Процедура выбора народных депутатов Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 00:56, реферат

Краткое описание

Провозглашение в Конституции Украины принципа демократии означает, что она ставит своей целью наряду с обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина, создать благоприятные условия для обеспечения участия граждан в управлении государственными делами.
Строительство государства с режимом народовластия требует создания четких и объективно оправданных правил формирования представительных органов власти.
Актуальность темы заключается в том, что в Украине осуществляется конституционная и правовая реформы. Органической основой этих реформ должно быть также усовершенствование избирательной системы, которая бы могла обеспечить осуществление ротации власти по итогам выборов демократическим путем.

Содержание

Введение 3
Организация и порядок проведения выборов 4
Процесс выборов народных депутатов Украины 10
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.doc

— 109.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет радиоэлектроники

Кафедра радиотехники и телекоммуникаций

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему

«Процедура выбора народных депутатов Украины»

по дисциплине

«Правоведение»

 

 

 

Выполнил:  студент гр. Р-41д

Зименков Александр

Николаевич

Приняла:  ст. преподаватель

Комлик Валентина Ивановна

 

 

 

 

 

Севастополь

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Организация и порядок проведения выборов 4

Процесс выборов народных депутатов Украины 10

Заключение 18

Список использованной литературы 19

 

ВВЕДЕНИЕ

Провозглашение в Конституции Украины принципа демократии означает, что она ставит своей целью наряду с  обеспечением основных прав и свобод человека и гражданина, создать благоприятные условия для обеспечения участия граждан в управлении государственными делами.

Строительство государства с режимом народовластия требует создания четких и объективно оправданных правил формирования представительных органов власти.

Актуальность темы заключается в том, что в Украине  осуществляется конституционная и правовая реформы. Органической основой этих реформ должно быть также усовершенствование избирательной системы, которая бы могла обеспечить осуществление ротации власти по итогам выборов демократическим путем.

Подтверждая актуальность избранной темы, необходимо обратить внимание и на то, что реальностью для Украины становится хаотическое внесение изменений и дополнений в правовые акты с устоявшейся периодичностью. Долгосрочность действия правовых актов в большинстве случаев не является характерным явлением, что, безусловно, негативно влияет на проведение и результаты выборов.

Бесспорно, проблема выборов – это, в первую очередь, предмет исследований науки конституционного права. Однако лишь в последнее время наука отечественного конституционного права начала уделять соответствующее внимание проблемам выборов и избирательного права вообще, надлежащему осмыслению стадий избирательного процесса и его правового регулирования.

Изучение данного вопроса молодым поколением, несомненно, окажет положительное влияние на формирование гражданской позиции и социального сознания молодежи.

 

Организация и порядок проведения выборов

Как любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами и способами.

Под избирательным процессом понимается «урегулированная законом специфическая деятельность уполномоченных органов и граждан, направленная на формирование качественного и количественного состава органов государственной власти и органов местного самоуправления». [1] Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными стадиями избирательного процесса в Украине являются: провозглашение или назначение выборов.

Следующей стадией является составление и уточнение списков избирателей.

Законом Украины «О государственном реестре избирателей», принятом Верховной Радой Украины 22 февраля 2007 года предусмотрено создание Государственного реестра избирателей как целостной автоматизированной информационно-коммуникационной системы (банка данных), предназначенной для сохранения, обработки данных, содержащих  предусмотренными законом сведений, пользование ими. Единая база данных создана для обеспечения государственного учета избирателей. [2]     

С помощью реестра разрешаются две стратегических задачи: во-первых, обеспечивается ведение на государственном уровне персонифицированного учета избирателей; во-вторых, создается технологически-информационная  основа для оперативного формирования достоверных списков избирателей для проведения выборов на общенациональных и местных выборах и референдумах.

Статья 26 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» предусмотрена конфиденциальность собранных сведений и исключительно целевой характер использования сведений об избирателях.

В соответствии со статьей 5 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» в базе данных реестра хранятся данные про избирателя трех видов: а) индификационные персональные данные избирателя; б) персональные данные, определяющие место и условия голосования избирателя; в) служебные персональные данные. При этом органам ведения реестра запрещается собирать, хранить и вносить в реестр сведения, не предусмотренные Законом.

Законом предусмотрены принципы полноты и целостности сведений реестра, однократности включения избирателя в реестр, постоянность реестра и его защищенность, обновление данных реестра.

В соответствии со статьей 14 Закона Украины «О выборах народных депутатов Украины» в систему органов реестра входят распорядитель реестра, которым Законом определена Центральная избирательная комиссия, органы ведения реестра, и региональные органы администрирования реестра.   

В соответствии с законом создана сеть органов ведения реестра согласно административно-территориального устройства Украины.

Следующим этапом является образование избирательных единиц: округов и  участков.

В зависимости от количества мест, которые должны быть заполнены в одном избирательном округе, существует два типа избирательных округов: одномандатные (униноминальные), где на одно место проводятся выборы во всем избирательном округе и многомандатные (полиноминальные, плюриноминальные) округа, где избирается несколько депутатов.

В Украине для каждого вида выборов применяется отдельный порядок формирования избирательных округов. Так, по Закону Украины «О выборах народных депутатов Украины» в время выборов народных депутатов создается единый многомандатный общегосударственный избирательный округ, территорией которого является Украина, а центром – столица Киев, и 225 одномандатных избирательных округов. Избирателями общегосударственного округа являются все граждане Украины, имеющие право голоса. Одномандатные избирательные округа создаются Центральной избирательной комиссией с приблизительно равным количеством избирателей в каждом избирательном округе на всей территории Украины по предложениям соответственно Верховной Рады АР Крым, областных, Киевского и Севастопольского местных советов с учетом административно-территориального устройства страны компактности проживания национальных меньшинств. В соответствии с законом, местности, где проживают национальные меньшинства, не должны выходить за пределы одного избирательного округа.

Ориентировочное количество избирателей в избирательном округе, номер, территориальные границы и центры избирательных округов устанавливает Центральная избирательная комиссия.

Избирательные участки – это избирательные единицы, объединяющие избирателей по общему месту голосования. Значение избирательных участков в избирательном процессе, прежде всего, определяется техническим обеспечением проведения главного события выборов – процедуры голосования и подведения итогов голосования. Избирательные участки на территории Украины имеют, в основном, одинаковое количество показателей по числу избирателей – от 500 до 3000 человек.

По ныне действующему избирательному законодательству существует следующий порядок создания избирательных участков: они создаются окружными избирательными комиссиями (ранее - решениями органов власти на местах) по представлениям Киевского, Севастопольского городских советов, городских советов в пределах территорий избирательных округов, в случае отсутствия таких представлений – на основании предложений соответствующих мэров или  председателей советов.

Избирательная практика сложилась таким образом, что при одновременном проведении выборов нескольких видов и референдумов, избирательные участки являются общими.

На выборные органы законодательство возлагает руководство всем избирательным процессом. Создание системы  избирательных комиссий (территориальных, в том числе и Центральной; окружных, действующих в избирательных округах; участковых, действующих на избирательных участках) зависит от вида выборов и административно-территориального устройства государства.

Разработаны и действуют специальные избирательные законы, в которых закреплены системы, термины, порядок создания, объем компетенции избирательных комиссий для каждого вида выборов в Украине.

Так, в соответствии с Законом «О выборах народных депутатов Украины»,  для организации и проведения выборов создаются Центральная избирательная комиссия, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Деятельность избирательной комиссии заключается в следующем:

• создание избирательных комиссий; выдвижение и регистрация кандидатов;

• проведение предвыборной агитации;

• голосование;

• подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования;

• определение результатов выборов и их официальное обнародование;

• прекращение деятельности избирательных комиссий.

Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются: соблюдение принципов избирательного права; принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс; принцип политического плюрализма и многопартийности; принцип публичности и открытости; принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) - субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии; принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) - субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.

Субъектами избирательного процесса в Украине являются:

• избиратель;

• избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;

• партия (блок), которая выдвинула кандидата в депутаты;

• кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом; официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса.

Одной из важнейших стадий избирательного процесса является стадия выдвижения и регистрации кандидатов на выборные должности. В мировой практике выдвижение кандидатов определяется несколькими способами: самовыдвижением, выдвижением группой избирателей, выдвижением политическими партиями или иными общественными формированиями.

В Украине для каждого вида выборов характерны свои особенности в круге субъектов выдвижения кандидатов. Так, на выборах народных депутатов Украины право выдвижения реализуется и путем самовыдвижения, и через выдвижение политическими партиями, избирательными блоками партий, собраниями граждан и трудовых коллективов, в порядке, определенном Законом Украины.

Сроки выдвижения кандидатов в депутаты определены законодательно. Так, выдвижение по спискам  кандидатов в депутаты от партий (блоков партий) начинается за 170 дней и заканчивается за 120 дней до выборов, а в одномандатных округах соответственно начинается за 90 и заканчивается за 60 дней до выборов.

Во время выдвижения кандидатов в народные депутаты Украины проводится сбор подписей на поддержку политической партии (блока партий) или лица, подавшего заявление о намерении баллотироваться кандидатом в депутаты. Партия или блок партий должны собрать в свою поддержку не менее 200 тысяч избирателей, в том числе не менее 10 тысяч подписей в каждом из любых 14 административно-территориальных единицах Украины. Они также обязаны внести денежный залог на счет ЦИК в размере одной тысячи необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В одномандатных округах сбор подписей избирателей соответствующего округа в поддержку кандидата в депутаты проводится в случае самовыдвижения кандидатов. В данном случае необходимо собрать не менее девятисот подписей избирателей округа. Внесение денежного залога законодательством в данном случае не предусмотрено.

Следующей стадией избирательного процесса является проведение предвыборной агитации. Избирательное законодательство Украины независимо от вида выборов предусматривает, что агитация прекращается накануне дня выборов. В день выборов предвыборная агитация должна быть прекращена.

Предвыборная агитация может осуществляться в любых формах и любыми способами, не противоречащими законодательству Украины.

Самой главной стадией является голосование, так как это – кульминационный момент выборного процесса. В Украине разработана схема четкого разделения подсчета голосов, установления результатов выборов в избирательных округах и подведение итогов выборов народных депутатов Украины Центральной избирательной комиссией. Голосование проводится только в день выборов (досрочное голосование отменено).

Информация о работе Процедура выбора народных депутатов Украины