Региональная промышленная политика как фактор развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении региональной промышленной политики как фактора развития региона.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные направления реализации региональной промышленной политики.
2. Изучить реализацию промышленной политики на государственном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты региональной промышленной политики 5
1.1. Основные направления реализации региональной промышленной политики 5
1.2. Реализация промышленной политики на государственном уровне 10
Глава 2. Анализ реализации промышленной политики в Рязанской области 14
2.1. Основные направления промышленной политики Рязанской области 14
2.2. Основные результаты реализации промышленной политики Рязанской области 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития промышленности Рязанской области 23
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

РЭИУ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

- рациональную организацию территории с учётом существующих условий и ограничений;

- возможность начала процедуры оформления земельно-имущественных отношений (с учётом установленного вида разрешённого использования земельного участка);

- систематизацию базовой информации, необходимой для принятия инвестором решения о размещении на территории производственного объекта.

Из рекомендуемых для  первоочередного освоения площадок Рязанской области пять находятся  на территории районов с высокой  и средней инвестиционной привлекательностью (в Пронском, Михайловском Шиловском  и Скопинском, а также в Рязани), по одной площадке расположено в районах, характеризующихся низкой и крайне низкой инвестиционной привлекательностью (в Новодеревенском и Кадомском). Это обстоятельство свидетельствует о неравномерной информационной проработанности территории со стороны местных администраций и целесообразности разработки расширенного «Инвестиционного паспорта площадки», включающего комплексную оценку традиционных и инновационных условий, а также ограничений её использования.

Результатами территориального анализа стали комплексная проработка информации о преимуществах и недостатках территории Рязанской области в аспекте организации промышленного производства, а также определение наиболее перспективных территорий, способных стать точками роста промышленного производства, для совершенствования инженерной, транспортной, социальной инфраструктур которых требуется первоочередное бюджетное финансирование.

В условиях рыночной экономики, когда выбор места размещения объекта остаётся за частным капиталом, приоритетной задачей для эффективного управления территорией является чёткое понимание её возможностей, выраженных как в количественных показателях числа и площади инвестиционных площадок, так и в качественных показателях подготовленности к началу ведения производственной деятельности. Итогом качественной оценки площадки служит понимание, для какого вида производства она наиболее подходит, определение величины затрат на её освоение, а также формирование ограничений по классу опасности размещаемого объекта. Такая информация может быть представлена частному или государственному инвестору в качестве базовой при поиске объекта капиталовложений, а также при подборе участка под размещение конкретного вида производства с заданными входными параметрами.

В Рязанской области  уже начата работа в этом направлении. Однако, чтобы усилия не были потрачены впустую, необходимо постоянно актуализировать имеющиеся данные. Для хранения сведений об инвестиционном потенциале территории области можно создать региональную электронную базу данных или геоинформационную систему (ГИС). Разработка ГИС является наиболее предпочтительной, так как она позволяет достичь максимального взаимодействия графической и атрибутивной информации об инвестиционных площадках. Имея идентичные с федеральной ГИС набор данных и принцип их отражения, региональная система даст возможность детализировать информацию об объектах, что является качественным элементом работы по привлечению инвестиций на территорию области [2].

 

Заключение

 

По результатам написанной работы можно сделать следующие основные выводы:

1. Осуществление государственной промышленной политики предполагает реализацию комплекса мер, в состав которых входят:

– поддержка инновационного и инвестиционного процесса мерами налоговой и кредитной политики (инвестиционные налоговые кредиты, режим ускоренной амортизации, создание специализированных кредитных фондов, частичное субсидирование процентной ставки по коммерческим займам);

– предоставление государственных  заказов на высокотехнологичную  продукцию и проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок при условии, что рыночный потенциал финансирования соответствующих проектов недостаточен;

– предоставление инвесторам, осуществляющим долгосрочные проекты, гарантий от неблагоприятного изменения  законодательства и цен, находящихся под контролем государства (таких, как тарифы на услуги естественных монополий);

– стимулирование экспорта продукции путем обеспечения  доступа к кредитным фондам, возврата части налогов, уплаченных на стадии производства продукции, юридической поддержки экспортеров в случае их дискриминации на внешних рынках, а также при прохождении процедур международной сертификации их продукции.

2. В ходе реализации перечисленных мер промышленной политики предусматривается выполнение ряда задач по улучшению условий функционирования отечественных предприятий и повышению их конкурентоспособности:

– создание эффективных  механизмов защиты национальных производителей, в том числе в сфере контроля за качеством товаров и услуг, а также при использовании торговых марок (брэндов);

– развитие финансовой и  банковской инфраструктуры, отвечающей потребностям бизнеса в кредитных  ресурсах;

– совершенствование  системы валютного регулирования  в части, касающейся операций национальных компаний, экспортирующих свою продукцию и импортирующих сырье, материалы, оборудование и технологии;

– использование диверсифицированного подхода к утверждению таможенных пошлин, предполагающего льготы по импорту важных видов сырья и  оборудования и снижение экспортных пошлин на наукоемкую продукцию.

3. Рязанская область представляет собой старопромышленный район со значительным комплексом, состоящим из многих отраслей, который является основой экономического потенциала региона. На долю промышленности приходится более трети ВРП.

4. Ведущими отраслями промышленности области являются электроэнергетика, химическая, нефтеперерабатывающая (первичная переработка нефти), машиностроение и металлообработка.

5. В Рязанской области созданы все условия для развития предприятий промышленного комплекса и запуска на территории региона современных высокотехнологичных производств. Все это способствует увеличению темпов роста валового регионального продукта, а также благоприятно влияет на экономические показатели и потенциал области.

6. Инвестиционный климат в Рязанской области становится все более благоприятным. В последние годы отмечается устойчивый рост инвестиций в развитие промышленности. Суммарная стоимость реализуемых в настоящее время в регионе инвестиционных проектов – свыше 13 миллиардов рублей.

 

Список литературы

 

  1. Алехин Э.В. Региональная экономика и управление. Учебное пособие. М.: Академия, 2007. – 422 с.
  2. Елисеева Е.М. Подготовка «почвы» для развития промышленности Рязанской области // Территория и Планирование. 2011. № 3.
  3. Мишуров С.С., Щуков В.Н. Основы регионалистики: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2008. – 386 с.
  4. Правительство Рязанской области. Официальный сайт // http://www.ryazanreg.ru/
  5. Региональная экономика.  Под. ред. Морозовой Т.Г. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити, 2010. — 472 с.
  6. Региональная экономика.  Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В. - М.: ИНФРА-М, 2007. — 666 с. 
  7. Россейкина Е.Л. Региональная экономика и управление: Учебное пособие. - Воронеж: Изд-вo ВГУ, 2009. - 334 с.
  8. Рязанская область. Производство // http://www.statinfo.biz/HTML/ M55F5398L1.aspx
  9. Рязанский промышленный портал // http://www.ryazan.metaprom.ru/
  10. Титов К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты // Регионы: управление и развитие. 2011. № 2.
  11. Точёная Т.И. Основы и современные формы региональной промышленной политики: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2007. - 180 с.
  12. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление. Учебник — М.: ИНФРА-М, 2006. — 416 с.
  13. Челноков И.В., Герасимов Б.И., Быковский В.В. Региональная экономика: организационно-экономический механизм управления ресурсами развития региона. - Тамбов: Изд-вo ТГТУ, 2008. - 112 с.
  14. Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-вo ВСГТУ, 2007. - 216 с.
  15. Щуков В.Н. Экономический потенциал регионов России и эффективность его использования: Учебное пособие. - Иваново: ИГТА, 2010. - 158 с.

 

 

 

 

Приложение 1.

Экономические функции  государства и субъекты их реализации

Наименование функции

Органы, реализующие функцию

Обеспечение правовой базы функционирования рыночной системы

Министерство экономического развития и торговли

Формирование конкурентной среды  и защита конкуренции

Министерство по антимонопольной  политике и поддержке новых экономических структур

Перераспределение доходов

Министерство финансов

Стабилизация экономики, т.е. контроль за уровнем занятости и инфляции, а также стимулирование экономического роста

Министерство финансов 
Министерство экономического развития и торговли 
Центральный банк России




 

 

Приложение 2.

Уровни промышленной политики в РФ

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Требования, предъявляемые  к промышленной политики РФ и основные направления обеспечения ее реализации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

Требования, предъявляемые  к региональной промышленной политике и основные направления обеспечения ее реализации

 

 

 

 

 

Приложение 5.

Место инвестиционной составляющей в структуре региональной промышленной политики

 

 

Приложение 6.

Классификация объектов региональной промышленной политики

 

Приложение 7.

Индексы обрабатывающих производств по видам экономической  деятельности

 

2011 г. 

в % к

2010г.

Декабрь  2011г. в % к

декабрю 2010г.

ноябрю 2011г.

Обрабатывающие  производства - всего

105,0

101,1

93,7

производство  пищевых продуктов, включая напитки, и табака

100,3

106,6

102,4

текстильное и  швейное производство

100,7

93,0

101,5

производство  кожи, изделий из кожи и производство обуви

76,3

66,3

107,8

обработка древесины  и производство изделий из дерева

116,6

76,6

89,0

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность

81,6

76,0

98,9

производство  кокса и нефтепродуктов

103,0

93,3

93,6

химическое  производство

90,8

97,3

124,1

производство  резиновых и пластмассовых изделий

125,4

111,1

68,7

производство  прочих неметаллических минеральных продуктов

108,6

125,5

83,2

металлургическое  производство и производство готовых  металлических изделий

114,8

100,2

94,0

производство  машин и оборудования

93,9

125,4

85,0

производство  электрооборудования, электронного и  оптического оборудования

121,7

95,1

89,2

производство  транспортных средств и оборудования

78,2

61,9

91,5

прочие производства

116,7

в 2,3р.

181,4


 

 

 

Приложение 8.

Индексы обрабатывающих производств по видам экономической деятельности

 

1 квартал 2012 г. 

в % к

1 кварталу 2011г.

Март  2012г. в % к

марту 2011г.

февралю 2012г.

Обрабатывающие  производства - всего

104,1

98,7

116,7

производство  пищевых продуктов, включая напитки, и табака

108,1

105,7

109,8

текстильное и  швейное производство

71,5

76,8

105,2

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

59,3

63,1

104,6

обработка древесины  и производство изделий из дерева

77,8

73,4

115,0

целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая  деятельность

87,4

100,4

115,4

производство  кокса и нефтепродуктов

92,8

96,1

110,8

химическое  производство

84,7

81,3

177,0

производство  резиновых и пластмассовых изделий

152,6

138,7

125,1

производство  прочих неметаллических минеральных  продуктов

144,5

135,2

122,1

металлургическое  производство и производство готовых металлических изделий

92,6

98,2

142,1

производство  машин и оборудования

160,6

в 2,0 р.

197,4

производство  электрооборудования, электронного и  оптического оборудования

87,3

64,4

91,3

производство  транспортных средств и оборудования

86,6

67,9

104,2

прочие производства

147,1

127,2

138,4

Информация о работе Региональная промышленная политика как фактор развития региона