Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.

Содержание

Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр

Вложенные файлы: 1 файл

Пашин курсач.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Поэтому, определяя семейные ценности, мы будем исходить из понимания  духовно-нравственных ценностей в  целом.

Духовно-нравственные ценности16 – высшие ценности человека, главной категорией их определяющей является категория добра (блага), которая охватывает совокупность действий, принципов, норм нравственного поведения.

Духовно-нравственные ценности слагаются на основе тех реальностей  и поступков, которые человек  оценивает и одобряет, то есть воспринимает как добрые, благие, хорошие. Становление духовно-нравственных ценностей в обществе носит исторический характер. Важность формирования духовно-нравственных ценностей определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывая все стороны человеческого бытия. Особенностью духовно-нравственных ценностей, как добродетелей человека, его душевных личностных качеств является то, что они социальны по своей природе, но индивидуальны по формам выражения.

В последнее время  ученые в своих трудах акцентируют  внимание на том, что в эпоху глобальных перемен, охвативших все мировое  сообщество, в том числе и российский социум, приоритетным становится вопрос о ценностях, формирующихся «в условиях семейного социума»17. Разделяемые семьей ценности, с одной стороны, отражают объективно существующие ценности социальной среды, а, с другой стороны, эти ценности признаются индивидом, входящим в структуру семьи»18.

Семья всегда являлась показателем ценностного измерения общества. Как специфический феномен общественной жизни семья развивается вместе с социумом. И это на сегодняшний день еще одна причина кризиса семьи.

Сегодня достаточно высок  процент социально-общественных ценностей: общество, семья, школа ориентируют старшего школьника прежде всего на успешность, образование, материальное благополучие, карьеру, практически обходя вниманием создание полноценной счастливой семьи.

Установка на самореализацию, независимость в обществе (карьера и обеспеченность жизни) могут привести молодое поколение к нежеланию создавать семью, заниматься воспитанием детей, а то и на отказ от деторождения вообще.

Наряду с этим изменяется и характер взаимоотношений между  членами семьи. Большая экономическая самостоятельность супругов ведет к равноправию и большей самостоятельности каждого из них. Ослабление эмоциональных связей сопровождается ростом числа разводов, дети лишаются полноценного родительского воспитания, что ведет к возникновению новых проблем в обществе. Кроме того, отмечается увеличение внебрачных союзов, где семья предстает как отдельная ячейка общества, но в то же время не является правовым институтом.

Трансформация семьи  влияет и на взаимоотношения между  родителями и детьми. Прежде всего, это проявляется в том, что решение родителей имеет все меньший вес в деле заключения браков их детьми, дети перестают быть носителями семейных традиций. Социальные условия позволяют им и без опоры на традиции семьи утвердиться в обществе. Наряду с этим уходят на второй план и семейные ценности, которые заменяет собой прагматизм.

Из вышесказанного мы можем сделать  вывод, что проблема становления, устойчивости семьи - одна из основных проблем современного общества. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено огромным ее значением как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства, а также постоянно растущей актуальностью социального заказа, ведь усиление дестабилизации семьи отмечают практически все исследователи проблемы. Отсюда вытекает необходимость формирования семейных ценностей.

На наш взгляд, основы семейных ценностей закладывается  в детстве, но их корректировка и  осмысление происходят в возрасте 15-18 лет (старшие школьники), поскольку в этот период подростки переживают первую влюбленность и начинают задумываться о создании семьи. Именно на этом этапе начинает действовать и окончательно формируется система семейных ценностей.

Однако именно в этот период старший школьник ориентирован социумом на другие цели: образование, успешная карьера, материальный достаток. Таким образом, подросток вынужден самостоятельно осваивать и корректировать имеющиеся у него семейные ценности и образцы поведения, опираясь на стереотипы и образцы окружающей его действительности.

На сегодняшний день действительность такова, что  число браков «де-факто» увеличивается по сравнению с  числом браков заключенных «де-юре»19. Здесь наблюдаются особенности социальных установок и мотивов, которые сформировались у молодежи относительно недавно под воздействием изменившихся социальных условий и норм.

Особую остроту приобретают  вопросы сексуального поведения  российской молодежи, репродуктивного  здоровья юношей и девушек. Этой важной проблеме уделяется внимание лишь в контексте контрацепции, профилактике заболеваний, передающихся половым путем.

Эффективность процесса формирования семейных ценностей снижает  достаточно слабая активность и заинтересованность самих старших школьников в вопросах семейных отношений. Так по данным социологического опроса20 различных категорий молодого поколения (выборка 600 человек в Санкт-Петербурге и Ленинградской области), читают регулярно литературу по проблемам семьи и брака 5%, читали однажды - 25%, вообще не читали - 65%, ничего не слышали о такой литературе - 5%.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций старших школьников на протяжении последних лет показывает, что семья для них остается основной ценностью. При этом рассматривается  как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении старших школьников о будущей семье занимают ролевые ожидания, хотя зачастую отсутствует реальное представление о том, в каких сферах муж и жена могут проявить свое главенство.

Одновременно с этим исследователи  отмечают, что современная молодежь стала очень самостоятельна не только в суждениях, но и в поступках. Юноши и девушки знакомятся самостоятельно, легко, свободно не только на дружеских  встречах и вечеринках, но и в общественных местах. Знакомство может начать девушка, и это никого не удивляет и ни у кого не вызывает осуждения. Сегодня можно встретить идущих в обнимку по улице или целующихся в городском транспорте девушку и юношу. Но эта вседозволенность, своего рода доступность женщины вычеркнула из мужской программы необходимость добиваться ее расположения и свела на нет период ухаживаний и узнавания друг друга.

В этот период они многое обсуждали, планировали, выясняли из того, что должно войти в их совместную жизнь. В состоянии невесты девушка психологически готовила себя к роли хозяйки дома, матери, жены, жених - к роли хозяина, отца, мужа. Окончательно складывали свою систему семейных ценностей. Одновременно менялось отношение окружающих, прежде всего сверстников, к помолвленным.

Сегодня главную задачу - поближе присмотреться друг к  другу, научиться общаться с окружающими, корректируя свое поведение с  учетом всего комплекса интересов  партнера в семье - преследует установление определенного срока между подачей  заявления в ЗАГС и днем регистрации брака. Однако зачастую совместная жизнь начинается гораздо раньше, минуя период ухаживаний (так называемый Гражданский брак). По данным исследования21 молодежь считает, что гражданский брак - это:

  • ступень к будущей регистрации брака и созданию семьи — (54%);
  • новая модель семьи (34%);
  • это негативное явление, ставящее под сомнение ценность семьи и брака (11%).

Из результатов исследования видно, что большинство молодых  людей и девушек принимает  гражданский брак, из чего можно сделать вывод, что данная модель семейных отношений будет иметь место в дальнейшем.

Как на сегодняшний день можно решить проблему отсутствия подготавливающего  к семейной жизни этапа «ухаживания»? В каком возрасте, какими средствами и на базе каких социальных институтов процесс формирования семейных ценностей окажется наиболее эффективен?

Очевидно, что до момента, когда возможно установление гражданского брака (18 лет). По данным социологического опроса22 молодое поколение считает: готовить к созданию семьи надо заранее, еще в школе - 65%, 17% считают, что в школе говорить об это рано, мнение не сложилось у 18% респондентов.

Основная сфера контактов  молодых людей — сфера образования. Именно в старших классах школы  складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения и ведут к созданию семьи.

Сегодня отечественные  и зарубежные ученые пришли к выводу, что наряду с решением уже известных  проблем семьи, важно формировать  должное позитивное отношение среди  различных категорий молодежи к семье и браку.

Помимо социальной рекламы  в СМИ, различных мероприятий, посвященных  проблемам молодой семьи, необходима целенаправленная подготовка молодого поколения еще задолго до создания семьи.

Каковы же основные социальные институты, осуществляющие формирование семейных ценностей старшего школьника? В исследованиях выделяются23:

  1. Родительская семья
  2. Школа и другие образовательные учреждения
  3. Молодежные организации и трудовые коллективы.
  4. Средства массовой информации (через социальную рекламу).

При этом к процессу возрождения  семейных ценностей относятся очень  серьезно и научно, вероятно вследствие этого учреждения социально-культурной сферы (осуществляющие деятельность в  сфере досуга) остаются «за кадром».

Что касается родительской семьи, то любопытно отметить, что современные молодые люди опыт родителей в семейных вопросах  склонны не учитывать. На вопрос анкеты24: «Хотели бы вы в своих семейных отношениях повторить опыт своих родителей?» - большинство отвечают отрицательно.

Следуя тенденциям возрождения семьи, в  школах вводятся курсы «Этика и психология семейной жизни», уделяется большое внимание гендерному воспитанию, разрабатываются программы по эффективному взаимодействию семьи и школы, праздники семьи.

На наш взгляд, часть  этих технологий хороша в начальной школе (праздники семьи), часть в средней (гендерное воспитание и т.д.), объединяет их то, что они ориентированы на ребенка, для которого имеет значение авторитет близкого взрослого (учителя, родители). Мы же, исходя из возрастных особенностей старшего школьника, должны обратить особое внимание на волевой компонент, усилия самой личности в организации личного счастья, мобилизацию духовных и физических усилий для становления своих способностей, реализации себя в социальной практике. Следовательно, и воздействие на подростка должно осуществляться с учетом этой важной особенности. Таким образом, чтобы транслируемые ценности шли не сверху, как догма, а изнутри, как личностное убеждение, результат индивидуального опыта.

Здесь и приходят на помощь технологии социально-культурной деятельности, которые реализуются в сфере досуга, главной отличительной чертой которой является свобода выбора.

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что наиболее эффективным для формирования семейных ценностей периодом является старший школьный возраст. При этом выявили, что исходя из особенностей возраста, воздействие должно осуществляться в результате свободного выбора подростка, который он может осуществить в сфере досуга. Следовательно наиболее эффективным будет формирование семейных ценностей средствами учреждений работающих непосредственно в сфере досуга — учреждений социально-культурной сферы.

1.2. Особенности  организации деятельности учреждений  дополнительного образования по  формированию семейных ценностей старших шокльников.

1.2.1. Понятие социально-культурной сферы. 

В предыдущем параграфе был сделан вывод о значимости учреждений социально-культурной сферы в формированиии семейных ценностей старших школьников. Обозначим  общие понятия:

Профессор В.Е. Новаторов25 отмечает, что «понятие «социально-культурная сфера» сегодня трактуется исключительно широко. Она, в частности, включает в себя привычные для нас культуру и искусство, а кроме того, охватывает физическую культуру и спорт, туризм, здравоохранение, образование, отдельные стороны социальной работы. К социально-культурной сфере относят сегодня и средства массовой информации, включая радио, телевидение, печать, книгоиздательскую деятельность и книжную торговлю, Интернет-системы и пр.»

Ю.А. Помпеев26 в своем учебном пособии «Экономика социально-культурной сферы» дает слеудющее определение:

 Социально-культурная  сфера - составная часть национальной  экономики, связанная с выполнением государством его социальных (от лат. sоcialis - общественный) функций в рамках межличностных и товарно-денежных отношений между людьми. Эта сфера представляет совокупную социокультурную организацию общества и, в соответствии с Законом «О бюджетной классификации РФ»27, включает в себя следующие группы или отрасли: культура, искусство и средства  массовой  информации; образование и профессиональная  подготовка кадров; здравоохранение; физическая культура и спорт; социальное обеспечение».

Это достаточно бюрократическое  определение с четко обозначенной структурой, с законодательным источником, гарантирующим правовые основания для использования такого определения и такой структуры СКС в образовании и на практике. Но оно не отражает сущности СКС. 

В реальной управленческой практике такая насыщенная структура  составляющих больше соответствует объему понятия «социальная сфера», которое по-прежнему активно употребляется и в научной, и в образовательной, и в профессионально-практической лексике.

Информация о работе Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников