Основные аспекты конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 14:31, курсовая работа

Краткое описание

Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

Содержание

Введение. 3
1.Местное самоуправление как категория конституционного права.6 6
1.1. Понятие местного самоуправления. 6
1.2. Теории местного самоуправления. 13
1.3. Принципы и функции местного самоуправления. 18
2. Основные аспекты конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ. 21
2.1. Конституционные основы местного самоуправления. 21
2.2. Место и роль местного самоуправления в государственно-правовой структуре: основы взаимосвязи и взаимодействия. 26
Заключение. 30
Список использованных источников. 32

Вложенные файлы: 1 файл

муниципальное право.docx

— 56.19 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение.                                                                                       3

1.Местное самоуправление как категория конституционного права.6                                                                                           6

1.1. Понятие местного  самоуправления.                                         6

1.2. Теории местного  самоуправления.                                          13

1.3. Принципы и  функции местного самоуправления.                   18

2. Основные аспекты  конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ.                                                    21

2.1. Конституционные  основы местного самоуправления.             21

2.2. Место и  роль местного самоуправления  в государственно-правовой структуре: основы взаимосвязи и взаимодействия.        26

Заключение.                                                                                  30

Список использованных источников.                                            32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Опыт истории убедительно свидетельствует, что движение современной цивилизации к самоуправлению народов – длительный и весьма противоречивый процесс. Внедрение принципов самоуправления приносит пользу обществу только тогда, когда оно опирается на объективно назревшие экономические и социальные потребности, выражает требования общественного прогресса.

С принятием в 1993 г. Конституции РФ на местах стала постепенно восстанавливаться представительная власть, хотя следует отметить, что принципы местного самоуправления в конституционно-нормативных актах реализуются не полностью или непоследовательно. На практике урезаются полномочия местных представительных органов, предусматривается изъятие из сферы местного самоуправления районов и городов областного подчинения с административно подчиненными им территориями. Более эффективно процесс развития самоуправленческих начал на местах на основе Конституции пошел после принятия в 1995 г. Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[1]. Важным этапом стало принятие нового закона о местном самоуправлении в 2003 г.[2]

Конституция РФ в ст. 12 полностью отказалась от советской модели организации власти на местах, исключив органы местного самоуправления из системы государственной власти, что вызывает большое количество споров. Нет определенности и в других положениях, связанных с конституционно-правовым регулированием местного самоуправления в РФ. Прежде всего это относится к понятию местного самоуправления, определению компетенции органов местного самоуправления, финансовых основ органов местного самоуправления и другим вопросам. Принятие закона 2003 года внесло довольно существенные изменения в конституционно-правовое регулирование местного самоуправления, в связи с чем весьма актуальной является задача исследования современного состояния конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ.

Становление местного самоуправления находится на самом начальном этапе современного переходного состояния российского общества. Еще не отработаны концепции и правовые установления местного самоуправления, не накоплен достаточный опыт его организации и функционирования, не выработаны теоретические научно обоснованные подходы к определению места и роли местного самоуправления в российском обществе и государстве.

В теории и практике наблюдаются два основных, прямо противоположных и, на первый взгляд, взаимоисключающих подхода. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при кот

 

ором исключается какое-либо влияние государства (кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в «огосударствлении» местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении самоуправления как продолжения государственной власти на местах.

Эти позиции порождены не чьим-либо субъективным желанием, в них отражается объективный процесс становления и развития местного самоуправления в нашей стране, неоднозначность его правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы.

Поэтому особенно актуальное значение приобретает сегодня проблема взаимодействия государства и местного самоуправления, осмысление теоретических и правовых аспектов взаимодействия государственных и самоуправленческих структур с позиций научного анализа соотношения государства и общества, правового государства и гражданского общества.

Учитывая актуальность отмеченной проблемы, целью данной работы является исследования конституционно-правового регулирования местного самоуправления на основе исследования действующей нормативно-правовой базы, учебной и научной литературы.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

выявлено понятие и сущность местного самоуправления как института конституционного права;

исследованы основные аспекты конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ.

Данная работа выполнена на основе следующей нормативной базы:

1.Конституционные  установления, закрепляющие основы  местного самоуправления в РФ.

2. Блок законодательных  актов, регулирующих данную сферу  общественных отношений, предусмотренных  Конституцией РФ.

3. Подзаконные  акты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Местное самоуправление  как категория конституционного  права

1.1. Понятие местного  самоуправления

Одной из ключевых проблем становления современной местной власти и современного российского общества является выработка научно обоснованного понятия и сущности местного самоуправления в его взаимосвязи с целями и задачами государственного и общественного развития.

Термин «местное самоуправление» продолжает наполняться более точным содержанием и проникать в широкие слои общества. Но, к сожалению, этот процесс свидетельствует также об отсутствии в обществе однозначного понимания роли института местной власти в государственном строительстве. Все еще отсутствует однозначное видение целей развития страны. В этой связи понимание термина «местное самоуправление» является одной из наиболее принципиальных проблем. «Состояние и будущее местного самоуправления в Российской Федерации в значительной мере зависят от того, какая концепция местного самоуправления берется за основу, — справедливо пишет С. А. Авакьян. — Между тем, в правовой литературе нет единства мнений в отношении содержания термина «местное самоуправление»[3].

В последнее время термин «самоуправление» используется многими, но закладывается в него при этом разный смысл. Можно сказать, что местное самоуправление – подзаконная система власти, которая функционирует в рамках законодательного поля, формируемого государством. На этом уровне принимаются властные решения в пределах функций, определенных законом. Местное самоуправление – одна из основ конституционного устройства государства. В то же время следует разграничивать систему власти и управления с различными формами самоорганизации граждан. Комитеты общественного самоуправления, уличные, домовые комитеты – все это важные и полезные общественные объединения, но не имеющие властных функций[4].

Местное самоуправление – важный элемент всей системы управления в государстве, во многом определяющий всю государственную структуру.

Термин «местное самоуправление» имеет свою историю. В России он введен в оборот в 1785 г. Во второй половине XIX в. к местному самоуправлению относилось земское и городское самоуправление. В этот же разряд входило самоуправление национальных окраин[5]. С точки зрения содержания местным самоуправлением признавалась коллективная деятельность общины по решению вопросов, локального значения.

Такое подход базировался на положении о том, что местное самоуправление есть самостоятельная коллективная деятельность общины, сферой интересов которой является круг проблем, охватываемый понятием «местные дела».

Современные определения понятия «местное самоуправление», как правило, основываются на тех же положениях. Российская научная мысль как сегодня, так и в прошлом рассматривает местное самоуправление как самостоятельную, инициативную деятельность местного населения, имеющего целью удовлетворить свои нужды и интересы.

Представления о понятии «местное самоуправление» были различными, что обусловлено приверженностью авторов к той или иной его концепции.

В настоящее время попытки определить понятие «местное самоуправление» также имеются в юридической, политической, исторической и иной научной литературе.

В. И. Фадеев полагает, что «местное самоуправление» - это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное, под свою ответственность, решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории»[6].

С. А. Авакьян справедливо утверждает: «Абсолютно недостаточно сказать, что местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением и избранными им органами местных дел (вопросов местного значения)... В таком подходе отражены предметно-объектное содержание местного самоуправления, да еще его претензия на автономность. Однако этого недостаточно, поскольку в принципе любой уровень управления имеет свой предмет (объект) и должен быть самостоятельным в деятельности, за что и несет ответственность»[7]. «Кардинальное значение, - по мнению С. А. Авакьяна, - для понимания природы местного самоуправления должны иметь такие факторы, как: наличие или отсутствие государственно-властных начал в местном самоуправлении; его положение в общей системе управления, существующей в данном государстве и обществе; набор функций местного самоуправления; его материально-финансовая база». Комментируя ст. 12 Конституции РФ, С. А. Авакьян справедливо заключает, что она исходит из общественной природы местного самоуправления.

Конституционный подход представляется С. А. Авакьяну неконструктивным и неперспективным. Местное самоуправление – это территориальное управление. Управлять же территорией, не имея властных начал, попросту немыслимо. Для этого достаточно взглянуть на круг дел, встающих перед местным самоуправлением. А они, так или иначе, связаны с общими делами и проблемами, стоящими перед страной в целом, да иначе и быть не может.

«Думается, - продолжает С. А. Авакьян, - вся концепция местного самоуправления должна строиться на следующем постулате: федеральная государственная власть РФ, государственная власть субъектов РФ и местное самоуправление есть лишь разные организационные формы самоуправления народа. Известное единство свойственно всем представительным органам, поскольку они избираются населением, работают в форме сессий, комитетов и комиссий, принимают акты, обязательные для всех, кто находится на соответствующей территории. Органы исполнительной власти различного уровня также имеют сходство функций, порядка формирования (в частности, избрание первых лиц населением). В случае необходимости на всех уровня можно прибегнуть к волеизъявлению всего народа (населения), что выразится в императивных и консультативных его голосованиях»[8].

«В настоящее время, - писал М. И. Пискотин в 1994 году, - в России с местным самоуправлением сложилась парадоксальная ситуация. Оно провозглашено Конституцией РФ, изданы указы Президента о реформе местного самоуправления и о его государственной поддержке. Между тем, на практике сегодня его гораздо меньше, чем было в годы советской власти, когда официальная идеология вообще отрицала принцип местного самоуправления, а Конституция не упоминала о нем»[9].

Местное самоуправление в любом государстве, как справедливо отмечает М. И. Пискотин, служит средством осуществления трех основных целей: обеспечения децентрализации в государственном управлении; развития демократических начал в решении вопросов местного значения и повышения эффективности в ведении местных дел.

Основной смысл местного самоуправления, в понимании М. И. Пискотина, в том, что центральная власть или власть субъекта Федерации концентрирует в своих руках соответственно лишь общегосударственные или региональные дела, решение же дел местного значения оставляется местным сообществам, т.е. населению соответствующих низовых административно-территориальных единиц. И вполне оправданно, по его мнению, Конституция РФ в ст. 130 провозглашает: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения... Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления».

Исходя из этого, делает вывод М. И. Пискотин, можно сказать, что местное самоуправление имеется лишь там, где в той или иной мере существует несколько обязательных условий и предпосылок, в том числе: наличие представительных органов, избираемых населением; выполнение основных исполнительных функций органами или должностными лицами, избираемыми непосредственно населением либо местным представительным органом; сведение роли назначаемых сверху должностных лиц, если таковые имеются, к контролю за законностью деятельности органов местного самоуправления и выполнению некоторых общегосударственных или общерегиональных функций; самостоятельность местных органов власти в ведении местных дел; наличие местного бюджета с самостоятельными доходными источниками; существование муниципальной собственности, «своего» имущества, необходимого для выполнения местными властями их задач и функций; использование институтов непосредственной демократии, в первую очередь, референдумов и сходов, собраний граждан с решающими полномочиями; развитие различных форм местного общественного самоуправления; разнообразных форм участия граждан в ведении местных дел[10]. Это достаточно полная, основанная на глубоком анализе законодательства и практики, характеристика самоуправления.

Информация о работе Основные аспекты конституционно-правового регулирования местного самоуправления в РФ