Регулирование инвестиционной деятельности в муниципальном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 13:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики муниципального образования.
Дополнительную актуальность исследованию придает расширившееся использование технологий муниципального стратегического планирования. Вследствие несовершенства межбюджетных отношений муниципальные образования, имеющие «бюджеты выживания», вынуждены осуществлять поиск необходимых для реализации принятых концепций своего комплексного социально-экономического развития в рамках проведения местной инвестиционной политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические и нормативно-правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях 5
2. Инвестиционная деятельность в муниципальных образованиях: современное состояние и проблемы реализации 15
3. Пути совершенствования системы регулирования инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Вложенные файлы: 1 файл

экономика муниципального сектора.doc

— 300.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

.

ВВЕДЕНИЕ          3

1. Теоретические  и нормативно-правовые основы  регулирования  инвестиционной  деятельности в муниципальных образованиях   5

2. Инвестиционная  деятельность в муниципальных  образованиях: современное состояние  и проблемы реализации    15

3. Пути совершенствования  системы регулирования инвестиционной  деятельности на территории муниципальных образований 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правильная  экономическая политика государства  является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.

В настоящее  время бюджетная самостоятельность  местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

Одной из важнейших тенденций в  мировой практике управления муниципалитетами является растущая конкуренция городов. Вопрос о привлекательности города решают такие группы заинтересованных лиц, как жители, предприниматели, инвесторы, посетители. Эти «потребители» городов (как реальные, так и потенциальные) предъявляют высокие требования к качеству среды жизнедеятельности. Предприниматели и инвесторы оценивают такие факторы, как качество рабочей силы, экономическая структура, местная база знаний, налоговый и инвестиционный климат (особенно уровень местных налогов), телекоммуникации, международная доступность, близость рынков и наличие финансовых ресурсов.

Эти и другие параметры значительно  влияют на поведение фирм при их размещении. Необходимым условием экономического развития является также качество жизненной  среды. Такие атрибуты, как услуги населению, жилищные условия, наличие  рекреативных зон и инфраструктуры отдыха, социальный климат и безопасность и др. также становятся критическими факторами размещения, причем весомость этих факторов значительно изменяется в процессе глобализации и интеграции, обусловленных экономической реструктуризацией и информатизацией.

Эта тенденция требует от органов  местного самоуправления уделять больше внимания вопросам социально-экономического развития. Комплексное социально-экономическое  развитием муниципального образования  представляет собой качественное изменение  жизни населения муниципального образования, вызванное целенаправленными действиями органов государственной власти и местного самоуправления и выражающееся в росте реальных доходов населения, связанного с улучшением конкурентных преимуществ и финансовых результатов деятельности всех хозяйствующих субъектов муниципального образования, росте качества, количества и ассортимента предоставляемых на территории муниципального образования благ и услуг и улучшении их распределения.

Все без исключения составляющие развития муниципального образования (а их три – экономический рост, достижение комплексности развития и социальной справедливости) напрямую связаны с инвестиционной деятельностью. Таким образом, вопрос развития выражается в формировании стратегии развития и создании на ее основе эффективной модели управления инвестициями муниципальным образованием в лице органов местного самоуправления или непосредственно населения, что требует выделения факторов развития.

Цель работы: определить сущность и роль инвестиционной политики муниципального образования.

Дополнительную  актуальность исследованию придает  расширившееся использование технологий муниципального стратегического планирования. Вследствие несовершенства межбюджетных отношений муниципальные образования, имеющие «бюджеты выживания», вынуждены осуществлять поиск необходимых для реализации принятых концепций своего комплексного социально-экономического развития в рамках проведения местной инвестиционной политики.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ
    1. Понятие, виды и источники инвестиции муниципального образования.

Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции принято делить на портфельные и реальные.

Портфельные (финансовые) инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий.

Реальные инвестиции – средства, направляемые как в основной, так и оборотный капитал.

Составные части инвестиций можно представить следующей  схемой:

Рис. 1. Основные составляющие инвестиций






Инвест

 

 

 

По источникам финансирования инвестиций различаются:

  • государственные, образуемые из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников;
  • иностранные - вкладываемые иностранными инвесторами, др. государствами, иностранными банками, компаниями, предпринимателями;
  • частные, образуемые из средств частных, корпоративных предприятий и организаций, граждан, включая как собственные, так и привлеченные средства.
  • Совместные, финансируемые из различных (вышеназванных) источников

Увеличение инвестиции означает рост потребления в будущем. Инвестиции повышают эффективность хозяйствования и создают основу для роста  доходов. Они могут оказаться  также и нерациональными. Чаще всего  это происходит в отношении государственных  бюджетных ассигновании и льготных долгосрочных кредитов. Хотя и частные инвестиции сопряжены с риском и должны все время приспосабливаться к новым потребностям.

Проблемы соотношения  государственных и частных инвестиции требуют своего решения. Различают  также инвестиции:

Нефинансовые – не денежные инвестиции в форме вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в проект инвестиционный, в предприятие, в бизнес.

Прямые инвестиции, те, которые вкладываются:

  • в реальные активы, в производство и сбыт определенного вида продукции.
  • в материально-вещественные виды экономической деятельности.

Портфельные - инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг.

Инновационные инвестиции – это одна из форм реального инвестирования, осуществляемая с целью внедрения уже созданных технологических инноваций в операционную деятельность предприятия. Инновационные инвестиции осуществляются предприятием в двух основных формах:

  • путем приобретения готовой научно-технической продукции (патентов на открытия и изобретения; ноу-хау);
  • путем разработки новой научно-технической продукции самим предприятием или по его заказу.

Венчурные инвестиции – операции по финансированию научно-исследовательских разработок и изобретений. Эти инвестиции характеризуются повышенной степенью риска.

Субъектами  инвестиционной деятельности могут  выступать:

  • государственные органы управления;
  • местные органы управления;
  • финансово-кредитные институты;
  • коммерческие организации;
  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные юридические и физические лица.

Субъекты управления инвестициями в агрегированном виде можно представить следующим  образом:

  • собственники;
  • государство;
  • иностранные инвесторы.

В развитой рыночной экономике ведущим инвестором является частный сектор. Российская экономика  отличается значительной долей государственных инвестиций и инвестиций, основанных на смешанной собственности.

 

 

 

Рис.2. Классификация инвестиций по отдельным признакам


 


 

 



 

 

 

 

 

 

Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются:

  • вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды;
  • ценные бумаги;
  • научно-техническая продукция;
  • имущественные права;
  • права на интеллектуальную собственность

 

 

Рис. 3. Финансовые источники, виды и объекты инвестиций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Увеличение  инвестиций означает рост потребления  в будущем. Инвестиции повышают эффективность  хозяйствования и создают основу для роста доходов. Они могут  оказаться также нерациональными, поскольку сопряжены с финансовым риском.

Основная проблема оживления инвестиционной деятельности заключается в том, что из-за высокой инфляции, тяжелого бремени налогов, высоких ставок банковских процентов (на средне - и долгосрочные кредиты), предприятия остались практически без источников финансирования своего развития.

1.2. Нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности.

В научной литературы высказана точка зрения о существовании  особой отрасли права – инвестиционного  как «совокупности юридических  норм, регулирующих инвестиционные отношения», что вызывает возражения.

Проблема членения системы права на отрасли рассматривалась  при определении предпринимательского права. Отрасль права есть система  органично связанных между собой  норм, регулирующих самостоятельную  качественно своеобразную сферу  общественных отношений с помощью присущего ей специфичного метода. Нормы права, регулирующие инвестиционную деятельность, таким требованиям не отвечают, и ее нормативно-правовую основу составляет не отдельная отрасль права, а не инвестиционное законодательство – законы и подзаконные акты.

Естественно, основную роль в регулировании инвестиционной деятельности играют входящие в первую классификационную группу специальные  инвестиционные законы. Именно в них  прежде всего пытаются найти субъекты инвестиционной деятельности ответы на возникающие у них вопросы, что сделать подчас не просто ввиду отсутствия единства этих законов.

Во-первых, разными  законами регулируются инвестиции отечественные  и иностранные, хотя иностранные  инвестиции полностью обособлены, лишь находясь за рубежом. После пересечения таможенной границы Российской Федерации они, как правило, продолжают движение, реально инвестируются в какие-то объекты деятельности на территории России наряду с отечественными инвестициями и потому законодательное регулирование инвестиционной деятельности. Начиная с понятий аппарата, призвано максимально способствовать сближению, интеграции отечественных и иностранных инвестиций, для чего необходим единый сбалансированный правовой механизм, наглядно в сравнении показывающий общее особенное в правовом регулировании отечественных и иностранных инвестиций.

Во-вторых, определенные трудности вызывает и то обстоятельство, что разными законами регулируются отдельные формы отечественной  инвестиционной деятельности, в частности  капитальные вложения. Ведь одни и те же субъекты нередко осуществляют многообразную инвестиционную деятельность, подпадавшую одновременно под различные законы, что порождает искусственные бюрократические трудности в практике инвестирования, в поиске ответа на вопрос, каким же все-таки законом надо руководствоваться в сложившейся ситуации.

В-третьих, в  Федеральном законе 1999г. Об инвестиционной деятельности предпринята попытка  решить вопрос о его соотношении  с более общим актом – Законом  РСФСР 1991г. Об инвестиционной деятельности. Указано, что последний «утрачивает силу в части норм, противоречащих закону» (ст.21). В каких положениях Закона РСФСР 1991г. Об инвестиционной деятельности следует искать противоречия, и в чем они хотя бы ориентировочно могут состоять, в Федеральном законе 1999г. Об инвестиционной деятельности не говорится. По правилам законодательной техники следовало при разработке проекта названного федерального закона одновременно подготовить и законопроект о признании утратившими силу конкретных норм Закона РСФСР 1991г. ввиду их противоречия новому федеральному закону.

Вывод очевиден: инвестиционное законодательство нуждается  в неотложной кодификации, создании единого обновленного федерального закона, например инвестиционного кодекса  РФ. Пока же российскими законами об инвестиционной деятельности надо пользоваться предельно внимательно, тщательно изучая и сопоставляя его нормы.

Воздействие государства  на инвестиционную деятельность ввиду  особой ее важности для граждан, общества и государства более многообразно и конкретно, чем в отношении других видов предпринимательства.

Актуальность  защиты прав инвесторов обусловлена  прямой зависимостью, существующей между  объемом инвестиций, вкладываемых в  объекты деятельности, и степенью защиты прав инвесторов. При отсутствии должной защиты потенциальные инвесторы не рискуют вкладывать средства в инвестиции, а при ее ослаблении поток инвестиций уменьшается или прекращается вовсе.

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности в муниципальном секторе