается управление или любой другой вид человеческой деятельности, то оценивается разумность того выбора, который делает руководитель из доступных ему альтернативных действий для достижения цели. При  этом сразу же возникают вопросы, ответы на которые дадут оценку действиям  руководителя.

1. Каковы цели, в соответствии  с которыми будет осуществляться  некий план? Чьи ценности лежат  в основе управленческого решения  или программы администрации?  Интересы, каких групп отстаивает  руководство? В данном случае  речь идет об ответственности  и компетенции руководства.

2. Насколько эффективным  в действительности будет этот  план? Рациональна ли программа  или план действий? При этом  рациональной считается программа,  в основе которой заложены  реальные (действенные) данные, способствующие  достижению поставленной цели.

Любое утверждение о том, «рациональна» или «нерациональна»  управленческая деятельность, спорно, если не уточняется, какие именно цели преследуются в этой деятельности и  в какой мере предложенный план (программа) обеспечивает их достижение. Люди, столкнувшись с проблемой выбора, часто прибегают  к некой упрощённой модели реальности. Выводы делаются только в пределах предвидимости и предсказуемости последствий.

Различия между тремя  видами последствий плана субъективны: они зависят от человека, принимающего решение. Однако различия существуют в  реальном процессе принятия решений, и  этот факт делает их существенными  для понимания практики управления и идеологии современной теории управления.

Эффективность управленческого  труда можно определить как отношение  частных положительных результатов  деятельности работников, непосредственно  занятых производством продукции  и услуг (превышение желательных  последствий над нежелательными), и допустимых затрат.

Информация о работе Эффективность управления