Детское образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 09:59, доклад

Краткое описание

Сознательная дисциплина и высокая ответственность являются результатом всей системы воспитания. Они формируются и укрепляются постепенно, в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований всех учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна большая роль в этом классного руководителя.На своих уроках и во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания дисциплины.

Вложенные файлы: 1 файл

Детское образование.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

Детское образование » Укрепление дисциплины и повышение ответственности учащихся    

Сознательная  дисциплина и высокая ответственность  являются результатом всей системы  воспитания. Они формируются и укрепляются постепенно, в процессе воспитательной работы и осуществления единых требований всех учителей и органов детского коллектива. Вполне понятна большая роль в этом классного руководителя.На своих уроках и во внеурочное время он использует различные формы и методы воспитания дисциплины. С первых дней учебных занятий он стремится установить твердый режим и четкий внутренний распорядок, разъясняет правила для учащихся и приучает к их выполнению, заботится о внешнем оформлении класса, о чистоте и порядке. Эту работу он проводит в тесном содружестве с учителями, с ученическим коллективом и с родителями.  
    Некоторые учителя полагают, что налаживание дисциплины в классе —дело одного классного руководителя. Встречаются классные руководители, которые склонны всю ответственность за дисциплину учащихся возложить на учителей. Такой подход к воспитанию дисциплины ошибочен. Лишь совместные усилия педагогического коллектива, ученического самоуправления, комсомольских и пионерских организаций, а также родителей обеспечат сознательную дисциплину в классе. Н. К. Крупская в одной из статей подчеркивала: «Растить сознательных граждан Советской страны... нельзя, не воспитывая сознательной дисциплины в каждом учащемся, умения подчинять свою волю воле коллектива, владеть собой, быть стойким борцом за дело трудящихся»1. Дисциплина — это и цель, и необходимое средство успешного воспитания и обучения, и результат всего учебно-воспитательного процесса. Без дисциплины и чувства ответственности нельзя воспитывать правильное отношение к учению, приучать к соблюдению порядка на уроке, при выполнении домашних заданий. Вот почему борьба за укрепление дисциплины и повышение чувства ответственности в школе —это борьба за создание нормальных условий для учебно-воспитательной работы.  
    Дисциплинированное поведение советского школьника — это не слепое послушание, не простое повиновение, а сознательное и активное стремление к выполнению своих обязанностей. Дисциплина в советской школе должна носить активный характер и содействовать развитию у учащихся коллективизма. «...Дисциплину мы понимаем не в том смысле, что ребята должны только сидеть и не шелохнуться. Мы должны понимать ее в том смысле, что ребята должны уметь как - то коллективно работать, не мешая друг другу, а помогая друг другу в работе»'. Следовательно, в школе должна преобладать не «дисциплина торможения», а «дисциплина действия». Она выступает как необходимое условие активной борьбы школьных коллективов за общее дело, прежде всего за высокое качество учебной работы. Выучить
деловой английский язык теперь запросто.     Школьная дисциплина требует сознательного выполнения установленных норм и правил поведения. Эти нормы и правила касаются отношения к учебным обязанностям, к учителям, родителям, товарищам, другим людям, а также отношения к общественным обязанностям. Они охватывают все стороны жизни и деятельности ученика: требуют аккуратного посещения учебных занятий, добросовестного выполнения домашних задании, соблюдения порядка на уроках, четкого выполнения учебных поручений. Школьная дисциплина предусматривает также добросовестное выполнение поручений ученических, пионерских и комсомольских организаций. Она предполагает умение и стремление сочетать личные интересы с интересами ученического коллектива. Воспитание сознательной дисциплины не ограничивается лишь приучением к простой исполнительности. Важно развивать инициативу и самостоятельность учащихся, приучать их к преодолению трудностей в учебной работе и общественно полезной деятельности.  
    В воспитательной работе применяются различные формы и методы дисциплинирования учащихся и укрепления порядка и дисциплины в классе. Наиболее распространенные из них —разъяснение норм и правил поведения, приучение к дисциплинированному поведению, соблюдение правил для учащихся. Вместе с тем в воспитании дисциплинированности применяются различные меры поощрения, а в необходимых случаях и наказания. Эти методы применяются с учетом конкретных условий организации воспитательной работы.  
    Успех воспитания решают не отдельные формы и средства воздействия, а вся система форм и методов дисциплинирования учащихся. А. С. Макаренко, раскрывая основные пути воспитания сознательной дисциплины, говорил: «Дисциплина является продуктом всей суммы воспитательного воздействия, включая сюда и образовательный процесс, и процесс политического образования, и процесс организации характера, и процесс столкновения, конфликтов, и разрешение конфликтов в коллективе, и процессе дружбы, и доверия, и всего решительно воспитательного процесса...» '.  
    Выбор форм и методов воспитательного воздействия зависит не только от состояния дисциплины в классе, но и от возраста учащихся, от уровня развития ученического коллектива, от авторитета классного руководителя и других условии. Например, в дружном и сплоченном коллективе следует широко использовать силу общественного мнения. С этой целью можно обсудить поведение недисциплинированных учеников на собрании, на совете отряда или на комсомольском бюро. Опыт школ показывает, что дисциплинированность воспитывается главным образом в трудовой деятельности, в коллективном труде. Однако невозможно воспитать сознательную дисциплину у учащихся одним методом. Как ни велика роль труда в формировании устойчивых навыков и привычек дисциплинированного поведения, все же следует применять и другие методы дисциплинирования учащихся. 
Низкие
цены на окна kbe, огромная выгода на качественные окна.     Рассмотрим наиболее распространенные формы и методы воспитания дисциплинированности. Повышение требований к школьникам. Требования создают основу для формирования дисциплинированности. Уже от младших школьников требуется соблюдение режима, элементарных правил культуры поведения, ответственное отношение к учебным обязанностям. В среднем и старшем возрасте требования к поведению значительно повышаются. Особое значение приобретают развитие инициативы и самостоятельности в учении и в труде, приучение к самоконтролю и самооценке. Требования направлены прежде всего на организацию к стимулирование положительной деятельности. С их помощью можно управлять деятельностью детей. Иногда требования содействуют торможению или прекращению недисциплинированных действий, предупреждению нежелательных поступков. Хорошо, когда требования носят инструктивный характер, помогают найти правильную линию поведения, приучить к самоконтролю и самооценке своего поведения.  
    Требования могут быть выражены в форме просьбы, совета, одобрения, осуждения, намека, предупреждения, доверия, а также в прямой, категорической форме. Просьба — одна из распространенных форм предъявления требований. В ней находит выражение доверие к ученику, и поэтому она охотно воспринимается и выполняется. Требование, выраженное в форме совета, заставляет учащихся поверить в свои силы, проявить инициативу и самостоятельность в организации своего поведения. Одобрение стимулирует полезные дела и способствует возникновению чувства удовлетворения от проделанной работы. Осуждение близко к наказанию, оно направлено на торможение нежелательных действий. Следовательно, каждая форма требования выполняет определенные воспитательные функции, оказывает соответствующее педагогическое влияние. В воспитании сознательной дисциплины важное значение имеет техника предъявления требований. Умение владеть голосом, мимикой, жестами, умение держать себя —все это очень важно и зависит от конкретных условий, от особенностей ученика и от характера его поступка. Если ученики чувствуют в тоне и во взгляде учителя твердое желание пресечь недисциплинированность, они, как правило, соблюдают порядок.  
    У передовых классных руководителей требовательность не отстает от роста ученического коллектива и отдельных его членов. В ней учитываются уровень развития коллектива, степень сознательности и дисциплинированности, проявляется тем самым творческий подход к воспитанию учащихся. 
    Большое значение для осуществления требований имеет психологический настрои классного руководителя, собранность, уверенность в себе, готовность к активному и решительному действию, спокойствие в трудных ситуациях. Все это ученики высоко ценят у воспитателей и их требование выполняют более охотно. Когда педагоги проявляют раздражительность, нарушают педагогический такт, они не достигают цели: их требования ученики выполняют неохотно или совсем не выполняют. Разъяснение норм и правил дисциплинированного поведения. Дисциплина в советской школе строится не на принуждении и подавлении личности, а на убеждении в необходимости соблюдения установленных норм и правил поведения. Конечно, по отношению к нарушителям дисциплины применяются и меры принуждения. Но делается это в том случае, если меры убеждения недостаточны. 
Мы рекомендуем
купить фанеру ламинированную так как она применяется во многих областях. 
    Основные нормы и правила дисциплинированного поведения сформулированы в правилах для учащихся. В них идет речь об ответственном отношении школьников к учебным обязанностям, о поведении их в школе и вне ее. Правила составлены по возрастным ступеням, что позволило основные требования к поведению сформулировать с учетом возрастных особенностей учащихся. Особое внимание обращается на такие обязанности, как ответственное отношение к учебному труду, прилежание в учебной работе, активное участие в самообслуживании и в общественно полезных делах, соблюдение установленного режима, бережное отношение к школьному имуществу. Поэтому в деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение правил для учащихся как главных критериев поведения школьников.  
    Тематика бесед о нормах и правилах дисциплинированного поведения весьма разнообразна. Она зависит от возраста учащихся, от уровня их воспитанности, от состояния дисциплины в классе. Для примера можно назвать такие темы: для учащихся IV —VIII классов «Умей вести себя на уроке», «Умей подчиняться старшим», «Хорошее и плохое в нашем классе», «Не проходите мимо плохих поступков товарищей», «О честном и добросовестном выполнении своих обязанностей», «Мало знать правила для учащихся, надо уметь не выполнять»; для учащихся IX —X классов«Порядок время бережет», «Социалистическая дисциплина —дисциплина борьбы и преодоления трудностей», «Об ответственном и бережном отношении к учебникам», «Словарь вежливого человека», «Труд —основа дисциплинированности», «Как повысить дисциплину в нашем классе» и др. Опытные классные руководители при проведении бесед о дисциплине меньше говорят о том, чего нельзя делать, а рассказывают о том, что, зачем и как нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. В таких беседах используются примеры из жизни класса, из художественной литературы, из периодической печати.  
    В процессе разъяснения норм и правил поведения важно развивать у школьников идейные, положительные мотивы дисциплинированности. У учащихся среднего и особенно старшего возраста эти мотивы связаны с проявлением отношения к дисциплине как средству совершенствования личности. Такое отношение побуждает к исполнительности, точности, организованности, сознательности. Положительные мотивы как нравственная побудительная сила оказывают решающее влияние на поведение. Отсутствие таких мотивов может привести к антиобщественному, аморальному поведению. Известны случаи, когда школьники, исходя из интересов узкого коллектива, не считаются с требованиями дисциплины, ответственности, отражающими общественные, государственные интересы. Так, при сборе металлолома некоторые школьники, стремясь занять первое место, ломали нужные вещи И приносили их в школу, уносили металлический лом, собранный их товарищами из другого класса или из другой школы. Подобные факты свидетельствуют о том, что в своей деятельности школьники не всегда руководствуются высокими общественными мотивами. При разъяснении норм и правил не следует каждое требование дисциплины долго и многословно обосновывать. Многие из них выполняются в силу подражания старшим и признания авторитета тех, кто предъявляет эти требования. Важно, чтобы нормы и правила вошли в привычку, стали внутренней потребностью. 
Купить качественный паркет из
массивной доски.     Хорошо, если разъяснительная работа не носит характера нудных нотаций и морализирования. Главное —не только разъяснять, но и повседневно приучать к выполнению этих норм и правил поведения. К сожалению, еще можно встретить учеников, которые хорошо знают правила для учащихся, но нарушают их. Разъяснение норм и правил дисциплинированного поведения, безусловно, занимает большое место в воспитательной деятельности классных руководителей. Однако нельзя ограничиваться лишь разъяснением. В приказе министра просвещения России «Об улучшении работы по воспитанию сознательной дисциплины школьников» отмечается: «Большой ущерб воспитанию сознательной дисциплины наносят попытки решать эту важную задачу путем одной только разъяснительной работы, когда у школьников не вырабатывают прочных навыков и привычек дисциплинированного поведения». Опыт школ показывает, что разъяснительная работа, направленная на усвоение правил для учащихся, достигает своей цели лишь при условии сочетания ее с приучением к дисциплинированному поведению, с выработкой навыков и привычек поведения.  
    Приучение к дисциплинированному поведению. Важнейший признак дисциплинированного человека —это наличие у него прочных навыков и привычек организованного поведения. Они вырабатываются в процессе обучения и разнообразной общественно полезной деятельности. Учащиеся приучаются к соблюдению норм и правил поведения на уроке, во время работы на пришкольных участках и в школьных мастерских, на улице, дома и в общественных местах. В задачи классного руководителя входит не только разъяснение правил для учащихся, но и приучение к их выполнению, выработка навыков дисциплинированного поведения. Достигается это не сразу, а путем длительных упражнений, показа того, как следует выполнять основные правила и нормы поведения.  
    Приучая школьников к выполнению правил поведения, классный руководитель опирается на разработанные в школе единые педагогические требования. Они становятся действительно едиными при условии, если не только классный руководитель, но и все учителя предъявляют их к учащимся. Тогда вырабатываются устойчивые навыки и привычки дисциплинированного поведения. В приучении к дисциплинированному поведению особенно велико значение учебного труда —основного вида деятельности учащихся. В процессе обучения они не только осознают важность и необходимость дисциплины, но и приобретают навыки и привычки дисциплинированного поведения. Их приучают тихо сидеть в классе, внимательно слушать учителей, не мешать товарищам, добросовестно выполнять домашние задания, организованно работать в школьных мастерских, на пришкольных участках. Достигается это не сразу и не само собой. Учителям и особенно классному руководителю надо приложить много сил и труда, чтобы приучить школьников к организованности и порядку. 
Быстрая и качественная
оценка автомобиля по выгодным ценам.     Очень важно при этом обеспечить единство требований со стороны всех учителей. Если, например, ученик опоздал на урок, ему необходимо попросить разрешение присутствовать на нем. Любой школьник не может без разрешения учителя приступить к занятиям. В школах установлена единая форма обращения к учителю ученика, пришедшего в класс после звонка. «Разрешите присутствовать на уроке»,обращается он к учителю. И лишь после разрешения садится за парту и приступает к занятиям. Не следует слишком много времени затрачивать на выяснение причин опоздания и отвлекать класс от занятий. Можно это сделать после урока в индивидуальной беседе с опоздавшим. 
    Иногда ученик, входя в класс, громко хлопает дверью. Целесообразно попросить его выйти в коридор и снова войти тихо и спокойно. Постоянное упражнение и показ того, как следует выполнять правила поведения, способствуют выработке устойчивых навыков и привычек. Особенно много сил и энергии приходится затрачивать на это в начале учебного года. За каникулы многие правила забываются, а некоторые навыки утрачиваются. Кроме того, в класс нередко приходят новые ученики из других школ. Они требуют к себе особого внимания и дополнительной работы.  
    Например, классный руководитель IX класса в начале учебного года заметил, что один из его учеников отличается большой несдержанностью в проявлении своих чувств: без причины громко смеется на уроках, с шумом носится по коридорам во время перемены, нередко вступает в драку. Беседы и внушения не помогали. Тогда классный руководитель стал давать ему поручения, требующие известной сдержанности: он назначал его дежурным в классе или в коридоре и требовал наведения порядка, соблюдения тишины.  
    Серьезное влияние на повышение дисциплины оказывают правильная организация процесса обучения, занятость и активность учащихся на уроке, познавательный интерес, увлеченность учебной работой. Некоторые учителя жалуются на плохую дисциплину во время урока, ставят об этом вопрос перед руководством школы или перед классным руководителем. А между тем главная причина недисциплинированности —это плохая организация занятий. Если урок организован плохо, проводится недостаточно продуманно, установить на нем дисциплину трудно или почти невозможно. Ученики на таком уроке ищут выхода для своей энергии в шалостях, так как они не заняты полезным делом. 
    Большие возможности для приучения к сознательной дисциплине заложены в общественно полезном труде. Работая сообща на пришкольном участке или на колхозном поле, учащиеся приучаются к организованности и согласованности своих действий. В процессе общественно полезного труда у них воспитываются прилежание, ответственное отношение к порученному делу, любовь к труду, настойчивость и умение преодолевать трудности и препятствия на жизненном пути. Например, участвуя в озеленении школьного двора, они приобретают навыки организованности и исполнительности. Посадив своими руками деревья и кустарники, они потом заботливо ухаживают за ними, охраняют их. В некоторых школах за каждым классом закрепляется определенный участок школьного сада. Учащиеся организуют уход за ним. В результате у них воспитывается чувство ответственности за порученное дело. 
Телефон
blackberry обзор полноформатного смартфона с QWERTY клавиатурой.     Конечно, не все ученики охотно выполняют общественно полезные дела и проявляют чувство ответственности за порученное. Некоторые из них под разными предлогами пытаются отказаться от поручений или стремятся кое - как, наспех выполнить работу и побыстрее сдать ее. Нередко они нарушают дисциплину и порядок, мешают работать товарищам. Преодолению этих недостатков способствуют организация социалистического соревнования, высокая требовательность при оценке результатов работы, привлечение к контролю за работой и к оценке ее самих учащихся (в том числе и недисциплинированных) и различные формы поощрения (премирование, благодарность руководителей школы и общественных организаций). В хорошо организованном труде школьники приобретают и закрепляют навыки правильного поведения, точного выполнения распоряжений педагогов и органов ученического коллектива, приучаются к взаимной ответственности, исполнительности.  
    Классный руководитель зачастую организует не только учебную и трудовую деятельность учащихся, но и коллективные прогулки, экскурсии и другие виды внеклассной работы. Обычно вне школы ученики ведут себя свободно, непринужденно. Здесь, так же как и в школе, нужно целенаправленно создавать условия для накопления ими опыта дисциплинированного поведения, для соблюдения требований дисциплины в различных жизненных ситуациях. В старших классах необходимо привлекать учащихся к общественно полезному труду вне школы (летние трудовые лагеря, благоустройство села или города, участие в сельскохозяйственных работах в колхозе или совхозе, сбор удобрений, заготовка веточного корма для животноводческой фермы и т. п.). Старшеклассники ближе знакомятся с работой взрослых и лучше уясняют значение дисциплины в жизни общества. Вместе с тем у них закрепляются навыки и привычки дисциплинированного поведения. Происходит это не стихийно. Классный руководитель старается не оставлять без внимания факты нарушения дисциплины отдельными школьниками и разъясняет им, что нарушение распоряжений бригадиров и звеньевых приводит к отрицательным последствиям. Замечания и советы, подкрепленные конкретными примерами, оставляют глубокий след в сознании школьников, приучают к организованности и дисциплинированности.  
    Навыки дисциплинированного поведения вырабатываются также в процессе выполнения общественных поручений. Например, ученик VIII класса очень увлекался спортом, но часто нарушал дисциплину и порядок на школьных вечерах, однажды ему поручили подготовить к Дню Советской Армии вечер спортивных достижений школы. Он с большим интересом отнесся к этому поручению. Ему удалось привлечь для участия в вечере разрядников и мастеров спорта, организовать интересные и разнообразные спортивные выступления. В приказе по школе этому ученику была объявлена благодарность. Ему была поручена организация спортивной работы в школе. Постепенно он втянулся в общественную работу и стал хорошим организатором.     Соблюдение режима —важное средство приучения к дисциплинированному поведению. Правильное чередование труда и отдыха повышает эффективность учебных занятий, дисциплинирует, приучает к аккуратности и честности, к выполнению работы в намеченные сроки. Режим, установленный в соответствии с требованиями гигиены, регулирует поведение школьников, приучает их к дисциплинированности, к разумной организации труда и отдыха, к порядку и аккуратности. «Весь режим школы, говорила Н. К. Крупская, вся ее налаженность необычайно влияют на дисциплину»1, А. С. Макаренко также рассматривал режим как важнейшее средство дисциплинирования. 
    При составлении режима не следует регламентировать каждый шаг. Важно приучать школьников самостоятельно распоряжаться свободным временем. Один ученик, например, может после приготовления уроков заняться любимым видом спорта, другой —чтением художественной литературы, третий —конструированием какого - либо прибора, четвертый —музыкой или рисованием. Если в режиме не будет предусматриваться свободное время, он явится чем - то тягостным, будет сковывать инициативу и самостоятельность. Режим не самоцель, а средство приучения к организованности, аккуратности и четкости в работе. Чем старше школьник, тем больше свободы в выборе занятий нужно ему предоставлять.  
    Дисциплинированию помогает также внешнее оформление класса, чистота и порядок в классном помещении. В этом отношении многое может сделать ученический коллектив. В школах принято присуждать лучшим классам вымпел за чистоту и порядок. Воспитанию дисциплинированности содействуют упражнения учащихся в организованном поведении. Можно, например, предупредить их, что при оценке результатов работы будут учитываться не только количественные показатели, но и организованность. Постепенно к контролю за поведением привлекается актив класса. Это позволяет преодолеть непослушание и приучить учащихся к дисциплинированному поведению. Многое зависит от содружества классного руководителя с родителями. Без привлечения родителей невозможно приучить школьников к утренней зарядке и к соблюдению режима дня.  
    Оценка поведения школьников. В воспитании сознательной дисциплины большое значение имеет правильная оценка поведения. Устав средней общеобразовательной школы предусматривает три оценки поведения: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». «Главным критерием оценки поведения, указывается в методическом письме «О работе классного руководителя»,является выполнение учениками своих основных обязанностей, сформулированных в Правилах для учащихся. Классный руководитель выставляет оценки поведения с учетом мнений пионерской и комсомольской организаций и ученического самоуправления. В случае выставления годовой неудовлетворительной опенки классный руководитель в соответствии с инструкцией представляет педагогическому совету мотивированное обоснование». Это помогает преодолеть субъективизм и односторонность в оценке поведения. При опенке поведения принимается во внимание не столько знание правил для учащихся, сколько умение их выполнять.     Опенка поведения обычно доводится до сведения родителей. По мере необходимости классный руководитель краткие записи о поведении учащихся вносит в дневник в конце недели. Родители знакомятся с этими записями и ставят в дневнике свою подпись. Годовая неудовлетворительная оценка по поведению выставляется лишь после решения педагогического совета школы. Классные руководители в этом случае представляют педагогическому совету мотивированное заключение о поведении ученика. В этом заключении учитывается мнение пионерской или комсомольской организации, органов ученического самоуправления. При опенке поведения школьников важно учитывать мнение ученического коллектива класса.  
    Роль детского коллектива в укреплении дисциплины. Личное воздействие классного руководителя на учащихся важно сочетать с влиянием коллектива. С этой целью вопрос о дисциплине обсуждается на ученических собраниях, в пионерских или комсомольских организациях. Па помощь классному руководителю приходят стенная и устная газеты, школьное радио. Они мобилизуют общественное мнение коллектива на борьбу с недисциплинированностью. При этом условии разъяснительная работа находит более подготовленную моральную почву и дает лучшие результаты. Серьезную помощь в борьбе за дисциплину оказывают пионерская и комсомольская организации. Чем требовательнее будут они к членам своей организации, тем легче бороться за дисциплину и порядок. Велика сила воздействия коллектива на недисциплинированных учащихся. Чувствуя неодобрение коллектива, видя осуждающие взгляды товарищей, неорганизованный ученик стремится вести себя лучше.  
    Директор одной из школ г. Свердловска рассказал о таком случае. В VIII классе состояние дисциплины с каждым днем становилось все более нетерпимым. Ученики шумели на уроках, грубили учителям. Особенно бесчинствовал Владислав В. Он сплотил вокруг себя группу недисциплинированных учеников, оказывал плохое влияние на весь класс. Молодой классный руководитель длительное время не мог найти пути к исправлению создавшегося положения. Он решил пойти на педагогическим риск и посоветовал классу выбрать этого ученика старостой. Это оказалось поспешным решением, и от него пришлось отказаться, так как Владислав и после этого оставался первым нарушителем дисциплины. Тогда классный руководитель вместе с активом подготовил закрытое комсомольское собрание. Оно прошло очень бурно. Комсомольцы критиковали товарищей. Особенно резкой критике был подвергнут Владислав. Товарищи высказали ему все, что накипело у них. Впервые Владислав почувствовал настоящую силу коллектива. На собрании наметили, как лучше выправить создавшееся положение. И вот скоро учащиеся этого класса проявили инициативу в оборудовании физического кабинета. Приказом по школе им была объявлена благодарность. Это положительно сказалось на их поведении. Изменилась к лучшему и вся обстановка в классе. В итоге усилий педагогов группа вокруг Владислава распалась, а класс стал более сплоченным. Показателем этого, в частности, является тот факт, что класс стал самостоятельно дежурить по школе, обеспечивая порядок. Так активизация деятельности классной комсомольской организации и опора на нее помогли классному руководителю улучшить дисциплину в классе.     Преодоление недисциплинированности в классе. Иногда классному руководителю приходится начинать работу с классом, в котором многие ведут себя недисциплинированно. С чего следует начинать укрепление дисциплины в таком классе? Прежде всего важно выявить причины недисциплинированности. Чаще всего недисциплинированными бывают классы, где нет организованного коллектива, где учащиеся разобщены и в них безнаказанно чувствуют себя дезорганизаторы, озорники. В таких классах факты нарушения дисциплины не встречают осуждения и отпора. Нередко причиной недисциплинированности служит разнобой в требованиях к учащимся. Один учитель слишком нетерпелив и не в меру придирчив; другой проявляет мягкотелость и с безразличием смотрит на случаи нарушения дисциплины; третий предъявляет требования лишь к отдельным ученикам. На ухудшение дисциплины влияют также частая смена учителей и классных руководителей, наличие в классе переростков, влияние улицы.  
    Зная причины недисциплинированности, можно найти эффективные меры ее преодоления. Нельзя указать универсальные, пригодные для всех методы и приемы преодоления недисциплинированностн. В различных классах приходится действовать по - разному, в зависимости от конкретных условий и обстановки. 
    Начиная работу в недисциплинированном классе, важно сосредоточить внимание на наиболее важных и самых необходимых требованиях соблюдения правил поведения. Их надо не только разъяснять, но и требовать неукоснительного выполнения, приучать школьников к их соблюдению. Например, если в классе часты прогулы и опоздания на уроки, усилия учителей и детского коллектива следует направить на преодоление этих нарушений. Если в классе многие не выполняют домашних заданий, внимание классного руководителя и ученического коллектива направляется на усиление действенного контроля за выполнением домашних заданий.  
    Для установления делового контакта с учащимися и изучения их классный руководитель уже в первые недели учебного года может провести экскурсии, организовать совместную работу по благоустройству класса. Повышению дисциплины в классе содействует также выдвижение интересных увлекательных перспектив (подготовка к походу, экскурсии, организация какой - либо массовой игры, подготовка к празднику и т. п.). На основе общего увлекательного дела легче установить контакт с учащимися, выявить актив, заинтересовать коллективной работой. Преодолению недисциплинированности способствуют также атмосфера единых и высоких требований к учащимся со стороны учителей, активное участие пионерской и комсомольской организаций в дисциплинировании и сплочении классного коллектива. Нередко даже в хороших классах можно встретить недисциплинированных учеников. Они мешают нормально заниматься и отрицательно влияют на остальных. Наиболее распространенные случаи нарушения дисциплины —это опоздание на урок, недобросовестное отношение к выполнению учебных и трудовых заданий, разговоры во время уроков, подсказывание и списывание, нарушение порядка во время перемен, порча школьного имущества. 
Юбилейные монеты России 1997-2011 описание и цены.     Одна из причин недисциплинированности — это безнаказанность и безответственность. Задача классного руководителя —направить против нарушений дисциплины общественное мнение коллектива. Там, где факты нарушения дисциплины вызывают возмущение коллектива, нарушители дисциплины и порядка, как правило, подчиняются общим требованиям. В ряде случаев недисциплинированность порождается излишней резкостью педагогов, их оскорбительными замечаниями. Там, где соблюдается педагогический такт, гораздо реже встречаются случаи нарушения дисциплины. 
    Нарушителями дисциплины часто бывают наиболее активные и энергичные ученики. Они скорее видят недостатки в работе учителей, и часть из них становится на путь озорства. Классному руководителю следует включать их в жизнь и деятельность ученического коллектива —давать интересные поручения и задания. 
В отдельных случаях ученик умышленно нарушает дисциплину. Ему хочется привлечь к себе внимание товарищей, чем - то выделиться. В учении, труде и занятиях спортом он не имеет успехов, да и стараний у него нет. Он начинает нарушать порядок. По отношению к таким школьникам нужны меры общественного воздействия. Если ученик ради озорства разбил стекло или умышленно повредил какое - то учебное пособие, надо перед всем коллективом показать, какой ущерб причинил он школе, своим товарищам и самому себе. 
    Некоторые ученики нарушают дисциплину потому, что не научились преодолевать трудности в учебных занятиях, не умеют сосредоточиться, не могут противостоять различным соблазнам (например, увлекаются в ущерб учебным занятиям футболом, шахматами, чтением приключенческой литературы, телепередачами и т. п.). В результате они не выполняют домашних заданий, невнимательны на уроке, не слушают объяснения учителей. При помощи детского коллектива и родителей следует приучить таких учеников к систематической и усидчивой учебной работе, научить правильно распределять свое время. 
Нарушения дисциплины могут быть вызваны и незнанием норм и правил школьной жизни, непониманием требований дисциплины, неумением вести себя в школе, на улице, в общественных местах. В таких случаях должна быть усилена разъяснительная работа в классе, большое внимание следует уделять выработке привычек дисциплинированного поведения. 
    При выборе мер воздействия следует учитывать не только характер совершенного проступка, но и особенности ученика, совершившего этот проступок. Один ученик может изменить свою поведение лишь под влиянием категорических требований, решительных мер воздействия. На другого же может повлиять только доброжелательное отношение, ласковое слово, заботливое участие. Третий может исправиться в результате перевода в хорошо организованный класс.     Нередко можно встретить учеников, которые хорошо знают правила для учащихся, но не желают их выполнять, ведут себя развязно, не считаются с учителями. Методы словесного воздействия на них обычно не действуют. Более действенными в таких случаях будут наказания, высокая требовательность педагогического коллектива. Обсуждение поведения таких учащихся на заседаниях педагогического совета, предупреждение о возможном исключении из школы являются также мерами воздействия. Однако не следует рассматривать недисциплинированных учеников как неисправимых. Надо постоянно показывать им реальные пути преодоления недисциплинированности и помогать им в этом. 
    В целях преодоления недисциплинированности необходимо приучать учащихся к исполнительности и точности. Однако точность исполнения распоряжений учителя не исключает разумной инициативы. Чем старше ученик, тем больше нужно поощрять его инициативу и самостоятельность. Чрезмерная опека иногда вызывает желание действовать наперекор. 
Нередко родители уделяют своим детям внимание лишь после того, как они совершат какой - либо серьезный проступок. А до этого они снисходительно относятся к их капризам и прихотям, не проявляют необходимой требовательности. Все это часто приводит к распущенности и разболтанности школьника. Некоторые родители показывают детям примеры отрицательного поведения, допускают грубость, сквернословие, пьянство. В таких случаях нужно бороться за оздоровление семейного быта, прибегать к помощи общественных организаций предприятий и учреждений, где работают эти родители. 
    Было бы неправильно всю воспитательную деятельность свести лишь к преодолению недисциплинированности у учащихся. Не менее важна профилактическая работа, направленная на предупреждение нарушений дисциплины и порядка. Большинство учеников обычно не допускают серьезных отклонений от принятых норм поведения. Есть ученики, которые вообще не нарушают правила для учащихся и ведут себя хорошо. Но это не означает, что им не нужно разъяснять нормы и правила дисциплинированного поведения, что не нужно приучать к дисциплине. И примерные ученики нуждаются в воспитании. Если школьник не усвоит твердо нормы и правила общественного поведения, если у него не будут выработаны устойчивые привычки соблюдения дисциплины в школе, в общественной жизни, в быту, он будет и потом нарушать правила социалистического общежития. Поэтому опытные классные руководители стремятся всех учеников воспитывать в духе сознательной дисциплины, умело и настойчиво приучают их к дисциплинированному поведению.{full}

Постоянный  адрес страницы:

Информация о работе Детское образование