Порядок и особенности формирования общественной палаты России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 20:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексный анализ конституционно-правового статуса Общественной палаты Российской Федерации.
В данной работе предлагается решить следующие задачи:
- проследить исторические предпосылки создания Общественной палаты Российской Федерации;
- провести анализ правовой основы деятельности Общественной палаты Российской Федерации;
- определить основные цели и задачи Общественной палаты РФ;
- осуществить анализ формирования Общественной палаты РФ.

Содержание

Введение 3
1. История развития и правовая основа Общественной палаты РФ 5
1.1. Исторические предпосылки создания Общественной палаты России 5
1.2. Правовая основа деятельности Общественной палаты Российской Федерации 10
2. Порядок и особенности формирования общественной палаты России 20
2.1. Основные цели и задачи Общественной палаты РФ 20
2.2. Порядок и особенности формирования Общественной палаты России 25
Заключение 32
Библиография 35

Вложенные файлы: 1 файл

Общественная палата.doc

— 219.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

 

Проблема создания эффективно действующего механизма взаимодействия граждан, общественных объединений, объединений некоммерческих организаций с органами государственной власти и местного самоуправления, подготовки решений по важнейшим социальным, экономическим и иным вопросам с учетом общественного мнения является в современной России актуальным вопросом, настоятельно требующим решения.

Становление и развитие гражданского общества, неразрывно связанное с новыми политическими и экономическими условиями жизни страны, остается одной из основных задач на протяжении всего постсоветского периода истории России. Очевидно, что отсутствие стабильно функционирующей системы взаимодействия власти и общественных структур, неразвитость институтов гражданского общества, существующая в настоящий момент, способны негативно отразиться на процессе построения демократического правового государства.

Одним из направлений развития гражданского общества, позволяющим вовлечь его представителей в процесс принятия властных решений, является законодательное оформление его отношений с органами власти, обеспечивающее поддержание с ними постоянных контактов.

Не случайно, что на данном этапе возникла идея о формировании института, представляющего интересы широких кругов российской общественности, способного повысить роль объединений граждан в процессе выработки решений органами государственной власти и местного самоуправления.

Таким институтом, призванным выполнять роль посредника между властью и представителями различных социальных групп, является Общественная палата Российской Федерации. Созданная как площадка для широкого диалога, обсуждения гражданских инициатив, Общественная палата должна стать местом проведения экспертизы ключевых государственных решений, имеющих общенациональное значение, осуществления гражданского контроля государственного аппарата, включая правоохранительные органы и специальные службы.

В связи вышесказанным, исследование конституционно-правового статуса Общественной палаты Российской Федерации как представительного органа гражданского общества является весьма актуальным. Вовлечение в деятельность Общественной палаты общероссийских, межрегиональных и региональных общественных объединений путем включения их представителей в состав Общественной палаты позволяет в полной мере учесть общественные интересы при формировании и реализации государственной политики в различных сферах.

В современной российской литературе исследованию правового статуса Общественной палаты РФ посвящены работы П.А. Астафичева, А.Н. Борисова, А.А. Векшина, В.В. Гончарова, В.В. Гриба, Л.Ю. Грудициной, Л.В. Давыдова, А.В. Иванова, С.В. Кабышева, Л.И. Ковалевой, А.А. Панова, Г.Д. Садовниковой, И.А. Слобцова, М.С. Степашиной, С.В. Федосова, Л.Ю. Юрьевой и др.

Целью курсовой работы является комплексный анализ конституционно-правового статуса Общественной палаты Российской Федерации.

В данной работе предлагается решить следующие задачи:

- проследить исторические предпосылки  создания Общественной палаты Российской Федерации;

- провести анализ правовой основы  деятельности Общественной палаты Российской Федерации;

- определить основные цели и задачи Общественной палаты РФ;

- осуществить анализ формирования Общественной палаты РФ.

Предметом исследования является анализ Общественной палаты Российской Федерации как института гражданского общества России.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся между гражданами и общественными объединениями, с одной стороны, и органами власти и правительственными учреждениями - с другой.

При написании курсовой работы применялись: системно-научный, историко-сравнительный, формально-юридический, методы анализа и синтеза.

1. История развития  и правовая основа Общественной  палаты РФ

 

1.1. Исторические предпосылки создания Общественной палаты России

 

 

Концепция создания Общественной палаты в истории современной России не является чем-то исключительным. В 1993 г. в целях обеспечения участия общественных объединений в конституционном процессе и учета общественного мнения, согласования интересов различных социальных групп и слоев общества и обеспечения постоянной связи федеральных органов государственной власти с политическими партиями, движениями, профсоюзными, молодежными и иными общественными организациями, массовыми движениями и религиозными конфессиями, органами местного самоуправления, объединениями товаропроизводителей и предпринимателей по распоряжению Президента РФ была учреждена Общественная палата Конституционного совещания1.

Общественная палата Конституционного совещания являлась организационной формой взаимодействия общественных объединений с федеральными органами власти Российской Федерации, в рамках которой проводились необходимые политические консультации по широкому кругу социально-политических вопросов. В качестве основной ее задачи отмечалась выработка предложений по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской Федерации, дополнительной же задачей являлось принятие рекомендаций по политическим, социальным и социально-экономическим вопросам. В Общественную палату Конституционного совещания входили представители политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, ассоциаций органов местного самоуправления, общероссийских профсоюзов.

Вопрос о создании Общественной палаты Президент РФ поднял 13 сентября 2004 г. на расширенном заседании Правительства РФ, посвященном последствиям трагических событий в Беслане. Там В.В. Путин сделал заявление, реализация которого существенно повлияла на политическое устройство России. Теперь глава государства будет назначать глав субъектов РФ. В Государственной Думе больше не будет одномандатников, все будут избираться по партийным спискам, все законопроекты будут проходить экспертизу в новом органе - Общественной палате.

Следует заметить, что идея создания Общественной палаты не нова. Впервые в России Общественная палата была создана Б.Н. Ельциным при Конституционном совещании в 1993 г. После принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 г. и избрания Государственной Думы в феврале 1994 г. Палата функционировала уже при Президенте РФ. Основная цель создания этой Палаты, как, впрочем, и всех последующих органов общения Президента РФ с народом, заключалась в получении экспертной оценки действий власти от представителей общественности и рекомендаций по улучшению законопроектов. Однако в Палату попали главным образом свадебные генералы - космонавты, народные артисты и певцы, профсоюзники со стажем, и потому деятельность этого органа постепенно сошла на нет.

В июне 1996 г. Палата была преобразована в Политический консультативный совет, который возглавил И.П. Рыбкин. В 2000 г. Президент РФ распустил Совет. Региональные же общественные палаты, несмотря на роспуск головного органа, продолжили свою работу. Сегодня во многих субъектах Российской Федерации действуют общественные палаты, которые имеют схожие функции (например, Общественная палата при губернаторе Московской области, Общественная палата при губернаторе Рязанской области, Общественная палата Калининградской области)2.

Следует принять во внимание опыт создания и функционирования общественных палат, политических консультативных советов и других подобного рода органов, призванных выражать позицию общественности, на федеральном и региональном уровне в России. Совещательные органы, напоминающие по своим функциям Общественную палату, были образованы при Президенте Российской Федерации в 90-е годы. Так, 16 февраля 1994 г. распоряжением Президента РФ на базе Общественной палаты Конституционного совещания была образована Общественная палата при Президенте РФ, просуществовавшая до 1996 г. 3.

Согласно Положению об этой палате она являлась совещательным органом, в рамках которого осуществлялись политические консультации по общественно значимым вопросам с целью обеспечения взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, подготовки решений Президента и Правительства России по важнейшим социальным и политическим вопросам с учетом общественного мнения, создания механизма обратной связи между общественными объединениями и органами государственной власти. Основным направлением деятельности Общественной палаты согласно Положению о ней являлась выработка рекомендаций по политическим, правовым и социально-экономическим вопросам.

В соответствии с Положением в Общественную палату входили представители политических партий, массовых движений, молодежных и иных общественных организаций, предпринимательских объединений, религиозных конфессий, представители организаций местного самоуправления, общероссийских профсоюзов, изъявивших желание принять участие в ее деятельности, при этом число объединений, представленных в Общественной палате, не могло превышать 250.

Состав Общественной палаты мог меняться по совместному решению ее Совета и представителей Администрации Президента РФ. Заседания палаты вели сопредседатели, назначаемые Президентом России.

Согласно Положению 1994 г. Общественная палата должна была прекратить свою деятельность по решению Президента России, что и произошло 25 июня 1996 г. в связи с ее преобразованием в Политический консультативный совет при Президенте Российской Федерации.

Первоначальный состав Политического консультативного совета формировался из представителей объединений, входящих в состав Общественной палаты при Президенте РФ, а также иных объединений, изъявивших желание участвовать в его работе. Состав Совета мог меняться по совместному решению его Президиума и Администрации Президента РФ.

На первый взгляд, Общественная палата в современном варианте напоминает совещательные органы, сформированные из представителей общественных объединений в 90-е годы. Действительно, между ними много общего, несмотря на значительное расширение компетенции Общественной палаты по сравнению с полномочиями ее ранее существовавших аналогов4.

Принципиальным отличием Общественной палаты при Президенте РФ 1994 г. и Политического консультативного совета было их образование как совещательных органов при главе государства, статус которых был закреплен подзаконными актами. Их состав мог меняться по совместному решению Администрации Президента и координационного органа палаты (соответственно Совета Общественной палаты и Президиума Политического консультативного совета)5.

По мнению Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, выраженному в заключении от 16 декабря 2004 г. на законопроект об Общественной палате, его принятие будет способствовать реализации прав и законных интересов граждан при решении наиболее значимых для населения страны вопросов экономического и социального развития, обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты конституционного строя России и демократических принципов организации гражданского общества6.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона "Об Общественной палате" она призвана обеспечить взаимодействие граждан с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Исходя из этой нормы можно сформулировать три (не реализованные до сих пор) потребности, которые стали официальной причиной создания Общественной палаты. К ним относятся:

- взаимодействие граждан с властью (никто не будет спорить, что  сейчас эффективного взаимодействия  такого рода просто нет), которое  строится, во-первых, на умении власть  имущих слушать и слышать народ, во-вторых, не в последнюю очередь, в осознании самим народом своих потребностей и желании донести их до власти;

- осуществление народом в лице  своих представителей в Общественной  палате контроля за деятельностью  власти.

Вспомним, что согласно ч. 1 ст. 81 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" народ на основе принципов всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании выбирает себе президента и Государственную Думу, что наводит на вполне логичный вывод: эти органы власти, и в особенности российский парламент, являются представителями своих избирателей во власти, "слугами народа".

По П.А. Астафичева, Общественная палата РФ - это представительное учреждение, поэтому ее статус и публично-правовая природа интересуют прежде всего конституционную юриспруденцию7.

 

 

1.2. Правовая основа деятельности Общественной палаты Российской Федерации

 

 

Законная деятельность любого органа должна осуществляться в границах правового поля, основу которого составляет иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы8.

Общественная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных и федеральных конституционных законов, иных нормативных правовых актов.

Общественной палаты РФ, следует представлять следующим образом:

- Конституция Российской Федерации 1993 г.;

- федеральные конституционные законы;

- федеральный закон;

- иные федеральные законы;

- нормативные правовые акты.

1) Конституция Российской Федерации 1993 г. и федеральные законы имеют  верховенство на всей территории  России (ч. 2 ст. 4). Будучи основным законом государства, Конституция определяет организацию государственной власти, закрепляет основы конституционного строя, основные права и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему. Конституция - государственно-политический документ учредительного характера, основополагающее начало всей правовой системы, юридическая база текущей законодательной и всей правотворческой деятельности. Установления Конституции развиваются и детализируются в других нормативных актах. При этом все они, от какого бы органа ни исходили, должны соответствовать нормам Конституции, иначе любой акт или его часть должны быть признаны недействующими. Особый характер Конституции, ее роль в законодательном закреплении основ общественного и государственного строя находит свое выражение в особой, усложненной процедуре ее принятия, изменения и дополнения.

Информация о работе Порядок и особенности формирования общественной палаты России