Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.

Содержание

Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр

Вложенные файлы: 1 файл

Пашин курсач.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Для более глубокого  и предметного понимания социально-культурной сферы необходимо привести здесь хотя бы одно определение социально-культурной деятельности.

Социально-культурная деятельность28(в узком смысле) — это деятельность по  созданию, освоению, сохранению и распространению общественно значимых ценностей духовной и материальной культуры, осуществляемая в сфере свободного времени, связанная с созданием условий для реализации творческих потребностей, социальной активности и развитием любительского творчества.

В данном определении  для нас важно, что это деятельность связана с ценностной системой человек, что она осуществляется в свободное время (что подразумевает свободный выбор), и связана с созданием условий для проявления социальной активности.

Таким образом, мы можем  сделать вывод, что для старшего школьника, стремящегося к свободе и самостоятельному выбору социально-культурная сфера предлагает все необходимые условия.

Далее следует уточнить, какие учреждения социально-культурной сферы  мы будем рассматривать  в рамках данного исследования (мы уточнили, что приведенная выше структура слишком широка). Действительно, проблемами семьи на сегодняшний день занимается множество государсвенных, коммерческих, общественных учреждений и организаций:

  1. Образовательные учреждения
  2. Центры социальной защиты населения
  3. Центры семьи
  4. Клубы и общественные движения
  5. Психологические центры помощи и поддержки
  6. Коррекционные учреждения
  7. Учреждения дополнительного образования и т.д.

Из всего этого спектра  мы будем выделять учреждения дополнительного  образования (далее УДО) по двум причинам:

  • Они владеют педагогическими воспитательными технологиями (аудитория — старшие школьники).
  • Они осуществляют свою деятельность в сфере свободного времени (свобода выбора и самореализации).

Для того, чтобы определить, какими технологиями формирования семейных ценностей старших школьников владеют УДО и какие из них наиболее эффективны, рассмотрим существующую в Санкт-Петербурге систему УДО.

1.2.2. Система УДО Санкт-Петербурга.

Общая характеристика системы дополнительного образования

С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется процесс эволюционного преобразования внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В системе образования России развивается подсистема дополнительного образования  детей. 

В Санкт-Петербурге  16%  общей численности населения – дети. В силу этого эта сфера требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства. В описании системы УДО мы будем опираться на «Федеральный закон о дополнительном образовании» и «Концепцию развития системы дополнительного образования Санкт-Петербурга на 2008-2011 г.г.» (далее – Концепция) разработанную с учетом  необходимости выполнения целей и задач  программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга,  документов по модернизации образования в Российской Федерации, удовлетворения потребностей горожан в оказании им образовательных услуг в системе  дополнительного образования детей и потребностей самой этой системы  в дальнейшем совершенствовании.

Система дополнительного  образования является составной  частью системы образования и включает в себя29:

  • дополнительные образовательные программы;
  • государственные образовательные стандарты дополнительного образования;
  • образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования;
  • объединения (ассоциации, союзы) образовательных учреждений дополнительного образования и организаций, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования;
  • государственно-общественные объединения (профессиональные ассоциации, объединения обществ, объединения научных и методических советов и иные объединения), способствующие реализации дополнительного образования;
  • органы управления образованием и подведомственными им организациями;
  • организации, деятельность которых направлена на обеспечение образовательного процесса в образовательных учреждениях дополнительного образования и организациях, осуществляющих деятельность в области дополнительного образования.

Из этой системы мы выделим УДО. В зависимости от возраста аудитории УДО могут быть следующих типов:

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей;
  • образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
  • образовательные учреждения дополнительного образования лиц независимо от возраста.

Поскольку аудиторией исследования являются старшие школьники, то мы остановимся  на учреждениях дополнительного  образования детей. К ним относятся: дворцы, центры (дома), станции, школы, клубы, студии, детские оздоровительно-образовательные  лагеря, иные образовательные учреждения дополнительного образования детей.

УДО располагают значительными  возможностями для развития познавательной мотивации обучающихся. Дети приходят на занятие в объединения на два, на четыре, на шесть часов в неделю. Но за это время они получают такой импульс, что дома продолжают начатую деятельность и, что важно, не по принуждению взрослых.

Значителен педагогический потенциал дополнительного образования. Оно выступает  как мощное средство развития личности. В его процессе неисчерпаемы возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно складывается на воспитании и укреплении его личностного достоинства. Участие в различных видах деятельности дополнительного образования способствует самореализации личности, стимулирует ее к творчеству.

В сфере дополнительного  образования на основе общности интересов  ребенка и взрослого более  интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических  ценностных ориентации. Своеобразие  дополнительного образования состоит в том, что оно создает органическое сочетание видов досуга (отдых, развлечение, праздник, творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей и юношества.

УДО взаимодействует  с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по-настоящему открытой системой.

Дополнительное образование  как правопреемник внешкольного воспитания сохраняет ориентацию на создание условий для формирования каждым ребенком представлений  о самом себе и об окружающем мире.

«Этот вид образования  способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному  самоопределению подрастающего поколения»30.

Современный этап освоения потенциала дополнительного образования  стал периодом осмысления преимуществ  этого вида образования; соотнесения  новых идей и привычных стереотипов  «вторичности» дополнительного  образования по отношению к базовому; разработки технологии его реализации; развитие практики планирования и организации дополнительного образования; решение задач повышения его качества.

«Обладая открытостью, мобильностью и гибкостью. Система  дополнительного образования детей способна  быстро и точно  реагировать на «вызовы времени» в интересах ребенка, его семьи, общества, государства»31.

Сегодня развитие системы  дополнительного образования осуществляется по следующим направлениям:

  • сохранение позитивного потенциала внешкольной, внеурочной, внеклассной клубно-кружковой, культурно-просветительной, досугово-игровой, творчески-познавательной, практико-ориентированной деятельности;
  • разработка концептуальных основ дополнительного образования детей с учетом специфики различных категорий детей;
  • соединение (временное и субъективное) процессов разработки теории дополнительного образования и построения новой практики;
  • упорядочение и укрепление программно-методической, кадровой, экономической базы дополнительного образования;
  • обоснование и принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования;
  • одномоментность моделирования организационных форм дополнительного образования и экспериментальной проверки их жизнеспособности;
  • научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности;
  • осмысление и развитие традиций культурно-образовательных учреждений, их взаимодействия, расширение числа субъектов дополнительного образовани<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-

Информация о работе Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников