Регулирование инвестиционной деятельности в муниципальном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики муниципального образования.
Дополнительную актуальность исследованию придает расширившееся использование технологий муниципального стратегического планирования. Вследствие несовершенства межбюджетных отношений муниципальные образования, имеющие «бюджеты выживания», вынуждены осуществлять поиск необходимых для реализации принятых концепций своего комплексного социально-экономического развития в рамках проведения местной инвестиционной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и нормативно-правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях 5
2. Инвестиционная деятельность в муниципальных образованиях: современное состояние и проблемы реализации 15
3. Пути совершенствования системы регулирования инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

экономика муниципального сектора.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

- доходный подход - совокупность методов оценки  стоимости объекта, основанных  на определении ожидаемых от  него доходов.

Метод оценки - способ расчета стоимости объекта  оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Величину стоимости  объектов городской недвижимости необходимо знать для:

- осуществления  аренды и купли-продажи объектов;

- определения  налогооблагаемой базы;

- решения вопросов  ипотечного кредитования;

- осуществления  объективной приватизации;

- привлечения  внешних (в том числе иностранных)  инвестиций.

Например, земля - территориально-пространственный базис  для размещения строительства, поэтому  инвестору необходимо учитывать  ее стоимость при оценке эффективности  инвестиций, городской администрации - при планировании и контроле поступлений в городской бюджет.

Земля на современном  этапе развития городов является перспективным источником дохода бюджетов различного уровня, в том числе  и муниципального. Поэтому упорядочение землепользования, а также использования других объектов городской недвижимости, является важным направлением расширения инвестиционных возможностей города.

С точки зрения привлечения инвесторов важную роль играет совершенствование процесса осуществления операций с недвижимостью (согласование, утверждение, регистрация и т.д.) В настоящее время для оформления операций с недвижимостью требуются сроки, исчисляемые месяцами, иногда - до года. Такая ситуация способствует процветанию многочисленных посреднических структур, развитию «теневого» рынка с крупными оборотами в обход бюджета.

Поэтому важной задачей для органов местного самоуправления является совершенствование  управления городской недвижимостью.

Одним из направлений  совершенствования управления недвижимостью  является создание компьютеризированных кадастров, позволяющих вести учет всех объектов городской недвижимости.

Кадастр (от франц. лист, реестр) - систематизированный, официально составленный на основе периодических  или непрерывных наблюдений свод основных сведений об экономических ресурсах страны. Наиболее известны водный и земельный кадастры.

Компьютеризированные  кадастры, как банки данных об объектах городской недвижимости, уже создаются  и применяются в ряде российских городов.

 

3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

 

3.1. Инвестиционные потребности муниципалитетов.

Инвестиционные  проекты муниципальных образований  можно разделить на два типа:

1. Неокупаемые проекты (некоммерческие), реализация которых не предполагает получения денежных средств, но возможна экономия бюджетных средств.

2. Частично окупаемые  проекты, в результате реализации  которых планируется получение  денежных средств, но эти средства  не покроют всю сумму затрат  на строительство и содержание объекта в течение срока его эксплуатации.

В последнем  случае возникают следующие вопросы: кто будет управлять проектом и заниматься сбором денежных средств, поступающих в результате его  реализации; будет ли данная работа проводится эффективно?

В случае если такая услуга окажется платной (т. е. возникнет необходимость отслеживать не только сам факт, но и объем предоставления услуги), целесообразно передать ее администрирование частному бизнесу.

Коммерческими проектами должен заниматься коммерческий сектор. Бюджетные средства должны направляться на реализацию тех инвестиционных проектов, которые улучшают качество жизни населения и качество бизнес-среды и не могут быть осуществлены частными структурами или реализованы без софинансирования расходов со стороны органов власти.

Можно выделить 3 основных источника финансирования инвестиционных потребностей муниципалитета:

1) средства муниципального  бюджета, в том числе заемные,  и/или вышестоящих бюджетов;

2) прямые инвестиции  и различные формы (муниципального) сотрудничества;

3) средства организаций  различных форм собственности,  в случае если проект может  генерировать доходы (как, например, проекты в области жилищно-коммунального  хозяйства).

С одной стороны, муниципалитет заинтересован уменьшить  объем расходов бюджета, переложив по возможности бремя развития инфраструктуры на плечи частных инвесторов. С другой стороны, учитывая, что доходы от большинства инфраструктурных проектов формируются за счет тарифов, в том числе платежей населения, муниципалитет должен учитывать социальные последствия повышения тарифов (в результате введения в них инвестиционной составляющей).

Задача выбора источника финансирования проекта  не должна рассматриваться муниципалитетом  в качестве самостоятельной задачи, поскольку является частью общей задачи - подготовки бизнес-плана проекта, в том числе разработки его финансовой модели и схемы финансирования.

3.2. Муниципальные заимствования.

Привлечение заимствований  оправданно, если привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов, которые не могут быть осуществлены частным бизнесом. Если же не хватает средств на текущие расходы, то необходимо сокращать их объем, поскольку перекладывать на будущие поколения обеспечение «проедаемых» сегодня текущих расходов неприемлемо.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, расходы бюджета делятся  на текущие и капитальные.

В соответствии с п. 2 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ текущие расходы бюджета не могут  превышать доходы бюджета. Разница  между расходами (сумма текущих  и капитальных расходов) и доходами бюджета называется дефицитом (профицитом) бюджета. Таким образом, п. 2 ст. 92 требует, чтобы за счет увеличения дефицита бюджета финансировались не текущие, а капитальные расходы.

Статьей 96 Бюджетного кодекса РФ оговорены следующие  источники финансирования дефицита местного бюджета:

- муниципальные  облигационные займы;

- кредиты кредитных  организаций;

- кредиты бюджетов  других уровней бюджетной системы;

- поступления  от продажи имущества;

- изменение  остатков на счетах.

Очевидно, что  на счетах муниципального образования никогда не будет постоянного резерва, сопоставимого с объемом финансирования инвестиционного проекта или инвестиционной программы (адресной программы капитальных вложений) как совокупности инвестиционных проектов.

Поступления от продажи имущества - единовременный источник финансирования, который нельзя рекомендовать для системного (ежегодного) покрытия дефицита, поскольку он связан с уменьшением активов муниципального образования.

Кредиты других уровней бюджетной системы предоставляются, как правило, с целью покрытия кассовых разрывов на срок не больше 1 года и не используются как источник финансирования инвестиционной программы. Кроме того, с точки зрения Министерства финансов РФ, объем предоставляемых бюджетных кредитов будет постепенно сокращаться, так как функцию кредитования регионов и муниципалитетов возьмет на себя рынок.

Таким образом, муниципальное образование, принявшее  решение реализовать проект и  не рассчитывающее на помощь региона, встает перед выбором: накопить необходимый объем средств или взять в долг.

Как правило, поскольку  строительств объекта требует времени, а потребность нем ощущается  остро, муниципальное образование  принимает решение занять недостающие  средства. Поэтому в качестве основного  источника финансировать - дефицита бюджета следует рассматривать облигационные займы и кредиты кредитных организаций.

3.3. Финансовое положение муниципалитетов.

На финансовое состояние муниципальных образований  в Российской Федерации оказала  значительное влияние реформа местного самоуправления. Ведущую роль в структуре доходов бюджетов всех рассмотренных муниципалитетов играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов.

В 2010 г. в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России создано более 24 тыс. муниципальных образований. Итоги первого полугодия работы органов местного самоуправления в новых условиях свидетельствуют о недостаточной финансовой автономии большинства муниципалитетов, понимаемой как их способность самостоятельно в пределах своей компетенции распоряжаться доходами, полученными из стабильных и предсказуемых источников. По информации Министерства финансов РФ, 80% муниципальных образований в Российской Федерации дотируются более чем на 80%.

Анализ итогов исполнения местных бюджетов за первое полугодие 2010 г. позволяет сделать вывод, что положение большинства муниципальных районов и городских округов в результате муниципальной реформы как минимум не ухудшилось. При этом большинство вновь образованных поселений оказались фактически лишены финансовой самостоятельности: их зависимость от финансовой помощи в первом полугодии 2010 г. превысила 90%,

Безвозмездные перечисления в настоящее время  распределяются между местными бюджетами  в основном по единым формализованным методикам, утвержденным региональными законами. Но при этом объемы фондов, из которых распределяются безвозмездные перечисления, утверждаются ежегодно законами о бюджете субъекта Федерации и муниципальных образований. Это снижает качество перспективного финансового планирования, осуществляемого органами местного самоуправления муниципальных образований всех типов.

Значительная  часть трансфертов целевого характера  в бюджеты муниципалитетов из фондов софинансирования муниципальных расходов и фондов муниципального развития в настоящее время распределяется фактически по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вследствие этого органы местного самоуправления, проводя самостоятельную инвестиционную политику, ограничены в возможностях определять конкретные объемы для инвестирования на своей территории.

Таким образом, в результате реформы местного самоуправления во многих МО РФ сложилось затруднительное  финансовое положение.

Для повышения  бюджетной обеспеченности и фискальной автономии муниципальных образований необходимо увеличить в местных бюджетах долю доходов, получаемых из стабильных и предсказуемых источников. Эту задачу можно решить путем передачи в местные бюджеты на постоянной основе части доходов от федеральных налогов. В ближайшие годы планируется ввести в действие систему учета розничной продажи алкогольной продукции. Это позволит закрепить за местными бюджетами часть доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.

Необходимо  повысить прогнозируемость безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов, доля которых в бюджетах муниципальных образований очень велика. Субъектам Федерации при осуществлении среднесрочного финансового планирования следует, кроме основных бюджетных показателей, рассчитывать также величину фондов финансово помощи муниципальным образованиям.

Для повышения  уровня фискальной автономии МО, а  значит, увеличения возможностей для  их заимствований, органам государственной  власти субъектов РФ следует увеличить  объем нецелевой финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, сократив межбюджетные трансферты, имеющие целевой характер. Безвозмездные перечисления нецелевого характера относятся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к собственным доходам бюджета. Направления использования собственных доходов муниципалитет вправе определять самостоятельно в пределах своей компетенции, в том числе направлять их на обслуживание и погашение муниципального долга.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее  время бюджетная самостоятельность  местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.
  3. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.2003 ( в редакции ФЗ № 22-ФЗ от 2.01.2004г).
  4. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493.
  5. Антипова О.К. вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9.
  6. Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2009. № 12.
  7. Болюх А.Я., Шахов А.О., Силкин В.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2010. 264 с.
  8. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2010. № 3.
  9. Гущин В.В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. 624 с.
  10. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2011. № 9.
  11. Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2010. № 3.
  12. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2008. 160 с.
  13. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. 432 с.
  14. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М., 2009.  418 с.
  15. www.economy.gov.ru – официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
  16. www.gks.ru - официальный сайта Госкомстата.
  17. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности в муниципальном секторе