Региональная промышленная политика как фактор развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 14:38, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении региональной промышленной политики как фактора развития региона.
Задачи работы:
1. Рассмотреть основные направления реализации региональной промышленной политики.
2. Изучить реализацию промышленной политики на государственном уровне.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты региональной промышленной политики 5
1.1. Основные направления реализации региональной промышленной политики 5
1.2. Реализация промышленной политики на государственном уровне 10
Глава 2. Анализ реализации промышленной политики в Рязанской области 14
2.1. Основные направления промышленной политики Рязанской области 14
2.2. Основные результаты реализации промышленной политики Рязанской области 20
Глава 3. Проблемы и перспективы развития промышленности Рязанской области 23
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение……………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

РЭИУ.doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)

В общем случае промышленная политика кроме инвестиционной содержит несколько структурных составляющих (экспортно-импортную, налоговую, кредитную), позволяющих целенаправленно воздействовать на достижение поставленных целей (приложения 3 и 4) [7].

Наиболее часто используются налоговые возможности регулирования (в частности, для смягчения цикличных кризисов производства и увеличения устойчивости развития экономики). В максимальной степени потенциал налогов должен быть задействован в инвестиционной сфере посредством косвенного государственного регулирования.

Структурно-инвестиционная политика не является чисто рыночным инструментом и потому должна осуществляться государством как рыночными, так  и административными методами. При определении направлений инвестирования необходимо учитывать следующие критерии:

- обеспечение платежеспособного спроса (и его роста) на продукцию инвестируемого производства;

- минимизацию капиталоемкости инвестиционных проектов;

- минимально возможные инвестиционные и производственные циклы проектов;

- максимально возможную прибыль на вложенный капитал;

- максимальную величину технологической цепочки спроса в результате осуществления инвестиционного проекта.

Естественно, что инвестиции будут наиболее эффективны, если каждое решение в данной области будет отвечать всем критериям без исключения. Предполагается, что это возможно, если соответствующие решения будут приниматься в отношении конкретных предприятий или их групп, но не отраслей и подотраслей.

Практика показывает, что определяющим элементом региональной промышленной политики является инвестиционная составляющая. Она формируется на базе своих аналогов субъектов хозяйствования данного территориального образования, включая государственные организации и учреждения (приложение 5). Последние в свою очередь подвержены влиянию внешних факторов, одним из которых является промышленная политика региона [1].

При разработке инвестиционной политики принято выделять помимо традиционных прямых и портфельных инвестиций также:

- нефинансовые (неденежные) – в форме вложения прав, лицензий, ноу-хау, имущества в инвестиционный проект, предприятие, бизнес;

- инновационные – осуществляемая с целью внедрения на предприятии уже созданных технологических новшеств.

Данные виды инвестиций являются важнейшими для реализации промышленной политики в регионе и на хозяйствующем субъекте, однако именно для них система поддержки на различных уровнях недостаточна.

Инвестиционная стратегия  предприятия представляет собой  деятельность по обоснованию и использованию наиболее эффективных форм вложения капитала, направленных на расширение экономического потенциала. Для ее выполнения разрабатывается программа, состоящая из инвестиционных проектов, сгруппированных по отраслевым, региональным и другим привлекательным для инвестиций признакам.

В настоящее время разделение полномочий по объектам между федеральной и региональной политикой в инвестиционно-финансовой сфере крайне сложно и противоречиво. Помощь хозяйствующим субъектам в развитии их производств и продвижении продукции на рынках осуществляется прежде всего за счет проведения региональной протекционистской политики. Можно предположить, что в условиях неэффективного выполнения федеральных законов именно местные власти должны принимать соответствующие экономические решения.

Основой для поддержки  инвестиционной политики тех или  иных хозяйствующих объектов (созданию им благоприятных условий развития и, соответственно, формированию ограничительных  мер для конкурентов) может быть оценка издержек различных предприятий данной отрасли. Выбор данного фактора обосновывается следующим. Предприятие с наименьшими издержками при прочих равных условиях является более эффективным. Под экономической эффективностью будем понимать в соответствии с экономической теорией “получение данного объема продукции при наименьших затратах редких ресурсов, причем как продукция, так и применяемые ресурсы измеряются в стоимостном выражении” [3].

Теоретически предполагается, что в конкурентной рыночной системе  обеспечивается оптимальное распределение ресурсов для производства каждого из множества товаров и услуг. Однако этот вывод не учитывает связанных с производством и потреблением товара (услуги) побочных эффектов. Последние возникают, когда в процессе производства часть издержек переходит к третьей стороне (т.е. не потребителям и не производителям данной продукции). Наиболее очевидные эффекты такого рода – экологические проблемы.

Здесь нередко имеет  место следующая цепочка явлений. В ряду хозяйствующих объектов той  или иной направленности появляется предприятие, которое за счет минимизации издержек становится наиболее конкурентоспособным. Однако данные минимальные издержки достигаются в значительной степени за счет порождения побочных экологических эффектов. В этой ситуации для нормализации положения региональные органы управления могут использовать налоговое или административно-законодательное регулирование Инструментами региональной промышленной политики могут являться также такие классические способы поддержки и развития предприятий, как государственный и муниципальный заказы, трансфертные платежи.

В общем случае региональная промышленная политика должна быть построена  индивидуально в зависимости  от типа хозяйствующего субъекта (приложение 6). Предприятия – лидеры рынка вполне самодостаточны и даже расширяют свое влияние. Но в тоже время стабильные предприятия остаются как бы в «мертвой зоне». Однако именно поддержка данных предприятий должна быть стратегическим направлением региональной промышленной политики [11].

 

Глава 2. Анализ реализации промышленной политики в Рязанской области

2.1. Основные направления  промышленной политики Рязанской  области

 

Промышленный комплекс Рязанской области - одна из основных составляющих экономического потенциала региона, на долю которой приходится более трети валового регионального продукта.

Этому способствует благоприятное  географическое положение области, развитая транспортная инфраструктура, близость рынков сбыта для производимой продукции, а также наличие предприятий, производящих продукцию, имеющую устойчивый спрос на внутреннем и внешнем рынках.

Специализация региона  на наукоемких производствах, создающих  высокую добавленную стоимость, свидетельствует о высоком научно-техническом  и технологическом потенциале области.

В регионе создана мощная научно-производственная база на основе предприятий оборонно-промышленного комплекса, возможности которых позволяют разрабатывать и осваивать новую высокотехнологичную продукцию.

Наличие большого числа  высших и средне-специальных учебных  заведений, готовящих специалистов для промышленных видов экономической деятельности, является базой развития региона и свидетельствует о высоком уровне кадрового потенциала.

Производственно-техническая  база, незагруженные производственные мощности, имеющиеся в области, представляют интерес для инвесторов.

В промышленном производстве Рязанской области в настоящее  время трудится более 99 тыс. человек, что составляет около 26% от общей  численности занятых в экономике  региона.

Основной объем произведенной  и отгруженной продукции промышленности обеспечен предприятиями обрабатывающих производств (81%) и предприятиями производства и распределения электроэнергии, газа и воды (18%). Удельный вес добычи полезных ископаемых составляет 1% от общего объема промышленной продукции области.

Обрабатывающие производства, на долю которых в промышленном комплексе  приходится основной объем отгруженной  продукции, определяют специфику и  значимость промышленности для экономики  края.

В настоящее время  многие предприятия региона располагают современным технологическим потенциалом по производству основных для области видов промышленных товаров:

- электроэнергии, нефтепродуктов;

- цемента, мягких кровельных и изоляционных материалов;

- нефтепромыслового, бурового, геологоразведочного, кузнечнопрессового и электросварочного оборудования;

- металлорежущих станков, электровакуумных приборов, промышленных светильников;

- средств вычислительной, медицинской техники;

- автомобильных агрегатов и компонентов, прицепов и полуприцепов к грузовым автомобилям, машин для городского коммунального хозяйства;

- цветных металлов, кирпича силикатного и керамического;

- хромовых кожтоваров, тканей, одежды и обуви;

- пищевых продуктов;

- химико-фармацевтической продукции.

Промышленная политика, проводимая в рамках реализации Закона Рязанской области «Об основах промышленной политики Рязанской области» и «Концепции развития промышленности Рязанской области», направлена на выполнение основной задачи на ближайшую перспективу:

- создание благоприятных условий для развития высокотехнологичных и конкурентоспособных предприятий промышленного комплекса,

- закрепление уже достигнутых позитивных результатов,

- запуска на территории области современных производств.

На развитие предприятий  пищевой и перерабатывающей промышленности в Рязанской области за два последних года направлено               3,7 миллиарда рублей

Пищевая и перерабатывающая промышленность Рязанской области  включает более 20 отраслей, объединяющих 214 предприятий, где трудятся около 13 тысяч человек. В настоящее время на территории региона реализуется 19 крупных инвестиционных проектов, связанных с этой отраслью.

Основными инвесторами  выступают крупные интегрированные  агрохолдинги, которые развивают  у нас производство так называемого  «замкнутого цикла», включающего производство, хранение и переработку сельскохозяйственной продукции. Сегодня таких холдингов в регионе 8. Лидерами среди этих структур являются Агропромышленная группа «Молочный продукт», «Торгово-промышленная группа «Кунцево», «Славагропродукт», «Ока-Агро», «РязаньАгроФинанс», «АНП Скопинская Нива». Значительный вклад в развитие пищевой промышленности вносят компания «АСТОН» и Группа компаний «Грейн Холдинг».

Правительство Рязанской  области, Губернатор О.И. Ковалев уделяют  большое внимание привлечению инвестиций на развитие региона. Для создания благоприятного инвестиционного климата принят ряд нормативно-законодательных актов, позволяющих привлекать средства федерального, регионального бюджетов и бизнеса. Одним из основных является Закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области».

Государственная поддержка реализуемых проектов осуществляется путем субсидирования части затрат на оплату процентов по кредитам, привлеченным для реализации инвестиционного проекта, снижения ставки по налогу на прибыль, снижения ставки по налогу на имущество организации, предоставления льгот по уплате арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в собственности Рязанской области, сопровождения (оказания содействия в решении комплекса инженерно-технических вопросов) приоритетных инвестиционных проектов.

Министерством сельского  хозяйства и продовольствия Рязанской  области организуется тесное взаимодействие инвесторов и региональных отделений  Россельхозбанка, Сбербанка России, проектных институтов и организаций, отраслевых научных институтов. При реализации проектов в оперативном порядке решаются вопросы отвода земельных участков, проведения государственной экспертизы, технологического присоединения и подготовки технических условий для электро-, газо-, водоснабжения и т.д.

С ростом производства зерновых культур в Рязанской области  возникла необходимость развития инфраструктуры – современных элеваторных и  мельничных комплексов. Соответствующая  областная целевая программа предусматривает введение дополнительных мощностей по хранению зерна на 394 тысячи тонн и переработке его – на 1400 тонн в сутки.

Строительство элеваторов по этой программе  ведется в шести районах области  холдингами «Рязань АгроФинанс», «Ока Агро», «АНП Скопинская Нива», в состав которых входят хозяйства, имеющие большие площади под зерновыми культурами. В 2010-2011 годах уже построены силосные зернохранилища общей емкостью 96 тысяч тонн.

Группа компаний «Грейн Холдинг» свой наиболее крупный проект реализует в ОАО «Рязаньзернопродукт». Для увеличения производства высококачественной муки с 2010 года здесь ведется строительство мельницы, не имеющей аналогов в России.

«Торгово-промышленная группа «Кунцево»  реализует проект строительства  пищевого комбината в р.п. Милославский. В состав этого холдинга входит сельскохозяйственное предприятие ЗАО «Рязанский картофель», имеющее 10 000 га земельных угодий, что позволяет полностью обеспечить комбинат сырьем. Проектом предусматривается строительство современного картофелехранилища емкостью 76000 тонн, ввод цеха по производству картофельных хлопьев – 1100 кг/час готовой продукции. Первая очередь ЗАО «Пищекомбинат «Милославский» введена в эксплуатацию в январе 2011 года.

На территории Шиловского района Рязанской области ОАО «АСТОН» на базе ОАО «Ибредькрахмалпатока» создает комплекс по глубокой переработке зерна кукурузы со строительством современных очистных сооружений. Это будет второе в России предприятие по производству глюкозо-паточных сиропов.

Информация о работе Региональная промышленная политика как фактор развития региона