Правовое регулирование отношений государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 19:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - рассмотреть особенности правового регулирования отношений государственного управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить сущность, предмет и метод правового регулирования отношений государственного управления;
• Рассмотреть формы и структуру правового регулирования отношений государственного управления;
• Разобрать законность и дисциплину в государственном управлении.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовые отношения государственного управления
1.1. Предмет правового регулирования
1.2. Сущность правового регулирования
1.3. Метод правового регулирования
Глава 2. Формы и структура правового регулирования государственного управления
2.1 Механизм правового регулирования
2.2 Виды правовых норм
2.3 Виды правового регулирования
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ОСГМУ.docx

— 40.32 Кб (Скачать файл)

 

                                               МИНОБРНАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

’’ МАТИ – Российский Государственный Технологический Университет имени К.Э. Циолковского ’’ (МАТИ)

 

Кафедра ’’ Государственное, муниципальное управление, правоведение и психология ’’

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

                                          по дисциплине:

 “Основы системы государственного муниципального управления”

                                                    на тему:

 “Правовое регулирование отношений государственного управления”

 

 

 

 

 

 

                                              Выполнил: Каюмов А.М.

                                                           Группа: № 7ГМУ-2ДБ-086

                                              Проверил: Лымарь А.Б.

                                              __________________________________

 

 

 

                                     МОСКВА  2013 г.

План


 

Введение

 

Глава 1. Правовые отношения государственного управления

1.1. Предмет правового регулирования

1.2. Сущность правового регулирования

1.3. Метод правового регулирования 

 

Глава 2. Формы и структура правового регулирования государственного управления 
2.1 Механизм правового регулирования

2.2 Виды правовых норм

2.3 Виды правового регулирования

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагает осознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся поведение образует правонарушения.

Правовое регулирование, выступая как инструмент социального управления, призвано упорядочивать общественные отношения, обеспечивая реализацию позитивных интересов граждан. Самое главное, то, что механизм правового регулирования регулирует и «упорядочивает» общественные отношения, благодаря чему можно жить и не нарушать прав других граждан. Благодаря механизму правового регулирования вооруженные знаниями действующих норм права, граждане принимают решение использовать предоставленные им права, вступив в конкретные правоотношения.

Актуальность работы обусловлена тем, что правовое регулирование в российском обществе — важное условие создания стабильного правового порядка, а также органов, институтов и учреждений, способных обеспечить защиту и охрану от нарушений тех прав, свобод и законных интересов граждан и иных лиц, которые закреплены действующими нормами права. Общие социальные цели правового регулирования преследуют достижение социально полезных результатов и, в первую очередь, создание необходимых условий для прогрессивного развития и процветания общества. Но правовое регулирование может выполнить свои задачи лишь в том случае, если опирается на объективную реальность, учитывает действительное положение дел.

Цель работы - рассмотреть особенности правового регулирования отношений государственного управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить сущность, предмет и метод правового регулирования отношений государственного управления;
  • Рассмотреть формы и структуру правового регулирования отношений        государственного управления;
  • Разобрать законность и дисциплину в государственном управлении.

 

 

 

Глава 1. Правовые отношения государственного управления


Правоотношения - это общественные отношения, урегулированные нормами права.

Общественные отношения, в которых выражен государственный интерес, т.е. практически реализуются задачи и функции государства по управлению делами общества, обобщенно называются государственно-управленческими отношениями.1

Это урегулированные нормами права общественные отношения, складывающиеся по поводу осуществления государственной власти в связи с необходимостью управления делами государства и общества. Их участники являются носителями субъективных прав и юридических обязанностей во взаимодействии и взаимоотношениях по решению вопросов общественной жизнедеятельности посредством государственной власти.

У правоотношений есть своя структура:

1) субъекты (участники) правоотношения, наделенные свойством  правосубъектности;

2) содержание правоотношения, т.е. субъективные права и юридические  обязанности, которыми наделяются  его участники, а также их возможные  поощрения и ответственность;

3) объект правоотношения, т.е. фактическое поведение его  участников, на которое направлено  правовое регулирование;

4) основания возникновения  правоотношения, т.е. юридические факты (события). правоотношение правовое  регулирование

Субъекты правоотношений - это те, кто наделены правами и обязанностями совершать определенные действия. Управленческие отношения по их субъектам и в зависимости от конкретных целей возникновения можно разделить на внешние и внутриорганизационные.

Внешние отношения связаны с тем воздействием, которое государственные органы оказывают на объекты, не входящие в их организационную структуру. Они складываются между государственными органами, их должностными лицами, и т.п., а также негосударственными организациями, предприятиями и учреждениями.

Внутриорганизационные отношения имеют место в структурном субординационно - иерархическом плане: между начальниками и подчиненными.

 

 

Предметом (объектом) правового регулирования государственного управления являются общественные отношения, а непосредственным - поведение субъектов в связи с осуществлением государственно-властной деятельности по управлению делами государства и общества.

Правоотношения носят, как правило, двусторонний характер: правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот. Оба участника правоотношения связаны в конечном счете с государством, которое, устанавливая права и обязанности субъектов, гарантирует их реализацию. Правоотношения подразделяются:

а) по своему содержанию - на материальные (возникающие в сфере управления) и процессуальные (складывающиеся в процессе управления, регулируя порядок и процедуры его осуществления). Материальные отношения регулируются посредством процессуальных.

б) по соотношению прав и обязанностей участников -- на вертикальные, в которых один из участников подчинен другому, и горизонтальные, участники которых не подчинены один другому;

в) по характеру юридических фактов - на правомерные, т.е. порожденные правомерными фактами, событиями и обстоятельствами, и неправомерные.

Сфера правового регулирования государственного управления определяется границами практического осуществления государственной власти и всеми иными проявлениями государственной деятельности по воздействию на общественные процессы и отношения.

Политико-экономическая реформация, движение в сторону развития рыночных отношений влияет на изменение самих форм правовой регуляции общественных отношений.

В современных условиях правовое регулирование государственного управления в России преимущественно фокусируется на:

- разработке правовых  механизмов реализации государственной  политики, выражающейся, в общефедеральных  и региональных целевых программах;

-установлении правовых  основ хозяйственной деятельности, например, государственного стимулирования  предпринимательства, обеспечения  равноправия всех форм собственности  и т.п.;

- создании нормативной  базы для эффективного управления  предприятиями, организациями и  учреждениями государственного  сектора; регулировании функционирования  различных объектов негосударственного  сектора; координации функционирования, национализированного и денационализированного секторов хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства;

-- обеспечении и  реализации прав и обязанностей  физических и юридических лиц  в сфере государственного управления;

- осуществлении  государственного контроля и  надзора за работой управляемых  и регулируемых сфер общественной  жизнедеятельности.

На современном этапе развития российского общества приоритетной формой правового регулирования государственного управления признается законодательная.

Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни имеет свои особенности и специфическое выражение. Отличия правового регулирования государственного управления в том, что оно имеет свой особый предмет, здесь имеется и свой особый метод правового регулирования. Его составляют юридические определения средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах и отношениях государства и общества в целом, отдельных граждан и их организаций.

Например, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, национальных меньшинств, а также налоговое и другие виды государственного регулирования осуществляются в рамках федерального правового регулирования (ст. 71 Конституции РФ), а регулирование режима пограничных зон, вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, семейное, жилищное и другое регулирование осуществляются в соответствии с предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ).

Сущность правового регулирования государственного управления определяют его функциональное предназначение и соответствующие способы и технологии юридического обеспечения осуществления властной воли государства. Важнейшими среди них являются: установление общеприемлемых условий нормальной упорядоченности общественных отношений, общих правил общественной жизнедеятельности.

Главный смысл правового регулирования государственного управления заключается в осуществлении целей удовлетворения индивидуальных, национальных и общечеловеческих солидарных интересов. Это достигается способами планомерной деятельности органов государственной власти. Планомерная деятельность государства не предполагает тоталитарного планирования любых общественных процессов и действий. Это является формой демократии, так как позволяет наметить желаемые ориентиры развития и показать гражданину, какие действия намерено предпринять государство и каким образом оно следует выстраиванию своих отношений с ним, осуществляется в правотворческих процедурах, обеспечивающих легитимацию намеченных планов.

Важнейшая особенность, которую следует учитывать в правовом регулировании государственного управления, - то, что оно относится к явлениям долженствования участников этих отношений.

В Российской Федерации государственная власть организуется и осуществляется на началах федерализма.

 

 В отличие  от большинства федераций современного  мира, в России допускаются три  способа регулирования в данной  сфере:

- конституционный,

- законодательный

- договорный.

Важная роль при этом принадлежит договорному регулированию посредством Федеративного договора и иных договоров о подобном разграничении (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Регламентация разграничения компетенции Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов проводится суммарно (ст. 71-72). Так, по отношению к Федеральному Собранию РФ данная проблема решается прежде всего в ст. 102-103 Конституции РФ; к Правительству РФ - ст. 114.

Правовой статус государственного органа остается центральным моментом в правовом регулировании государственного управления. Он состоит из трех групп элементов, имеющих юридический смысл.

1. положение госоргана  в общей структуре государственного  аппарата и его принадлежность  к виду властно-управленческой  деятельности (законодательная, исполнительная, судебная), уровню (федеральный, субъектов  федерации, местный), специализированным  подсистемам (общей компетенции, правоохранительной, военной и т.д.).

2. компетенция госоргана  как юридическое выражение совокупности  выполняемых им функций и полномочий  в определенной сфере деятельности.

3. организационная  структура, принципы, формы, методы  и процедуры функционирования  госоргана, порядок ведения определенных  вопросов и т.п. Правовой статус  органов государственной власти  определяется Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами. Все органы государственной власти обладают административной правосубъектностью.

Сущностным содержанием правового регулирования можно считать его нормативную основу.

Особенности предмета правового регулирования государственного управления связаны с юридическим определением средств, способов и процедур реализации государственной власти в управленческих процессах. Одной из важных его частей является деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования путем создания юридических норм, закрепленных в нормативно-правовых актах. В более конкретном плане его предметную область составляют вопросы упорядочения целеполагания, организации и функционирования структур государственной власти, определения их статуса, компетенции и полномочий и процедур деятельности по осуществлению управленческих функций во властеотношениях.

Информация о работе Правовое регулирование отношений государственного управления