Структура поселковых и сельских образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении структуры поселковых и сельских образований и анализе структуры муниципальных образований Пензенской области.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрытие понятия правовой основы местного самоуправления в РФ;
- отобразить сущность правового регулирования муниципальной службы
федеральными органами государственной власти;
- в завершении работы следует сделать нужные выводы, в которых
отобразить проблемы и предложения, касающиеся непосредственно
данной темы.

Содержание

Введение
1. Особенности структуры построения поселковых и сельских муниципальных образований
1.1. Принципы и формы организации поселковых и сельских образований
1.2. Структура, функции, задачи муниципальных образований
1.3. Правовой статус главы администрации муниципального образования и его полномочия
2. Местное самоуправление в Пензенской области
2.1. Административно – территориальное устройство Пензенской области
2.2. Проблемы и пути совершенствования местного самоуправления
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая му 2.docx

— 96.46 Кб (Скачать файл)

Кроме этого, население муниципального образования и органы местного самоуправления так же, как органы государственной  власти субъектов РФ, могут проявить инициативу установления и изменения  границ муниципального образования  или упразднения муниципальных  образований.

К территориям муниципальных образований Федеральный закон относит города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы), другие муниципальные образования (ч. 1 ст. 12).

Можно выделить три вида территорий муниципальных образований:

1) поселения, на которых  непосредственно проживает население  и которые подразделяются на  два типа: городские (города и  поселки) и сельские (села, станицы,  деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и др.);

2) объединенные территории, которыми являются районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы);

3) внутригородские муниципальные  образования, т.е. районы в городах. 

Здесь же можно сказать  о части территории муниципального образования. Это территории поселений, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и другие территории, которые не являются муниципальными образованиями  и на которых поэтому осуществляется территориальное общественное самоуправление.

Особенности городских и  сельских типов поселений определяются Градостроительным кодексом РФ (ст. 5) [6]. Они связаны с численностью их населения, с их научно-производственной специализацией, их значением в системе расселения населения и административно-территориальном устройстве Российской Федерации.

В зависимости от численности  населения поселения подразделяются на:

• городские поселения: сверхкрупные города (численность населения свыше 3 млн. чел.); крупнейшие города (численность  населения от 1 млн. до 3 млн. чел.); крупные  города (численность населения от 250 тыс. до 1 млн. чел.); большие города (численность населения от 100 тыс. до 250 тыс. чел.); средние города (численность  населения от 50 тыс. до 100 тыс. чел.); малые  города и поселки (численность населения  до 50 тыс. чел.);

• сельские поселения: крупные  сельские поселения (численность населения  свыше 5 тыс. чел.); большие сельские поселения (численность населения  от 1 тыс. до 5 тыс. чел.); средние сельские поселения (численность населения  от 200 чел. до 1 тыс. чел.); малые сельские поселения (численность населения  менее 200 чел.).

С учетом многообразия форм местного самоуправления могут быть сформированы разнообразные органы и структуры  местного самоуправления. Они могут  быть классифицированы, в частности, по целям и задачам на представительные и исполнительные.

    1. Структура, функции, задачи муниципальных образований

 

Муниципальные образования, определяя  структуру органов местного самоуправления, наряду с представительным органом  выделяют в ней и иные органы местного самоуправления. К этим органам относятся, прежде всего, исполнительные органы местного самоуправления, ибо согласно ст. 3 Европейской Хартии местного самоуправления представительные органы местного самоуправления, избранные путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования, “могут иметь подотчетные им исполнительные органы” [7]. Наиболее распространенное наименование исполнительных органов местного самоуправления в Российской Федерации — “администрация муниципального образования (местная администрация)”.

Муниципальные образования самостоятельно выбирают и устанавливают организационную  схему построения этих органов, опираясь при этом на федеральное законодательство и законодательство субъектов Федерации  о местном самоуправлении. На выбор муниципальными образованиями организационной структуры исполнительных и иных органов местного самоуправления влияют многие факторы:размеры и уровень социально-экономического развития территории муниципального образования, численность населения, финансовые возможности, а также национальные и другие местные традиции и т.п.

Поселковые, сельские муниципальные  образования, как правило, имеют  небольшие по численному составу  исполнительные органы. Муниципальные  образования крупных городских  поселений, районные муниципальные  образования, объединяющие несколько  поселений, формируют исполнительные органы, имеющие разветвленную структуру, обусловленную необходимостью решать сложные социально-экономические, экономические  и другие вопросы местной жизни  данных образований. При этом муниципальные  образования, устанавливая штатное  расписание своих исполнительных органов, должны руководствоваться реестром муниципальных должностей муниципальной  службы, который утверждается законом  субъекта Федерации.

Муниципальные образования по-разному  решают вопрос об организации руководства  исполнительным органом местного самоуправления.

Для эффективного функционирования системы  местного самоуправления необходимо наличие  соответствующей структуры органов  местного самоуправления.

Органы  и структуры муниципального управления классифицируются по характеру деятельности и компетенции на следующие виды:

  1. Органы общей компетенции (глава муниципального образования, местная администрация в целом, муниципальное собрание).
  2. Органы специальной (отраслевой) компетенции (отраслевые отделы, службы и управления местной администрации). Например, управление сельского хозяйства, отдел образования и т.д.
  3. Органы функциональной компетенции (комитеты и службы, выполняющие определенные функции). Например, комитет по экологии, комитет по управлению муниципальным имуществом и т.д.

Деятельность администрации  города (района) обеспечивается деятельностью  ее структурных подразделений (отделов, департаментов, управлений, комитетов  и т.п.) в соответствии с их профилем.

Структурные подразделения  администрации:

  • организуют работу подведомственных предприятий, организаций и учреждений по профилю своей деятельности;
  • осуществляют сбор информации, анализ состояния социально-экономической и экологической ситуации в пределах муниципального образования;
  • готовят справочно-информационные и аналитические материалы, необходимые для эффективной деятельности администрации;
  • по поручению главы администрации (мэра) или по собственной инициативе готовят проекты постановлений;
  • осуществляют юридическую и иные виды экспертизы проектов постановлений главы администрации (мэра) по профилю своей деятельности, визируют указанные проекты;
  • обеспечивают главу администрации (мэра) консультациями специалистов;
  • принимают меры по организационному и материально-техническому обеспечению мероприятий, проводимых главой администрации (мэром);
  • осуществляют иные мероприятия по поручению главы администрации (мэра).

Деятельность администрации (района, города) организуется в соответствии с ее компетенцией, закрепленной законодательными актами, Уставом муниципального образования, регламентом.

Руководителем аппарата является глава администрации (глава местного самоуправления) и руководит аппаратом  на принципе единоначалия.

Структура местной администрации  должна быть динамичной и гибкой, так  как сложность муниципального образования  как объекта управления заставляет постоянно искать новые, наиболее оптимальные  организационные решения. Подтверждением этого является тот факт, что в  структурах управления администрации  постоянно создаются новые отделы, комитеты, ликвидируются старые, увеличивается или уменьшается число заместителей главы администрации и т.д.

Местное самоуправление представляет собой многостороннюю деятельность местного сообщества по решению собственных  и других стоящих перед ним  задач на основе принципов самоорганизации, самофинансирования, самоответственности  с целью улучшения качества жизни  населения соответствующей территории и увеличения ее вклада в развитие всего общества. Основными элементами улучшения этого качества являются: повышение уровня жизни; изменение  образа жизни в лучшую сторону; улучшение  здоровья населения и увеличение продолжительности жизни людей. Система местных органов самоуправления всегда тесно связана с административно-территориальным  делением государства. Оно не может  противопоставляться центральной  власти, суверенитет которой распространяется на всю территорию государства, т.е. это не означает, что органы территориального самоуправления могут игнорировать задачи, имеющие общерегиональное или федеральное значение, но их решение следует осуществлять только в соответствии с законом и при обязательной передаче органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов. Местные интересы находятся в тесной связи с общими

Главная цель создания системы  местного самоуправления –улучшение качества жизни местного сообщества и увеличение его вклада в развитие всей страны. Местное самоуправление нацелено на решение вопросов местного значения. Отдельные местности имеют свои особенные нужды, которые лучше всего удовлетворяются местным самоуправлением.

Анализ законодательства и практической деятельности органов  местного самоуправления позволяет  выделить ряд основных функций местного самоуправления:

1. Осуществление нормотворческой  и контрольной деятельности, обеспечение  реализации федерального и местного  законодательства на территории. Реализация этой функции заключается  в принятии нормативных документов, определяющих и регулирующих  порядок решения местных вопросов, в первую очередь, принятие устава (положения) о местном самоуправлении на данной территории. Контрольная функция является особенно важной для представительного органа местного самоуправления по вопросам бюджета и плана социально-экономического развития территории.

2. Владение, пользование  и распоряжение муниципальной  собственностью, местными финансами,  формирование, утверждение и исполнение  местного бюджета, установление  местных налогов и сборов. Финансово-бюджетные  средства должны всегда соответствовать  двум условиям: стабильности и  достаточности. Это означает, что  деньги в бюджет должны поступать  регулярно и непрерывно, и этих  денег должно хватать не реализацию  всего объема полномочий органа  местного самоуправления. В случае, если местные налоги не обеспечивают  полного покрытия расходов местного  самоуправления, то вышестоящий  орган государственной власти  обязан выделять дотации и  субвенции из собственного бюджета  для обеспечения минимального  местного бюджета (ст.37 Закона  РФ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации»).

3. Обеспечение комплексного  социально-экономического развития  территории. Основой выполнения  этой функции является эффективное  и рациональное планирование  и расходование бюджетных средств,  доходов от муниципальной собственности,  использования природных ресурсов  на нужды жителей. Обязательным  условием является комплексное  развитие всех сфер жизнедеятельности  местного населения, прогнозирование  развития территории и последствий  реализации тех или иных социально-экономических  программ, реализуемых на территории.

4. Обеспечение содержания  и развития социальной и инженерно-коммунальной  инфраструктуры территории, оказание  полного комплекса услуг населению.  Эта функция является одной  из основных функций местного  самоуправления, так как в первую  очередь реализует повседневные  запросы и интересы населения.  Содержание и развитие муниципального  жилого фонда, объектов образования,  здравоохранения, культуры и спорта, коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и службы  быта, обеспечение социальной помощи  населению и другие - это те задачи, качеством решения которых определяется эффективность и способность избранных гражданами руководителей решать местные проблемы.

5. Охрана общественного  порядка, обеспечение законности. Реализация этой функции в  рамках местного самоуправления  возложена на органы милиции  общественной безопасности (местной  милиции). Так же для обеспечения  правового режима в различных  отраслях хозяйственной деятельности  органов местного самоуправления  могут создаваться, на средства  местного бюджета, подразделения  муниципальной и специальной  (например, строительной) милиции.

В соответствии с российским законодательством наделение органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами или законами субъектов  Федерации с одновременной передачей  необходимых материальных и местных  средств.[Конституционное право РФ. Учебник. - М.: БЕК, 1996..

 

    1. Правовой статус и полномочия администрации муниципального образования

Глава местной администрации  занимает особое место в системе  должностных лиц местного самоуправления, поскольку именно в его руках  находится управление местной администрацией - исполнительно-распорядительным органом  муниципального образования, повседневно  осуществляющим деятельность по решению  вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий и иных полномочий местного самоуправления.

Должность главы местной  администрации может занимать избранный  населением глава муниципального образования. В этом случае он осуществляет две  функции – представительскую(представляет муниципальное образование в отношениях с различными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, их объединениями) и управленческую(руководит местной администрацией).

Информация о работе Структура поселковых и сельских образований