Роль органов местного самоуправления в регулировании социальной защиты населения в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 13:22, курсовая работа

Краткое описание

Конституция РФ (ч. 2 ст. 7) наряду с гарантиями охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан закрепляет систему социальных служб и гарантий социальной защиты. Российское законодательство, в целях определения особенностей правового положения органов социальной защиты, для каждого из них закрепляет порядок формирования, функции, полномочия, внутреннюю структуру, организационно – правовые формы. Среди указанных черт, характеризующих правовое положение органов социальной защиты, особая роль принадлежит полномочиям, посредством которых «государство уполномочивает его осуществлять определенные задачи и функции»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ……………………………….5
1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения…………………………………………………………………………..5
1.2 Нормативно-правовые основы социальной защиты населения……15
1.3 Финансовые основы социальной защиты населения……………….17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХОТУРСКИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………20
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

докучаева курсовая .doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

Тема: «Роль органов местного самоуправления в регулировании социальной защиты населения в современных условиях (на примере МО, ГО)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ……………………………….5

1.1 Сущность, направления и функции  социальной защиты населения…………………………………………………………………………..5

1.2 Нормативно-правовые основы социальной  защиты населения……15

1.3 Финансовые основы социальной  защиты населения……………….17

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ВЕРХОТУРСКИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ…………………………………………………20

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………….29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..39

 

 
 
ВВЕДЕНИЕ 

Конституция РФ (ч. 2 ст. 7) наряду с гарантиями охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан закрепляет систему социальных служб и гарантий социальной защиты. Российское законодательство, в целях определения особенностей правового положения органов социальной защиты, для каждого из них закрепляет порядок формирования, функции, полномочия, внутреннюю структуру, организационно – правовые формы. Среди указанных черт, характеризующих правовое положение органов социальной защиты, особая роль принадлежит полномочиям, посредством которых «государство уполномочивает его осуществлять определенные задачи и функции». Оттого насколько полно закрепляются в нормах права полномочия органов социальной защиты, во многом зависит четкость и эффективность работы всей системы.

В настоящее время среди отечественных ученых существуют различные точки зрения относительно понятия полномочия государственных органов или органов местного самоуправления. При этом дискуссия в основном ведется вокруг соотношения трех терминов: полномочия, компетенция и функции органа. По мнению одних ученых полномочия и компетенция органов - тождественные понятия, они определяются как «совокупность полномочий или прав органа государства», другие под полномочием органа власти понимают «совокупность прав и обязанностей», третьи – не только права и обязанности, но и определенный круг деятельности государственного органа – «круг задач», четвертые – «предметы его ведения».

Таким образом, компетенция органов местного самоуправления в области социальной защиты граждан представляет собой совокупность их полномочий и функций в данной сфере жизнедеятельности. Компетенцию любого органа управления, как правило, определяют как юридическое выражение совокупности функций и полномочий органа в соответствующей сфере общественной жизни.

Именно поэтому целью данной работы является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения в муниципальном образовании.

Объект изучения – деятельность органов местного самоуправления; предмет изучения – особенности деятельности социальной поддержки населения муниципального образования.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

– изучить теоретико-методологические основы социальной защиты населения в РФ;

– проанализировать деятельность учреждений социальной защиты населения городского округа Верхотурский Свердловской области ;

– предложить направления совершенствования социальной защиты населения.

Эмпирической базой исследования являются статистические данные, предоставленные администрацией ГО Верхотурский и Управлением социальной политики Верхотурского района.

Поставленные цель и задачи достигаются при помощи таких методов исследования как методы изучения документов, нормативно-правовых актов, сравнительного анализа, наблюдения, обобщения.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ

 

1.1 Сущность, направления и функции  социальной защиты населения

 

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1 .

Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект2.

Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль, включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев и т. д.3

Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики РФ, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан 4.

Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам, а также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований 5.

Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя:

– социальное обеспечение;

– социальное страхование;

– социальную поддержку (помощь).

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности .

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе.

Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный  доход семьи ниже прожиточного  минимума;

2) оказание материальной помощи  населению в экстремальных условиях;

3) содействие адаптации социально  уязвимых групп населения к  условиям рыночной экономики.

Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты);

2) натуральная помощь (топливо, продукты  питания, одежда, обувь, медикаменты  и другие виды натуральной  помощи) .

Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и(или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования:

1) пенсионное страхование;

2) социальное страхование на случай временной нетрудоспособности;

3) социальное страхование от  несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний;

4) медицинское страхование.

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении.

Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.

Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:

1. организация пенсионного обслуживания  и обеспечения пособиями;

2. социальное обслуживание;

3. медико-социальная экспертиза;

4. реабилитация инвалидов и оказание  протезно-ортопедической помощи;

5. социальная помощь семье и  детям;

6. подготовка законодательства  по социальной защите населения;

7. внешнеэкономическое и международное  сотрудничество;

8. разработка положений по основам социальной политики;

9. анализ и прогноз уровня  жизни различных категорий населения;

10. подготовка рекомендаций для  разработки региональных социальных  программ;

11. разработка социальных нормативов  и т. д..

Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:

1. обеспечение и решение производственно-экономических  задач;

2. плановую и финансово-экономическую  деятельность;

3. создание различных фондов социальной помощи;

4. решение экономических проблем  и др.

Функции трудового коллектива:

а) производственно-экономическая;

б) политическая;

в) управленческая;

г) социальная;

д) воспитательная.

Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий»6.

Социальными функциями трудового коллектива являются:

1. совершенствование материальных  и культурных условий жизни  людей;

2. развитие социальной структуры  коллектива;

3. улучшение отношений внутри  коллектива;

4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;

Информация о работе Роль органов местного самоуправления в регулировании социальной защиты населения в современных условиях