Выбор поставщика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является определение путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.
Достижению цели способствовала постановка и решение следующих задач: изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования выбора поставщиков на предприятии.

Вложенные файлы: 1 файл

исслед.раб.docx

— 53.70 Кб (Скачать файл)

Введение

Тема данной исследовательской работы актуальна в настоящее время, т.к., выбор поставщика является одной из наиболее важных задач предприятия. Эффективное управление закупками на предприятии может стать важным источником обеспечения конкурентного преимущества. Условия жесткой конкуренции, сложившиеся на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два десятилетия исключительно большое значение.

Целью работы является определение  путей совершенствования выбора поставщиков предприятия.

Достижению цели способствовала постановка и решение следующих  задач: изучение принципов управления закупками на основе концепции логистики; рассмотрение критериев выбора поставщиков; характеристика методов выбора поставщиков; оценка выбора поставщиков на конкретном предприятии; разработка путей совершенствования  выбора поставщиков на предприятии.

Объектом исследования выступает фирма «ЭксклюзивМода». Предметом исследования является методы оценки и выбор поставщиков предприятия.

Методы исследования: изучение теоретических основ по управлению закупками предприятия; анализ документации рассматриваемого предприятия; разработка конкретных мер по усовершенствованию выбора поставщиков предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управление закупками  на основе концепции логистики 

1.1 Управление  закупками на предприятии

Закупки – это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение  организации в заранее установленные  сроки, в необходимом объеме и  по минимально возможной цене качественными  ресурсами, поставляемыми надежными  поставщиками и способствующих повышению  конкурентоспособности организации.

Эффективное управление закупками  может стать важным источником обеспечения  конкурентного преимущества. Условия  жесткой конкуренции, сложившиеся  на современном глобальном рынке, заставляют организации активно искать новые  способы создания и доставки ценности покупателям. Именно на этом фоне закупочная логистика как один из подходов к  стратегическому управлению закупками, приобрела в последние два  десятилетия исключительно большое  значение.

Закупочная логистика  – это управление материальными  потоками в процессе обеспечения  предприятия материальными ресурсами. Цель логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д.

Выделение функции закупок  характеризуется необходимостью специализации  фирм. Невозможно найти предприятие, которое могло бы производить  все материальные ресурсы, используемые им в своем производственном процессе. Материальные ресурсы проходят через  цепочку организаций и предприятий, осуществляющие их закупки для последующей  переработки с целью продажи.

Основной целью логистического управления закупками является планирование, организация и контроль за обеспечением основного производства необходимыми материально-техническими ресурсами в определенном временном режиме с минимальными совокупными затратами, т.е. оптимальное приобретение, доставка и распределение материальных ресурсов в процессе производства. На этом этапе управления материальными потоками возникает необходимость принимать решения, позволяющие координировать интересы предприятий-поставщиков и потребителей. Для этого необходимо создание гибкой системы централизованного оперативного регулирования и контроля над процессом обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами.

Регулирование процессов  продвижения материальных потоков  основывается на:

- контроле за планами закупок и принятии необходимых мер в случае их нарушения;

- контроле за непосредственным продвижением материальных потоков и погрузочно-разгрузочных работ;

- оперативном контроле за приемкой продукции и направлении материальных потоков на рабочие места.

Процесс управления материальными  потоками в закупочной логистике  можно рассматривать с двух позиций: управление запасами и регулярного  анализа и организация поставок материальных ресурсов на предприятие (т.е. управление поставками).

Процесс закупки представляет собой экономически-целесообразное приобретение товаров и услуг, произведенных не самим потребителем. После принятия решения о производстве определенного вида продукции и приобретении необходимого оборудования – осуществляется процесс закупки.

Функции закупок заключаются  в определение типов материальных ресурсов, товаров и услуг которые  необходимо приобрести у сторонних  организаций, а также поиск оптимальных  поставщиков, уровня цен, способов транспортировки  и т.д. Процесс организации закупок  можно охарактеризовать следующими этапами:

1) Сбор и обработка  информации о конъюнктуре рынка  ресурсов и действующих условиях  торговли, доставки, хранения и т.д.

2) Выбор форм и источников  материально-технического снабжения

3) Размещение заказов  и их реализация.

4) Организация делопроизводства  по учету ресурсов и расчетам  за приобретенные материальные  ценности.

5) Поддержание отношений  с поставщиками.

Закупочная логистика охватывает информационную и управленческую деятельность, процессы транспортировки и хранения товаров, интеграция которых позволяет осуществлять надежное и качественное обеспечение производственных и коммерческих предприятий материальными ресурсами и товарами.

В процессе решения задач  логистического управления закупками  большое внимание уделяется сокращению общих затрат, поскольку затраты  на закупки в различны отраслях составляют от 40 до 60 % в структуре себестоимости  производства готовой продукции. Наибольший удельный вес в затратах, связанных  с закупками, занимают: стоимость  материальных ресурсов, затраты на транспортировку, складирование, грузопереработку, хранение и пр.

В настоящее время в  мировой практике наиболее прогрессивными считаются две концепции управления закупками: «точно в срок» (Just-In-Time, JIT) и «планирования производственных ресурсов» (Manufacturing Resources Planning, MRP II).

Цели JIT и MRP II, в сущности, одинаковы – это улучшение  обслуживания заказчика, сокращения запасов  и повышение производительности. Однако, подходы к решению этих задач различаются.

Главной задачей MRP является обеспечение гарантии наличия необходимого количества требуемых исходных материалов и комплектующих в любое время  в рамках срока планирования, наряду с возможным уменьшением постоянных запасов. MRP-система действует “от обратного»: вначале определяет срок реализации готовой продукции, а затем уже начинает планировать операции нижнего уровня.

Работа «точно в срок» (JIT) предлагает иной способ планирования. Все виды деятельности организуются таким образом, чтобы они совершались  в то время, когда необходимы. Суть системы сводится к отказу от производства продукции крупными партиями. Взамен этого создается непрерывно-поточное предметное производство.

Таким образом, обе концепции  управления процессом закупок нацелены на оптимизацию процесса закупок  и производства. Главное преимущество JIT – это ее простота, а главное  преимущество MRP II – это возможность  относительно быстро и эффективно составлять сложные графики и планы, а  также возможен контроль фактического состояния производства и выполнения заказов на закупку материалов и  комплектующих.

1.2 Критерии выбора  поставщиков

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач закупочной логистики. Некоторые менеджеры  недооценивают значение правильного  выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании, а  оно обеспечивается, во многом, четким выполнением поставщиками своих  функций. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных  с качеством, возникает из–за  товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики.

Кроме того, решение по выбору того или иного поставщика необходимо обосновывать перед руководством компании и лица, ответственные за принятие решений о закупках, не могут действовать  только интуитивно. Обычно такое решение  зависит от оценки способности поставщика удовлетворять критериям качества, объема, условий доставки, цены и  обслуживания.

Возможны два направления  выбора поставщика:

1. Выбор поставщика из  числа компаний, которые уже были  вашими поставщиками (или являются  ими) и с которыми уже установлены  деловые отношения. Это облегчает  выбор, так как отдел закупок  фирмы располагает точными данными  о деятельности этих компаний (хотя так бывает не всегда).

2. Выбор нового поставщика  в результате поиска и анализа  интересующего рынка: рынка, с  которым фирма уже работает, или  совершенно нового рынка. Для  проверки потенциального поставщика  часто необходимы большие затраты  времени и ресурсов, поэтому ее  следует осуществлять только  в отношении тех поставщиков  из небольшого списка, которые  действительно имеют серьезный  шанс получить большой заказ.  От потенциального поставщика, конкурирующего с существующими, ожидается большая эффективность.

В соответствии с общим  алгоритмом выбора поставщика первоначально  необходимо проанализировать возможные  источники информации о поставщиках. Длительная практика анализа рынка  поставщиков, применяемая различными компаниями, позволяет выделить следующие  основные источники информации:

-  Каталоги и прайс–листы;

-  Торговые журналы;

-  Интернет – сайты;

-  Рекламные материалы;

-  Конкурсы;

-  Банки и финансовые институты официальных органов;

-  Выставки и ярмарки;

-  Торги и аукционы;

-  Торговые представительства;

-  Собственные исследования;

-  Переписка и личные контакты с возможными поставщиками;

-  Конкуренты потенциального поставщика;

-  Специализированные информационные агентства и исследовательские организации;

-  Государственные ведомства, регистрационные палаты, налоговая инспекция, лицензионные службы и пр., обладающие открытой для ознакомления информацией.

В любом случае выбор поставщика или группы поставщиков определяется системой критериев. Составленный перечень потенциальных поставщиков анализируется  на основании следующих основных критериев:

-  цена продукции;

-  качество продукции;

-  опыт работы компании на рынке;

-  качество обслуживания покупателей;

-  надежность поставок, в том числе соблюдение графика поставок;

-  географическое расположение поставщика;

-  финансовая стабильность и финансовые условия;

-  конкурентные преимущества, а также лидерство на рынке конкретной продукции;

-  соответствие поставок логистической стратегии компании;

-  уровень затрат на доставку и хранение товара;

-  возможность длительного партнерства в бизнесе;

-  готовность к поставке;

-  гибкость поставки;

-  информационная готовность;

-  имидж поставщика;

-  упаковка продукции;

-  дополнительные услуги и др.

Установление системы  критериев для первоначального  отбора поставщиков зависит от маркетинговой (производственной) и логистической  стратегии конкретной фирмы. Необходимо также иметь в виду, что система  критериев выбора поставщиков является динамичной (особенно в условиях нестабильной экономической ситуации). Для выбора поставщиков в большинстве случаев  применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам.

Системе установленных критериев  может отвечать несколько поставщиков. В этом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственных контактов с представителями  поставщиков.

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение  в отделе логистики (закупок), и, как  правило, не может быть полностью  формализован.

Можно сформулировать следующие  главные критерии, на которых рекомендуется  строить систему выбора поставщиков:

1) В современных условиях  в качестве основного критерия  выбора следует выдвигать качество  продукции. Качество относится  к способности поставщика обеспечить  товары и услуги в соответствии  со спецификациями. Качество может  относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям  потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками  уже были установлены отношения,  то желательно проанализировать  статистику поставки бракованных  материалов.

2) Надежность поставщика  – достаточно емкий критерий, включающий следующие параметры:  честность, отзывчивость, обязанность,  заинтересованность в ведении  бизнеса с вашей фирмой, финансовая  стабильность, репутация в своей  сфере, соблюдение ранее установленных  объемов поставки материальных  ресурсов/готовой продукции.

3) Цена. В цене должны  учитываться все затраты на  закупку конкретного ресурса  или готовой продукции, которые  включают транспортировку, административные  расходы, риск изменения курсов  валют, таможенные пошлины и  т.д.

4) Качество обслуживания. Оценка по данному критерию  требует сбора информации у  достаточно широкого круга лиц  из различных подразделений компании  и сторонних источников. Необходимо  собирать мнения о качестве  технической помощи, об отношении  поставщика к скорости реакции  на изменяющиеся требования и  условия поставок, к просьбам  о технической помощи, о квалификации  обслуживающего персонала и т.п.

Информация о работе Выбор поставщика