Процедура выбора народных депутатов Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:56, реферат

Краткое описание

Провозглашение в Конституции Украины принципа демократии означает, что она ставит своей целью наряду с обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина, создать благоприятные условия для обеспечения участия граждан в управлении государственными делами.
Строительство государства с режимом народовластия требует создания четких и объективно оправданных правил формирования представительных органов власти.
Актуальность темы заключается в том, что в Украине осуществляется конституционная и правовая реформы. Органической основой этих реформ должно быть также усовершенствование избирательной системы, которая бы могла обеспечить осуществление ротации власти по итогам выборов демократическим путем.

Содержание

Введение 3
Организация и порядок проведения выборов 4
Процесс выборов народных депутатов Украины 10
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

Голосование проводится только лично избирателем по предъявлении им паспорта члену избирательной комиссии, регистрирующему его в списке избирателей. Голосование по доверенности не допускается, не допускается присутствие в кабине для голосования посторонних лиц (за исключением случаев, когда избиратель в силу немощности или иных физических недостатков не имеет возможности поставить отметку за избранного им кандидата, в этом случае ему может помочь другой избиратель).  Каждому избирателю выдается только один бюллетень, причем избиратель ставит свою подпись на контрольном талоне и в списке избирателей. Также не допускается, чтобы избиратель голосовал одновременно за нескольких лиц (например, членов семьи). Голосование проводится в строго установленное время.

Строго в установленное время начинается процедура подведения итогов голосования избирателей. Процедура носит непрерывный характер, членам комиссии и наблюдателям от партий (блоков партий) запрещается выходить из помещения, где происходит процедура подсчета голосов. Наблюдатели от партий (блоков партий) не имеют права вмешиваться в процесс подсчета голосов, они имеют права наблюдать за ходом процесса подведения итогов голосования, производить записи, необходимые им для фиксации нарушений. Фиксация нарушений производится путем составления отдельного процессуального документа – протокола.

Процедура подсчета голосов избирателей производится по строго установленной законодательством процедуре. Она включает в себя регламентацию вскрытия ящиков для голосования (урн). Подсчет голосов проводится обязательно вслух одним из членов комиссии, выбранным членами комиссии большинством голосов. Подсчет непрерывен. По окончанию подсчета голосов заполняется протокол по строго установленной форме, разработанной  и утвержденной ЦИК. Протокол подписывается всеми членами комиссии, заверяется печатью участковой избирательной комиссии, и отвозится в составе трех членов комиссии (председателя, секретаря и члена комиссии) в вышестоящую (окружную или территориальную) избирательную комиссию. Вместе с протоколом  направляются бюллетени.

Вышестоящая избирательная комиссия (окружная или территориальная) имеет право проверить протоколы участковых избирательных комиссий, на основании данных участковых избирательных комиссий вышестоящая комиссия составляет свой протокол, который заверяется аналогично протоколу участковой избирательной комиссии, и направляет все указанные избирательные документы (протоколы) в Центральную избирательную комиссию, которая имеет право оглашать результаты выборов.

Окончательные результаты выборов устанавливаются Центральной избирательной комиссией, оглашаются публично не позднее чем на 15-й день после окончания выборов и должны быть опубликованы в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины», а также на сайте ЦИК. ЦИК по результатам выборов составляет протокол, который подписывается всеми членами комиссии и заверяется печатью ЦИК.

Официальным опубликованием результатов выборов и регистрацией депутатов фактически завершается избирательный процесс. Результаты выборов могут быть обжалованы, в том числе и  в судебном порядке.

 

Процесс выборов народных депутатов Украины

Как отмечено статьей 14 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» подготовка и проведение выборов регулируются Конституцией Украины, Законом Украины «О Центральной избирательной комиссии», этим законом и иными законами Украины, а также принятыми соответственно к ним иными актами законодательства. [3] Виды выборов депутатов регламентированы статьей 15 Закона, они могут быть очередными, внеочередными. Внеочередные выборы  назначаются Президентом Украины на основании и в порядке, установленном Конституцией Украины.

Очередные выборы депутатов проводятся в последнее воскресенье марта последнего срока полномочий Верховной Рады Украины, а избирательный процесс начинается за 120 дней до выборов, причем ЦИК оглашает про начало избирательного процесса не позднее, чем за 125 суток до дня выборов.

Внеочередные выборы проводятся в последнее воскресенье 60-дневного срока со дня опубликования указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий ВР Украины, а избирательный процесс в этом случае  начинается на следующий день после опубликования указа Президента.

Выборы депутатов проводятся в едином общегосударственном многомандатном избирательном округе, включающем в себя всю территорию Украины и зарубежный избирательный округ, причем вся территория  страны делится на 225 территориальных избирательных округов.

Решения о создании данных округов принимает на себя ЦИК не позднее чем за 110 дней до дня выборов, количество округов по каждой территориально-административной единице страны также возлагается на ЦИК, с обязательным опубликованием данного решения в трехдневный срок.

Избирательные участки (обычные, специальные и зарубежные) (статья 19)  создаются  не позднее, чем за 50 дней до выборов для подготовки организации и проведения голосования и подсчета голосов избирателей, количество избирателей на участке может варьироваться от 20 до 2500 человек, с присвоением окружной комиссией каждой участковой комиссии номера.

Обычные избирательные участки создаются с целью организации голосования избирателей по месту их проживания окружными избирательными комиссиями по представлениям соответствующих исполкомов местных советов в срок не позднее, чем за 58 дней до дня выборов.

Специальные участки (статья 21) создаются в местах временного пребывания избирателей с ограничением возможностей перемещения (больницы, исправительные учреждения, воинские формирования и т.д.) с той целью, чтобы  избиратели могли проголосовать, не нарушая режим учреждения, где они временно пребывают, с обязательным опубликованием решения ЦИК по данному вопросу в региональных СМИ. Данной статьей четко регламентирован механизм и порядок создания таких участков.

Отличие создания зарубежных участков от специальных в том, что они создаются ЦИК, а не окружными комиссиями, и по представлению Министерства иностранных дел Украины, и при дипломатических и иных официальных представительствах страны за рубежом, и в воинских формированиях, дислоцированных за рубежом. Механизм и порядок создания таких участков регламентирован статьей 22 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины».

Причем что интересно, решения окружной избирательной комиссии о создании обычных и специальных избирательных участков предоставляются уполномоченным представителям партий (блоков)- субъектов избирательного процесса в данном регионе буквально на следующий день, а решения ЦИК о создании зарубежных участков  предоставляются представителям партий (блоков) также на следующий день, но уже субъектам избирательного процесса в ЦИК (статья 23).

Система избирательных комиссий, в принципе, едина для выборов Президента Украины и народных депутатов Верховной Рады Украины.

Статус комиссий определен статьями 25, 38: они являются специальными коллегиальными органами, уполномоченными организовать подготовку и проведение выборов депутатов и обеспечить соблюдение и одинаковое толкование применение законодательства Украины о выборах депутатов, а окружные комиссии, к тому же, должна включаться в Единый реестр юридических лиц с получением свидетельства о государственной регистрации.    

Требования к составу, в том числе персональному, комиссий закреплены статьей 26 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины».

Важен порядок создания комиссий, и законодатель уделяет этому аспекту ряд статей (статьи 27 - 29) с достаточно четкой детализацией этого момента избирательного процесса: от сроков создания комиссий, субъектов права представления кандидатур в состав комиссий, количественный состав комиссий и их персональный состав, документация процесса, ограничения по персональному составу руководства комиссий с целью объективности  избирательного процесса (в состав комиссий председатель, секретарь и зам. председателя не могут быть представителями одной партии (блока), обязательное опубликование вышестоящей комиссией в соответствующих СМИ и в соответствующие сроки.

Полномочия окружных и участковых избирательных комиссий закреплены в статьях 31 - 32 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины», причем следует обратить внимание, что в отличие от ранее действовавшего законодательства о выборах, члены этих комиссий обязаны приступать к работе не ранее, чем принесут присягу на первом заседании  комиссии. В стате 36 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» приводится даже текст присяги, и отказ от принятия присяги приравнивается к отказу в членстве в комиссии.

Детальная организация работы избирательных комиссий закреплена статьями 33 - 35: тут и механизм работы комиссий, определенный через их заседания, вводится понятие кворума и определяется порядок ведения заседания, сроки рассмотрения вопросов, принцип открытого голосования по вопросам, вступление решения в силу, в основном,  с момента принятия, документирование деятельности комиссий. Определен и порядок обжалования решения комиссии в судебном порядке или через решение  комиссии вышестоящего уровня. 

При организации проведения выборов крайне важен момент составления списков избирателей. В этом вопросе на практике Украина столкнулась с множеством трудностей, и потому не случайно законодатель так регламентировано-детально прописывает отдельной главой Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины»: «Списки  избирателей» порядок составления списков и иные аспекты по спискам. Главное, что законодателем 7 июля 5 и 28 декабря 7 внесены изменения в рассматриваемый нами закон, которыми закреплено, что с 1 октября 2007 года введена в действие новая редакция статей о порядке составления и т.п. списка избирателей в едином ключе с Законом о Государственном реестре избирателей, о котором мы уже говорили выше, а статьи, в которые изменения не вносили, не должны противоречить Закону о реестре. [4]

В статье 42 Закона Украины «О выборах народных депутатов» закреплено право избирателя обратиться с письменным заявлением в участковую избирательную комиссию с просьбой выдать ему открепительное  удостоверение на право голосования на выборах депутатов и исключить его из списков избирателей.

Избиратель имеет право с выданным ему открепительным удостоверением и заявлением обратиться до 12 часов субботы в окружную избирательную комиссию округа, указанного на удостоверении, и где он выразил намерение голосовать.

ЦИК на своем сайте не позднее 12 часов до начала голосования публикует информацию об ожидаемом количестве таковых избирателей, одномоментно извещая окружные комиссии.

Избиратели имеют право быть ознакомленными со списками избирателей на своем избирательном участке в порядке, определенном Законом «О государственном реестре избирателей». Отдельным этапом является в  проведении выборов выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Так, часть 1 статья 55 достаточно предусматривает общий порядок выдвижения кандидатов в депутаты: «гражданин Украины, который имеет право быть избранным депутатом, может дать согласие баллотироваться кандидатом в депутаты от партии (блока)» - это что касается граждан-физических лиц.

В то же время очень четко и детально прописаны понятия создания избирательных блоков (статья 56), порядок выдвижения кандидатов в депутаты (статья 57), условия регистрации кандидатов в депутаты, денежный залог (статья 59), декларацию про доходы (статья 60), порядок регистрации кандидатов в депутаты (статья 61), отказ в регистрации (статья 62), изменения в составе избирательного блока (статья 63), отмена решений о регистрации (статья 64).

Так, статьей 57 Закона Украины «О выборах народных депутатов» устанавливает количество кандидатов в депутаты от партии (блока), которое не должно превышать количество депутатов ВР - 450 чел., что кандидатом может быть как член партии, так и беспартийный, что процедура выдвижения требует только выдвижения на съездах (конференциях), по форме избирательного списка, утвержденного ЦИК, и т.п.

Отдельной стадией проведения выборов идет предвыборная агитация, предусмотренная разделом VIII Закона Украины «О выборах народных депутатов».

Так, партия (блок), а также кандидаты в депутаты иметь право начинать предвыборную агитацию  только с момента принятия ЦИК решения о регистрации, а заканчивать – в 24 часа последней пятницы перед выборами (статья 65).

Финансирование агитации производится  частично за счет средств Госбюджета страны, и за счет средств избирательных (блоков) партий. Иное финансирование запрещено, например, из собственных средств кандидата в депутаты.

Не возбраняется агитация через СМИ, информационные материалы и плакаты,   Интернет, телевидение, радио, печатные СМИ.

Законодательно закреплено, что эфирное время для проведения агитации за средства Госбюджета предоставляется телерадиоорганизациями государственной и коммунальной форм собственности между 19 и 22 часами в количестве не менее часа на общегосударственных СМИ, и не менее 20 минут – в региональных. Очередность определяется жребием, проводимым ЦИК. [5]

Вводит законодатель понятие и ограничений в ведении агитации (статья 71), которые касаются строго определенного круга лиц: органов власти, правоохранительной системы и судов, членам избирательных комиссий и иностранцам. Предусмотрены и антикоррупционные моменты (пункт 13 статьи 71 Закона Украины «О выборах народных депутатов»).

Переходим к самому главному в любом избирательном процессе – голосовании и установлении результатов выборов.

Подготовка к голосованию начинается за некоторое время от дня голосования – с избирательного бюллетеня. Статьи 78 - 80 детализуют как форму и текст бюллетеня, так и требования к нему, как документу строгой отчетности; порядок изготовления бюллетеней строго централизирован (статья 79  содержит 11 частей, детализирующих порядок изготовления бюллетеней, а статья 80 - содержит 19 статей, детализирующих порядок передачи бюллетеней «на места»).

Не менее детально прописана в законе норма о помещении для голосования (статья 81): тут и требования о размере помещения для голосования отдельно для каждого вида участков (для малых - пл. не менее 50 кв.м., для больших – не менее 90 кв.м.), и количество кабин для голосования с той же градацией по размерам участков, и открытость доступа в помещение субъектам избирательного процесса, и необходимость оборудования урн, и требования к ним, и информативные материалы, касающиеся процедуры голосования и субъектов избирательного процесса.

Информация о работе Процедура выбора народных депутатов Украины