Формирование общественного центра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:51, реферат

Краткое описание

Территория городов подразделяется на селитебные (жилые) и внеселитебные районы. В селитебных районах помимо жилых домов располагаются учреждения культурно-бытового и коммунального обслуживания, территории для отдыха и инженерной инфраструктуры. Во внеселитебных районах сконцентрированы промышленные предприятия, объекты административно-хозяйственных и коммунальных служб, дорожного хозяйства и т.п.

Содержание

Введение 3
Формирование общественного центра 4
Планировочная структура городского центра 9
Складская зона 10
Оценка территории 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

градостроительствоf.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение           3

Формирование общественного центра      4

Планировочная структура городского центра     9

Складская зона          10

Оценка территории         11

Заключение          14

Список использованной литературы      16 
                                                Введение

 

Территория городов подразделяется на селитебные (жилые) и внеселитебные районы. В селитебных районах помимо жилых домов располагаются учреждения культурно-бытового и коммунального обслуживания, территории для отдыха и инженерной инфраструктуры. Во внеселитебных районах сконцентрированы промышленные предприятия, объекты административно-хозяйственных и коммунальных служб, дорожного хозяйства и т.п. Особое значение для экологической безопасности населения среди территорий города приобрели места сосредоточения наземного, и в первую очередь автомобильного, транспорта, поскольку они служат источником мощного негативного воздействия на окружающую среду и прежде всего на жилые районы. К ним относятся транспортные магистрали, пересекающие жилые и внеселитебные районы, а также гаражи и автостоянки, обычно размещаемые в селитебных районах, а зачастую и во дворовых пространствах, в непосредственной близости от жилых домов.

Транспортные магистрали, улицы, дороги являются неотъемлемым компонентом города и имеют многофункциональное назначение: служат местом передвижения транспорта, пешеходов, размещения линий надземных и подземных коммуникаций и т.п. Наиболее насыщены в транспортном отношении магистральные улицы, которые в обычных городах составляют в среднем 20-30% общей протяженности всех улиц и проездов. На них концентрируется до 60-80% всего автомобильного движения, т.е. они загружены в 10-15 раз больше, чем остальные улицы.

 

Формирование общественного центра

 

Общественная жизнь города связана с системой учреждений и комплексов культурно-бытового обслуживания. Структура общественного центра города зависит от его величины, административной значимости, места в системе расселения и хозяйственного профиля. С ростом города развивается и усложняется пространственная структура центра. В малом городе обычно формируется компактный общественный центр. В нем сосредоточены учреждения и повседневного, и периодического обслуживания. Если малый город является центром прилегающего сельско-хозяйственного района, то при рассчете обслуживающих учреждений центра учитывается и сопряженное население. В больших и крупных городах получают развитие системы центров с более сложной расчлененной структурой. Системы центров включают центры жилых и планировочных районов, микрорайонов, центры зон труда и отдыха и т.п. В крупнейших городах главным элементом пространственной структуры центров является общегородской центр. Он представляет собой обширную по территории зону, в которой преобладает административно-общественная функция. Центры крупнейших городов выполняют функции межселенного и общегородского обслуживания.

По содержанию общественные центры могут быть многофунциональными. Многофункциональными являются центры планировочных и жилых районов, центры зон труда и отдыха. Наибольшим количеством функций обладает общегородской центр. Наряду с многофункциональными формируются специализированные центры (лечебно-оздоровительные, спортивные, учебные и т.д.). Специализированные центры вместе с основной функцией выполняют ряд дополнительных (торговли и общественного питания в спортивных центрах).

На содержание и структуру общественных центров влияет хозяйственный профиль города. Например, в городах-курортах и туристических центрах развиваются лечебно-оздоровительная и просветительская функции. В городах-центрах (областных, краевых и т.д.) преобладает административно-общественная функция.

Определение состава и расчет учреждений обслуживания в некоторых центрах связаны с сезонными колебаниями населения (например, в научных или образовательных центрах). В крупнейших городах общественные центры выполняют еще и жилую функцию. Наиболее целесообразно размещение в зоне общественного центра временного жилья (гостиниц, общежитий, пансионатов, квартир, рассчитанных на короткие сроки проживания), служебных квартир административного и технического персонала, пребывание которого на территории общественного центра должно быть постоянным, жилья, совмещенного с местами приложения труда представителей некоторых профессий (мастерские, студии и т.п.).

Общегородской центр необходимо рассматривать как пространственную систему, в состав которой, кроме центрального ядра и прилегающей центральной зоны, входят взаимосвязанные с ним центры наиболее крупных планировочных районов, зон или других структурно-планировочных элементов. В зависимости от размеров и планировочной организации общегородского центра необходимо в его пределах создавать систему взаимосвязанных общественных пространств с выделением главной площади, улицы, пешеходных улиц и зон. При определении площади общегородского центра и его ядра необходимо учитывать численность населения, административную значимость, масштабы территориального развития города, местные градостроительные и природные условия. Для определения площади общественных территорий общегородского центра и его ядра следует ориентироваться на удельный показатель 5-8 м2/чел., исходя из перспективной численности населения города. В южных городах, расположенных в III Б и IV Б климатических подрайонах, следует стремиться к снижению показателя расхода территорий (до 4 м2/чел.), кроме зон повышенной сейсмичности. В городах II В и III В климатических подрайонов, в малых и курортных городах удельный показатель может быть увеличен на 15-30 %, но составлять не более 10-12 м2/чел. Удельный вес территории для системы общегородского центра и его основных элементов в балансе территорий города и центра составляет, процентов:

Центр города 3,5-5,0 для крупнейших и крупных городов (от площади города) 6,0-8,0 для других групп городов

Ядро центра города 30-35 для всех категорий городов (от площади центра)

Общественные территории 70 и более в ядре центра (от площади центра)

Интенсивность освоения территории ядра центра, эффективная с точки зрения градостроительной ценности, приводится в таблице.

 

Территория по функциональному назначению

Плотность, чел. /га

Селитебная

110-150 проживающих

Жилая

400-500 проживающих

Производственная

450-500 работающих

Общественных учреждений

150-200 работающих


 

Общегородской центр следует развивать как полифункциональную систему, включающую в себя: управление; общественную, деловую, культурно-просветительную и культурно-зрелищную деятельность; торговлю; общественное питание, бытовое и коммунальное обслуживание; связь, транспорт, жилье, отдых, туризм. В состав общегородского центра могут включаться функциональные объекты научно-производственной деятельности, здравоохранения, исключая больницы, диспансеры и другие учреждения, требующие размещения в отдельных зонах. В системе общегородского центра, исходя из его функциональной структуры, в зонах концентрации учреждений соответствующих функций следует формировать общественные комплексы (центры) моно- или полифункционального профиля.

При формировании полифункциональных комплексов (центров) общегородского значения в периферийных планировочных районах (зонах) в них следует включать административно-управленческие и научно-исследовательские учреждения, связанные с расположенными вблизи промышленно-производственными объектами. Специализированные центры, создаваемые на основе спортивных, рекреационно-оздоровительных, лечебных, учебно-научных, научно-производственных и других учреждений и объектов, не требующих больших территорий, могут формироваться в любом планировочном районе (зоне) города. Те из них, которые требуют крупных площадок для своего развития, следует размещать в периферийных планировочных районах (зонах), на въездах в город и в пригородной зоне. При создании центров периферийных планировочных районов (зон) размеры их земельных участков должны определяться исходя из общего расчета потребностей в общественных территориях. В случае их формирования в комплексе с одним из центров жилого, рекреационного или промышленно-производственного района удельный размер земельного участка последнего допускается увеличивать, но не более чем на

30 %. При формировании жилых районов  в центральной зоне их общественные  центры следует рассматривать  в общей системе общегородского  центра.

Административно-общественный центр - города, района — территория, где расположены наиболее значительные административные, зрелищные, культурно-воспитательные, торгово-распределительные и др. здания и сооружения общегородского или районного обществ, обслуживания. В архитектурном облике Административно-общественного центра находит выражение социальная основа общества той или иной эпохи. На различных исторических этапах Административно-общественный центр городов являлись узловыми пунктами их планировочной структуры, отличаясь по размещению в плане города, содержанию застройки, общему планировочному построению и тем архитектурно-композиционным средствам, которыми административные и общественные здания выделялись среди рядовой застройки. Для городов прошлых эпох было характерно наличие единого административно-общественного центра, которому старались придавать торжественно-представительский характер и преувеличенные размеры, резко противопоставляя его остальной застройке.

Новое назначение советских обществ, и обслуживающих зданий, увеличение их количества ведут к большому разнообразию планировки и застройки городских Административно-общественного центра в целях создания наиболее благоприятных условий общественного обслуживания трудящихся и выявления их значения как мест концентрации обществ, жизни населения.

Различия в планировочных решениях Административно-общественного центра зависят от содержания его застройки, величины города и местоположения центра. Так, например, в малых и средних городах, при наличии крупного промышленного предприятия, Административно-общественный центр может быть приближен к пред заводской площади или даже совмещен с ней. В небольших населенных пунктах, тяготеющих к крупным городам или являющихся их городами-спутниками, Административно-общественный центр может быть смещен в сторону вокзальной площади. В крупном городе административно-общественный центр принимает развитую форму, распространяется на обширную территорию; в планировочном отношении Административно-общественный центр представляет собой сложное сочетание площадей, бульваров, транспортных узлов и магистральных улиц. Широкое развитие обществ, жизни в сов. городах требует новой формы планировочной организации в виде соподчиненной системы, основу которой составляет Административно-общественный центр общегородского значения. Первичной ступенью системы Административно-общественного центра являются центры микрорайонов с учреждениями повседневного культурно-бытового и хозяйственного обслуживания населения (дошкольные и школьные здания, магазины товаров первой необходимости, спортивные площадки и др.).   Общественные центры зон массового отдыха застраиваются учреждениями культурно-массового обслуживания. Часть этих учреждений, особенно если они невелики по объему, может быть размещена в кооперированных зданиях. Самостоятельность местных центров увеличивается в зависимости от их удаленности от общегородского центра и степени изолированности данного района.

Практика проектирования и строительства общественных центров различного назначения и масштаба показывает, что не следует жестко регламентировать их состав и планировку. Желательны разнообразные решения административно-общественного центра с учетом конкретных условий размещения того или иного центра, состава его застройки и местных особенностей.

 

Планировочная структура городского центра

 

Территорию городского центра формируют участки общественных зданий, озеленение территории, площади, пешеходные пути, проезды, стоянки. До 50 % территории занимают транспортно-пешеходные пути и озеленение. Территория общественного центра без учета спортивных комплексов для средних, больших и крупных городов составляет 3-5 м2 на одного жителя. К планировочному решению городских центров предъявляются требования удобной связи с селитебной территорией, размещения основных объектов в радиусе 200 м от остановок общественного транспорта, изоляции от транзитного движения, организация системы пешеходных путей, связывающей все элементы и зоны центра.

Различают компактные, линейные и расчлененные схемы центров. Простейших тип компактного центра – пешеходная площадь, застроенная по периметру. Компактные центры характерны для малых и средних городов, а также для центров районов и микрорайонов. Развитие такого центра приводит к формированию островной застройки и расчленению территории площади на функциональные зоны. Подъезды и автостоянки в компактном центре предусматриваются либо по периферии центра, либо в нижнем уровне под пешеходными платформами. Возможно размещение автостоянок в специальных дворах внутри застройки. Характерной чертой компактных центров малых и средних городов является объемно-пространственное единство, несложная конфигурация и возможность единовременного зрительного восприятия.

Линейнй центр в простейшем виде – главная улица города или района с торговыми, культурно-зрелищными и административными учреждениями. Пешеходные пространства представлены тротуарами или бульварами вдоль проезжей части. При одностороннем размещении транспортной магистрали, возможно примыкание такого центра к водоемам или зеленым массивам (г. Зеленоград). Линейный центр может располагаться между двумя дорогами с односторонним движением. Расстояние между дорогами составляет не более 100-150 м для обеспечения транспортной обслуженности и пешеходной доступности. Одним из видов протяженных дублировать зоны «стандартного» обслуживания (например, зоны торговли). Такой прием позволяет создать лучшую пешеходную доступность к учреждениям обслуживания из прилегающих районов жилой застройки. Учреждения эпизодического посещения располагаются в средней части линейного центра.

Информация о работе Формирование общественного центра