Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.

Содержание

Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр

Вложенные файлы: 1 файл

Пашин курсач.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.

 

Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.

    1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
    2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
    3. Потенциал  игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.

 

Выводы по первой главе.........................................................................................стр.

 

Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.

 

2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.   

2.2. Анализ деятельности  Отдела организационно-массовой  работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ»  по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.

 

Выводы по второй главе......................................................................................стр.

 

Заключение………………………………………………………………………стр.

Список использованной литературы…………………………………………...стр.

Приложения…………………………………………....…………………………стр.

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. Актуальность исследования

Социальная модернизация в России принесла с собой коренные изменения содержания социальных связей и отношений в обществе, привела  к трансформации социальных структур и ломке устоявшихся социальных институтов. Изменения не обошли стороной и институт семьи.

Новые социально-экономические  условия, социально-экономический и  демографический кризис в России породили множество проблем в  сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.

 В научной литературе  отмечается, что современная семья  утратила свои воспитательные  функции, что приводит к вступлению в самостоятельную жизнь нравственно инфантильных и духовно-неполноценных молодых людей, что подрывает благосостояние, безопасность, стабильность российского общества. 

Сегодня эта проблема встала наиболее остро, о чем свидетельствует и  то, что 10 февраля 2011 года в Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания на тему «Формирование семейных ценностей у молодежи. Нормативно-правовые аспекты». Член комитета по делам молодежи Павел Зырянов отметил: «Формирование семейных ценностей у молодежи - важное условие развития гражданского общества»1.

Таким образом,  данная проблема поставлена на всех уровнях  государственного устройства.

Особенно сенситивным в формировании семейных духовно-нравственных ценностей  является возраст старшего школьника, так как ценнейшим социально-психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, приобретения жизненно важных ценностей и взаимоотношений с окружающими, близкими, самим собой.

Однако сегодня система  образования практически не выходит на проблемы семьи, а семья не соприкасается в необходимой мере с системой образования. В результате возникает нейтральное поле, именно в таком поле оказалась одна из проблем социализации личности, а именно подготовка учащихся общеобразовательной школы к реализации социальных функций семьи.

Заместитель Председателя Государственной Думы Надежда Герасимова в своем выступлении отметила: «Формирование семейных ценностей  у молодежи является важным условием стабильности общества. При этом укрепление института семьи должно быть не просто очередной задачей государства и гражданского общества, а последовательной и долгосрочной стратегией. Поэтому необходима активная семейная политика, интересы семьи, в том числе социальные стандарты ее безопасности могут быть предусмотрены в новой концепции государственной семейной политики до 2025 года»2.

Таким образом, сегодня  важным становится вопрос о научно-обоснованной стратегии поиска технологий, средств  и механизмов, позволяющих задействовать  весь комплекс воспитательных установок и ценностно-личностных ориентаций на подготовку молодежи к созданию семьи, выполнению роли ответственных родителей и формированию семейных духовно-нравственных ценностей.

На наш взгляд, эту функцию  могут взять на себя учреждения дополнительного образования (далее УДО), поскольку именно они наиболее полно реализуют в своей деятельности воспитательную функцию и владеют необходимыми досуговыми методиками. Кроме того, УДО осуществляют свою деятельность в сфере досуга и свободного времени, что способствуют повышению эффективности воспитательного воздействия.

Это особенно актуально в условиях растущей динамичности и мобильности  социальной жизнедеятельности человека. В такой ситуации доминирующей потребностью человека становится потребность в отдыхе и восстановлении сил для новой активной деятельности. Свободное время человека и сфера досуга здесь приобретают новый, не просто дополняющий будни, а жизнеобеспечивающий и жизнеутверждающий статус.

Именно поэтому формирование семейных ценностей старших школьников мы связываем с деятельностью УДО.

В подростковом возрасте особую значимость приобретает потребность  в творческой самореализации личности, поиску «своих» ценностей. Именно в  этот момент и повышается эффективность  педагогического воздействия, при условии, что верно подобраны технологии этого воздействия.

Такой технологией, на наш  взгляд, могут стать игровые формы  организации досуга. Их педагогический потенциал обусловлен деятельностной природой, значительным креативным ресурсом, возможностью целенаправленной регуляции коллективного взаимодействия. Компенсируя издержки традиционных институтов социализации, акцентирующих внимание на внешней, социально заданной системе ценностей, игровой досуг, создавая дополнительные условия для творческого самовыражения и индивидуального самоопределения подростка, способствует оптимизации усвоения систем ценностей, в том числе и семейных.

Игры являются традиционными  формами выработки и закрепления, различных социокультурных норм, прежде всего в плане регламентации и построения ролевых и межличностных отношений. Следовательно, данные технологии могут быть успешно использованы и в процессе формирования семейных ценностей у старших школьников.

За предыдущие десятилетия  накоплен весьма ценный опыт развития подростков в сфере досуга, однако в настоящее время игровая деятельность культурно—досуговых учреждений, адресованная старшим школьникам, ограничивается, как правило, организацией дисковечеров и танцевальных программ, которые чаще педагогически нейтральны, так как не ставят перед собой педагогических и социально-культурных задач.

Таким образом, проблема исследования заключается в следующих противоречиях:

а) между объективной  потребностью общества в сохранении института семьи и его духовно-нравственных ценностей и отсутствием эффективных технологий по формированию семейных ценностей у старших школьников;  
б) между значительным педагогическим потенциалом игровых форм досуга в формировании семейных ценностей старших школьников и его слабым использованием в практической деятельности культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования;

в) между существующей потребностью общества в сохранении института семьи и недостаточной  поддержкой со стороны государства  и общественных организаций;

г) между существующей потребностью в создании единой системы партнерских связей и недостаточным взаимодействием учреждений дополнительного образования со школой и институтом семьи.

      Цель исследования: Обоснование потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников средствами игровых технологий и раскрытие механизма его реализации на практике.

Объект исследования - Семейные ценности старших школьников

Предмет исследования – Формирование семейных ценностей старших школьников в учреждениях дополнительного образования.

Гипотеза исследования:

Заключается в предположении  о том, что концепция формирования семейных ценностей у старших школьников в учреждениях дополнительного образования детей базируется на следующих принципах:

  • Тесное взаимодействие учреждений дополнительного образования со школой и институтом семьи;
  • Использование потенциала игровых форм досуга в деятельности учреждений дополнительного образования, направленную на формирование семейных ценностей старших школьников;
  • Разработка комплексной системы игровых форм и методов формирования семейных ценностей у старшеклассников с учетом инновационных подходов и возрастных особенностей;
  • Учет социально-культурной ситуации в стране в целом (приоритетные направления культурной политики, государственные программы и т.д.).
  • Учет спектра досуговых предложений на рынке коммерческих услуг.

Задачи исследования:

  1. Охарактеризовать современное состояние проблемы формирования семейных ценностей у старших школьников.
  2. Раскрыть  основные теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников.
  3. Выявить особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников.
  4. Выявить потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников.
  5. Исследовать направления деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» в организации досуговой деятельности старших школьников.
  6. Изучить опыт организации игровых форм для старших школьников Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ».
  7. Провести анализ эффективности существующих игровых форм для старших школьников Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ».

Методология исследования:

В исследовании автор  опирался на идеи и концепции, разработанные в рамках философии, психологии, педагогики, социологии, культурологии, социально-культурной деятельности.

В качестве методологической основы исследования выступают основные положения структурно-функционального  анализа, рассматривающего семью как социальный институт с присущими ей специфическими функциями, ролями, статусами, целью деятельности, ценностями.

При рассмотрении проблемы формирования семейных ценностей автор  опирался на структурно-функциональный подход к семье, представленный в  работах А.Г. Харчева и М.С. Мацковского.

В качестве дополнительных в исследовании использованы аксиологический, личностно-деятельностный, культурологический, антропологический подходы, позволившие  выявить сущность, специфику семейных ценностей и особенности их формирования у старших школьников.

Теоретической базой  исследования являются труды отечественных  и зарубежных ученых по вопросам эволюции семейных отношений, социологии семьи, проблемам семьи в постиндустриальном обществе, а также по проблемам  формирования семейных ценностей в современных российских условиях:

- теории нравственного  формирования личности (З.И. Васильева,  Т.И. Власова,  Г.Н. Филонов);

- идеи гуманистической  направленности формирования личности (Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Е.Н.  Дмитриева, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Филонов);

- теории семейного  воспитания (Ш.А. Амонашвили, В.А.  Сухомлинский, А.Г. Харчев, С.Т. Шацкий);

- социально-психологические  идеи развития семьи и их  роль в процессе формирования  личности (А.В. Мудрик, А.Г. Харчев);

- гендерный аспект в воспитании семейных духовно-нравственных ценностей (В.М. Мухина, Н.Л. Пушкарева, Л.В. Штылева);

- концепции эмоционально-ценностных  отношений в семье (В.В. Николина,  Ю.Г. Юркевич);

Историко-культурологической базой  для исследования феномена игровой культуры, игрологии как системы теоретического знания стали работы Т.А. Апиняна, Г. Г. Гадамера, Й. Хейзинга, которые позволили осуществить анализ полифункциональности, универсальности и культуротворческой сущности игры в культуре досуга.

При раскрытии потенциала игровых технологий автор опирался на теории Д.Б. Эльконина и Й. Хейзинга, рассматривающие игру как полифункциональный и многоаспектный феномен, стимулирующий творческую активность человека и сопутствующий его профессиональному и личностному развитию.

В исследовании теоретических  аспектов игры в опыте отечественных  ученых автор использовал идеи Л.С. Выготского, С.А. Шмакова, Д.Б. Эльконина, А. М. Новикова, что позволило наиболее полно представить в исследовании общую проблематику игры в отечественной педагогической теории и практике, раскрыть и проанализировать спектр функциональных назначений игровой культуры в развитии личности, выявить постоянные величины в строении игровой деятельности.

Информация о работе Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников