Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Новые социально-экономические условия, социально-экономический и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного воспитания и подготовки растущего человека к осознанному родительству, формированию собственной семьи: разрушены нравственные представления о браке и семье, повреждены устои семьи, утрачено традиционное восприятие родительства и детства; снижается социальная значимость отцовства и материнства. Все это ведет к девальвации семейных ценностей, господству в современной семье материальных ценностей над духовными.

Содержание

Введение…………….……………………………....……………….…………...стр.
Глава 1. Теоретические подходы к формированию семейных ценностей старших школьников средствами учреждений дополнительного образования.......……стр.
1.1. Состояние проблемы формирования семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.2. Особенности организации деятельности учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников....................................................................................................стр.
1.3. Потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников....................................................................................стр.
Выводы по первой главе.........................................................................................стр.
Глава 2. Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников...........…………… стр.
2.1. Исследование направлений деятельности ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по организации досуга старших школьников..……………………..……………...стр.
2.2. Анализ деятельности Отдела организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» по использованию игровых технологий для старших школьников……………………………………………………………………..стр.
Выводы по второй главе......................................................................................стр.
Заключение………………………………………………………………………стр.
Список использованной литературы…………………………………………...стр

Вложенные файлы: 1 файл

Пашин курсач.doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Гуманистическая природа  игрового процесса и педагогический потенциал досуговых общностей раскрывались с учетом исследований, выполненных в рамках проблематики социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Т.Г.Киселева, А.А. Сукало, В.Е.Триодин, Б.А.Титов).

Системно-технологический  подход в современной педагогической теории и практике, отраженный в трудах Ш.А. Амонашвили, С.А. Шмакова позволил раскрыть особенности игровой технологии и методики организации игровых форм, в частности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

В характеристике возрастных особенностей старших школьников автор опирается на работы И. С. Кона, Л. И. Божович, Э. Эриксона, М.Ю. Кондратьева.

Степень научной  разработанности проблемы

В отечественных исследованиях  последних десятилетий доминирующим остается структурно-функциональный подход к семье, представленный в работах А.Г. Харчева и М.С. Мацковского.

В современной социальной науке преобладают труды, ориентированные  на изучение семьи как социального  института, ее места и роли в обществе, экономического положения и статуса, демографического поведения. В этом аспекте следует выделить исследования А.И. Антонова, М.С. Мацковского и др., в которых обоснованы принципиальные положения об институциональном кризисе семьи.

Обращение к феномену семьи как к социокультурной  ценности стало характерным для исследований второй половины 1990-х годов. Данная проблематика хорошо представлена в работах О.И. Волжиной, С.И. Голода, Е.Р. Смирновой, где разработаны концепции семьи как ценности общества и на их основе выявлены основные направления процесса модернизации ценности семьи в современном российском обществе.

Анализ семьи как  универсальной ценности и как  побудительного мотива для индивидуального  поведения личности нашел отражение  в работах М.С. Мацковского, В.Т. Лисовского, В.В. Бодровой, Т.И. Заславской.

Значительный интерес  представляют исследования проблем  социальной эволюции семьи в трудах Э. К. Васильевой, Ю.А. Гаспаряна и  др. В данных исследованиях прослеживается тенденция изучения семьи как  социальной организации первичного уровня, основы социальной жизни общества.

Проблемой формирования семейных ценностей занимались Т. А. Гурко, А.Г. Волков, В.Т.Лисовский, Ю.А. Гаспарян, А.Г. Харчев, Т.М.Афанасьева, А.Г. Шмелев, Э.К.Васильева и др.

Проблема подготовки молодежи к браку, формирование позитивного отношения к семье рассмотрены в работах В.Т. Лисовского,  Ю.А.Гаспарян, А.Г. Харчева, М.С. Мацковского.

Вопросы ценностей семьи  обсуждаются в работах М.Ю. Арутюняна, С.И. Голода. В современных социологических  исследованиях чаще всего выявляется отношение к таким ценностям как брак, дети, супружеская верность, требования к брачному партнеру.

Молодежь как обладателя определенной субкультуры, проблемы социализации молодежи рассматривали С.П. Иваненков, Е.Г. Слуцкий. Изменение ценностных ориентаций у молодежи, в том числе и в сфере брачно-семейных отношений в условиях общественных трансформаций, освещается в работах Н.Е. Чистяковой, А.В. Петрова.

Педагогический аспект формирования семейных духовно-нравственных ценностей раскрыт в исследованиях Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.С. Макаренко, А.В. Мудрика, В.А. Сухомлинского, А.Г. Харчева, С.Т. Шацкого.

 В то же время  обращает на себя внимание  тот факт, что среди работ по  проблематике семьи собственно  практических методов по сохранению, развитию семьи, формированию семейных ценностей явно недостаточно. Между тем все более очевидным становится несоответствие между назревшей потребностью в подготовке молодежи к жизни в семье и слабой разработанностью теоретико-методологических подходов к решению этой проблемы. Подобное несоответствие связано с глубинными расхождениями в представлении о значимости семьи в развитии личности и общества и сегодняшним реальным содержанием ценностно-нормативных оснований семьи;

Получается, что при  достаточном количестве работ по семейной проблематике, разработка проблемы формирования семейных ценностей у молодежи по-прежнему невысокая. До сих пор остается открытым значение понятия «формирование семейных ценностей», остаются без внимания различные характеристики формирования семейных ценностей как социального процесса.

Мало внимания уделяется  технологиям формирования семейных ценностей старших школьников, в  частности роли игровых технологий. Между тем, все исследователи  сходятся в том, что игра играет ключевую роль в социализации личности.

В части освещения  потенциала игровых технологий, изучение литературы показало, что современное  состояние научного осмысления игровой  культуры свидетельствует о существовании  многочисленных методологических и  теоретических подходов к изучению этого феномена. 

На современном этапе  исследования феномена игры можно говорить о различных научных теориях  игры: теория избытка сил, компенсаторности; инстинктивности; отдыха в игре; удовольствия, реализации врожденных влечений; духовного развития в игре; взаимосвязи игры с искусством и эстетической культурой; связи игры и труда; рекапитуляции и антиципации и так далее.

Отдельно следует выделить историко-культурологическое исследование Йохана Хейзинга «Homo Ludens», где игра понимается как культурообразующий фактор во всех сферах человеческой жизни. В исследовании Й. Хейзинга игра предстает, как «необходимый способ социальной жизни, то, что поддерживает идеал, в свою очередь, определяющий духовную культуру эпохи», даны определения главных признаков игры, обеспечивающих ей самостоятельное существование в культуре со статусом независимого явления.

Исследователи феноменологии  игры отмечают, что как культурологический феномен игра в совокупности ее модальностей выступает стилеобразующим фактором современной культуры (Т.А. Апинян).

Значительное место  игровое знание занимает в истории  педагогической мысли (Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо и др). В историю  педагогики игровой метод входит как наиболее органично сочетающий в себе жизнь и дух психологии детства - сочетание жажды знания со стремлением к удовольствию и наслаждению.

В ХХ веке игра, как ведущая  форма активности ребенка становится объектом самого пристального научного анализа в отечественной психолого-педагогической теории и практике. Можно выделить следующие направления научных исследований:

- Общие проблемы и  методология педагогической теории  игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин и  др.);

- Игра как форма  организации детской жизни, «детского  общества» (Р.Г. Надеждина, В.М. Розин, А.П. Усова и др.);

- Игра и умственное  развитие ребенка, проблемы дидактической  игры (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.);

- Место игры в педагогическом  процессе: строение игровой деятельности  и руководство игрой (С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др.).

- Игра как средство  творческой адаптации человека  в мире, как порождение деятельности, посредством которой человек  преобразует действительность и  изменяет мир (С.Л. Рубинштейн  и др.)

- Этнопсихологическое  и архетипическое изучение игровой культуры сконцентрировано сегодня вокруг исследования проблемы игровой биографии человека (С. В. Григорьев).

- В теории и практике  социально-культурной деятельности  социально-педагогические аспекты  и художественно-творческие возможности  игровой культуры представлены работами Д.М. Генкина, О.Л. Орлова, А.П. Панфиловой, Б. А. Титова, М. А. Ариарского и др. В исследованиях социо-культурный и творческий потенциал игровой деятельности в сфере досуга разрабатывается, в первую очередь, как психолого-педагогический метод активизации участников праздничных форм культуры и ведущая форма художественно-творческой деятельности, игра обосновывается как эффективная форма социализации личности и как интерактивный метод в формировании профессиональных способностей и общечеловеческих ценностей.

Методы организации  исследования.

На теоретико-аналитическом  этапе были использованы методы анализа, синтеза, исследования имеющейся научной  литературы.

На диагностическом  этапе были использованы методы наблюдения, изучения документации учреждения, анкетирования.

Методика организации исследования.

Теоретико-аналитический этап: на этом этапе был определен объект и

предмет исследования, сформулирована проблема и цель работы, разработана гипотеза исследования. На основе анализа научной и специальной литературы было определено современное состояние проблемы и основные теоретические подходы к формированию семейных ценностей у старших школьников, выявлен потенциал игровых технологий в формировании семейных ценностей старших школьников.

На данном этапе с  помощью методов теоретического анализа и синтеза информации были сформулированы теоретические  выводы.

Диагностический этап: позволил определить практическое состояние исследуемой проблемы. На диагностическом этапе путем методов анализа документации, планов работы, материалов интернет-сайта учреждения,  анкетирования, наблюдения был исследован потенциал ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ» в организации досуга старших школьников и проведен анализ  организации игровых форм для старшеклассников и их эффективность в деятельности Отдела организационно-массовой работы.

Методический этап: С учетом выводов, сделанных на основе анализа научной литературы и исследования процесса организации игровых форм для старших школьников в Отделе организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ», была разработана игровая программа «Эскиз к семейному портрету», направленная на формирование семейных ценностей старших школьников с использованием игровых технологий.

База исследования: Отдел организационно-массовой работы ГОУ ЦО «СПб ГДТЮ»

Новизна исследования: Заключается в систематизации существующих подходов к формированию семейных ценностей, обосновании наиболее эффективного для формирования семейных ценностей возрастного периода (старшеклассники),  определении специфики и потенциала УДО  в формировании семейных ценностей старших школьников методами игровых технологий.

Практическая  значимость исследования: Заключается в выявлении досуговых и ценностных предпочтений старших школьников, определении наиболее эффективных с точки зрения формирования семейных ценностей игровых технологий и выработке требований к организации игровых технологий для данного возраста.

Положения, выносимые  на защиту:

  • Потенциал учреждений дополнительного образования по формированию семейных ценностей старших школьников заключается в том, что они осуществляют свою деятельность в сфере досуга, обладают базой эффективных методик.
  • Механизм реализации игровых технологий в учреждениях дополнительного образования заключается в:
  • В интеграции педагогических и социально-культурных технологий;
  • В реализации социально-культурных технологий, нацеленных на решение социальных проблем;
  • В создании условий (свободный выбор) для эффективного формирования семейных ценностей;
  • В эффективном использовании имеющегося методического ресурса;
  • В принципах деятельности, основанных на добровольности свободного выбора.

 

Структура курсовой работы отражает  общий замысел исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

 

1.1. Состояние  проблемы формирования семейных  ценностей старших школьников

1.1.1. Возрастные особенности старших  школьников.

Для того, чтобы определить современное состояние проблемы формирования семейных ценностей у старших школьников и приблизиться к пониманию существующих теоретических подходов необходимо дать характеристику возрастных особенностей данной аудитории, поскольку именно они ложатся в основу используемых и разрабатываемых методик.

Социальная  ситуация развития

Социальная ситуация развития характеризуется в первую очередь тем, что старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную  жизнь. Ему предстоит выйти на путь трудовой деятельности и определить свое место в жизни. Эту ситуацию характеризует направленность на будущее: на выбор образа жизни, профессии, референтных групп людей. Соответственно в этот период основное значение приобретает ценностно-ориентационная активность. Она связывается со стремлением к автономии, правом быть самим собой. Как подчеркивает И.С. Кон, «современная психология ставит вопрос об автономии выросших детей конкретно, разграничивая поведенческую автономию (потребность и право самостоятельно решать вопросы), эмоциональную автономию (потребность и право иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от родителей), моральную и ценностную автономию (потребность и право на собственные взгляды и фактическое наличие таковых)»3.

Принципиальное отличие позиции старшего школьника в том, что он обращен в будущее и все настоящее выступает для него в свете основной направленности его личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение, становится тем эмоциональным центром жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться и вся деятельность, все интересы4.

Ведущая деятельность

Ведущая деятельность в  юношеском возрасте — познавательная.

Проявляется большая  избирательность к учебным предметам  и одновременно — интерес к  решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.

Изменяется отношение  и к отметке. Старший школьник перестает учиться “за отметку”, ему важны сами по себе знания, в  значительной степени обеспечивающие будущее. Возникает потребность разобраться в себе и окружающем, найти смысл происходящего и собственного существования. Таким образом, в старших классах мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер. Не случайно в этом возрасте повышается интерес к художественной и философской литературе.

Информация о работе Реализация потенциала учреждений дополнительного образования в формировании семейных ценностей старших школьников