Регулирование инвестиционной деятельности в муниципальном секторе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Правильная экономическая политика государства является залогом успешного развития страны в целом, немаловажной её составляющей является и инвестиционная политика. Государство здесь выступает во многих ролях: кредитора, гаранта, законодателя, регулятора и многих других.
В настоящее время бюджетная самостоятельность местного самоуправления федеральным центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические и нормативно-правовые основы регулирования инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях 6
1.1 Понятие, виды и источники инвестиций муниципального образования. 6
1.2 Нормативно-правовая основа инвестиционной деятельности 12
ГЛАВА 2. Инвестиционная деятельность в муниципальных образованиях: современное состояние и проблемы реализации 18
2.1 Основные принципы инвестиционной политики муниципальных образований 18
2.2 Инвестиционная политика муниципального образования на примере города Пскова 25
2.2.1. Инвестиционный климат города Пскова 25
2.2.2. Органы власти, ответственные за разработку муниципальной инвестиционной политики города 28
ГЛАВА 3. Пути совершенствования системы регулирования инвестиционной деятельности на территории муниципальных образований 36
3.1. Инвестиционные потребности муниципалитетов 36
3.2. Муниципальные заимствования 37
3.3. Финансовое положение муниципалитетов 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Ремизова_10_Вариант.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

     Задача  выбора источника финансирования проекта  не должна рассматриваться муниципалитетом  в качестве самостоятельной задачи, поскольку является частью общей  задачи - подготовки бизнес-плана проекта, в том числе разработки его  финансовой модели и схемы финансирования.

3.2. Муниципальные заимствования

     Привлечение заимствований оправданно, если привлеченные средства направляются на реализацию инфраструктурных проектов, которые  не могут быть осуществлены частным  бизнесом. Если же не хватает средств на текущие расходы, то необходимо сокращать их объем, поскольку перекладывать на будущие поколения обеспечение «проедаемых» сегодня текущих расходов неприемлемо.

     Согласно  Бюджетному кодексу РФ, расходы бюджета  делятся на текущие и капитальные.

     В соответствии с п. 2 ст. 92 Бюджетного кодекса РФ текущие расходы бюджета не могут превышать доходы бюджета. Разница между расходами (сумма текущих и капитальных расходов) и доходами бюджета называется дефицитом (профицитом) бюджета. Таким образом, п. 2 ст. 92 требует, чтобы за счет увеличения дефицита бюджета финансировались не текущие, а капитальные расходы.

     Статьей 96 Бюджетного кодекса РФ оговорены  следующие источники финансирования дефицита местного бюджета:

     - муниципальные облигационные займы;

     - кредиты кредитных организаций;

     - кредиты бюджетов других уровней  бюджетной системы;

     - поступления от продажи имущества;

     - изменение остатков на счетах.

     Очевидно, что на счетах муниципального образования  никогда не будет постоянного  резерва, сопоставимого с объемом финансирования инвестиционного проекта или инвестиционной программы (адресной программы капитальных вложений) как совокупности инвестиционных проектов.

     Поступления от продажи имущества - единовременный источник финансирования, который нельзя рекомендовать для системного (ежегодного) покрытия дефицита, поскольку он связан с уменьшением активов муниципального образования.

     Кредиты других уровней бюджетной системы  предоставляются, как правило, с  целью покрытия кассовых разрывов на срок не больше 1 года и не используются как источник финансирования инвестиционной программы. Кроме того, с точки зрения Министерства финансов РФ, объем предоставляемых бюджетных кредитов будет постепенно сокращаться, так как функцию кредитования регионов и муниципалитетов возьмет на себя рынок.

     Таким образом, муниципальное образование, принявшее решение реализовать  проект и не рассчитывающее на помощь региона, встает перед выбором: накопить необходимый объем средств или  взять в долг.

     Как правило, поскольку строительств объекта  требует времени, а потребность нем ощущается остро, муниципальное образование принимает решение занять недостающие средства. Поэтому в качестве основного источника финансировать - дефицита бюджета следует рассматривать облигационные займы и кредиты кредитных организаций.

3.3. Финансовое положение муниципалитетов

     На  финансовое состояние муниципальных  образований в Российской Федерации  оказала значительное влияние реформа  местного самоуправления. Ведущую роль в структуре доходов бюджетов всех рассмотренных муниципалитетов играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов.

     В 2010 г. в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в России создано более 24 тыс. муниципальных образований. Итоги первого полугодия работы органов местного самоуправления в новых условиях свидетельствуют о недостаточной финансовой автономии большинства муниципалитетов, понимаемой как их способность самостоятельно в пределах своей компетенции распоряжаться доходами, полученными из стабильных и предсказуемых источников. По информации Министерства финансов РФ, 80% муниципальных образований в Российской Федерации дотируются более чем на 80%.

     Анализ  итогов исполнения местных бюджетов за первое полугодие 2010 г. позволяет сделать вывод, что положение большинства муниципальных районов и городских округов в результате муниципальной реформы как минимум не ухудшилось. При этом большинство вновь образованных поселений оказались фактически лишены финансовой самостоятельности: их зависимость от финансовой помощи в первом полугодии 2010 г. превысила 90%,

     Безвозмездные перечисления в настоящее время  распределяются между местными бюджетами  в основном по единым формализованным  методикам, утвержденным региональными  законами. Но при этом объемы фондов, из которых распределяются безвозмездные перечисления, утверждаются ежегодно законами о бюджете субъекта Федерации и муниципальных образований. Это снижает качество перспективного финансового планирования, осуществляемого органами местного самоуправления муниципальных образований всех типов.

     Значительная  часть трансфертов целевого характера  в бюджеты муниципалитетов из фондов софинансирования муниципальных  расходов и фондов муниципального развития в настоящее время распределяется фактически по усмотрению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Вследствие этого органы местного самоуправления, проводя самостоятельную инвестиционную политику, ограничены в возможностях определять конкретные объемы для инвестирования на своей территории.

     Таким образом, в результате реформы местного самоуправления во многих МО РФ сложилось  затруднительное финансовое положение.

     Для повышения бюджетной обеспеченности и фискальной автономии муниципальных  образований необходимо увеличить  в местных бюджетах долю доходов, получаемых из стабильных и предсказуемых источников. Эту задачу можно решить путем передачи в местные бюджеты на постоянной основе части доходов от федеральных налогов. В ближайшие годы планируется ввести в действие систему учета розничной продажи алкогольной продукции. Это позволит закрепить за местными бюджетами часть доходов от уплаты акцизов на алкогольную продукцию.

     Необходимо  повысить прогнозируемость безвозмездных  перечислений из вышестоящих бюджетов, доля которых в бюджетах муниципальных образований очень велика. Субъектам Федерации при осуществлении среднесрочного финансового планирования следует, кроме основных бюджетных показателей, рассчитывать также величину фондов финансово помощи муниципальным образованиям.

     Для повышения уровня фискальной автономии МО, а значит, увеличения возможностей для их заимствований, органам государственной власти субъектов РФ следует увеличить объем нецелевой финансовой помощи бюджетам муниципалитетов, сократив межбюджетные трансферты, имеющие целевой характер. Безвозмездные перечисления нецелевого характера относятся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ к собственным доходам бюджета. Направления использования собственных доходов муниципалитет вправе определять самостоятельно в пределах своей компетенции, в том числе направлять их на обслуживание и погашение муниципального долга.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время бюджетная самостоятельность  местного самоуправления федеральным  центром фактически не гарантируется. В сложившихся условиях активизация  инвестиционной деятельности - одна из первостепенных задач органов муниципального управления, от решения которой зависит не только решение широкого круга проблем отдельных муниципальных образований, но, в определенной мере, судьба местного самоуправления в целом.

     Основными задачами инвестиционной политики являются: формирование благоприятной среды, способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора, привлечение частных отечественных  и иностранных инвестиций для  реконструкции предприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающих производств и социальной сферы при повышении эффективности капитальных вложений.

     Город Псков имеет достаточно благоприятное  ЭГП и инвестиционный климат. Однако стоит отметить, что проведение муниципалитетом собственной инвестиционной политики относительно затруднено, поскольку муниципальные власти слишком зависят от властей региональных. Кроме того, значительную часть муниципальных инвестиций составляют средства региональных инвестиционных фондов. Ведущую роль в структуре доходов бюджета города играют безвозмездные перечисления из вышестоящих бюджетов.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская газета, № 237, 25.12.1993.
  2. Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (ред. от 06.12.2007) // СЗ РФ, 08.03.1999, № 10, ст. 1163.
  3. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.2003 ( в редакции ФЗ № 22-ФЗ от 2.01.2004г).
  4. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 29.04.2008) // СЗ РФ, 12.07.1999, № 28, ст. 3493.
  5. Антипова О.К. вопросу о понятии термина "инвестиции": семасиологический и экономический аспект // Юридический мир. 2005. №9.
  6. Антипова О. Инвестиции: Правовое содержание понятия // Юридический мир. 2009. № 12.
  7. Болюх А.Я., Шахов А.О., Силкин В.В. Правовой режим иностранных инвестиций в России. М., 2010. 264 с.
  8. Воропаев А.В. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций в России // Право и политика. 2010. № 3.
  9. Гущин В.В., Овчинников А. А. Инвестиционное право. М., 2009. 624 с.
  10. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Регулирование инвестиций как форма защиты экономических интересов государства // Журнал российского права. 2011. № 9.
  11. Жилинский С.С. Понятие "инвестиции" в современном российском законодательстве // Законодательство. 2010. № 3.
  12. Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М., 2008. 160 с.
  13. Фархутдинов И.З. Международное инвестиционное право: теория и практика применения. М., 2007. 432 с.
  14. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право. М., 2009.  418 с.
  15. www.economy.gov.ru – официальный сайт Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.
  16. www.gks.ru - официальный сайта Госкомстата.
  17. www.minfin.ru - официальный сайт Министерства финансов РФ.
  18. www.pskovgorod.ru - официальный сайт города Пскова.
  19. www.invest.pskov.ru - сайт Комитета по инвестициям Администрации Псковской области.

Информация о работе Регулирование инвестиционной деятельности в муниципальном секторе